Какие способы поощрения ребенка вы применяете. Как правильно поощрять детей? Советы психолога

Поощрение ребенка – как это делать правильно? Метод «кнута и пряника» знаком каждому.

Не только родителям непослушных чад, но и политикам, управленцам, большим и малым начальникам.

Но как быть с детьми, когда чрезмерное поощрение или наказание могут серьезно подпортить их характер и повлиять на дальнейшую жизнь?

Как правильно поощрять ребенка? Вопрос не из простых. Опытным путем вам придется нащупать персональную границу, за которой начинается откровенное балование.

Каждый карапуз индивидуален. Кого-то похвала мотивирует, заставляет гордиться собой, подкрепляет уверенность в себе. Других, наоборот, расслабляет, мол, дело сделано, родные довольны, можно отдыхать.

Порой недостаток поощрения сказывается плачевно на формировании личности ребенка . Малыш растет с заниженной самооценкой, уверенный в том, что родители им недовольны и вообще «хотели девочку».

Других такой же недостаток будет мотивировать, он породит амбициозность, лидерские качества, выносливость, терпение, азарт и трудолюбие.

Поэтому, перед тем, как рассуждать о правильных методах поощрения, нужно разобраться в собственном ребенке. Понаблюдать, как он реагирует на словесную похвалу, мотивирует ли его обещание сладостей и подарков, не спадает ли его энтузиазм после получения награды?

Правила поощрения ребенка словами

1. Хвалите за дело . Слова одобрения чудодейственны лишь тогда, когда направлены на конкретный поступок. Ребенок сам завязал ботинки? Вот умница! Помог маме сделать влажную уборку? Какой молодец!

Нашел папины очки под диваном? Сыщик! Не испугался американских горок? Храбрец!

Но просто за то, что он есть, весь такой замечательный, красивый и любимый, хвалить не нужно. Просто поцелуйте его и обнимите – он знает о вашей любви.

2. Вредная похвала несет обратный эффект . Если вы постоянно твердите без повода, что ваш ребенок – самый замечательный, умный и трудолюбивый, то заставите его усомнится в собственном совершенстве.

Чадо растеряется, смутится и начнет вам доказывать, что не такое уж оно чудесное. И ждите плохого поведения.

3. Единственный ребенок в семье часто вырастает эгоистом именно потому, что все добрые слова мира направлены на его персону. Особенно усердствуют бабушки и дедушки, почитая и балуя обожаемого внучка.

Если малыш чрезмерно возгордился, попробуйте поставить его на место. Не нужно сравнивать его с другими, но вот с ним самим – вполне педагогично. «А вчера у тебя получилось гораздо лучше, может, попробуешь еще?».

4. Не оценивайте личность, оценивайте результат . Вместо того, чтобы то и дело восклицать «Ах, ты будешь ученым, такой умненький!» или «Вырастешь настоящим спортсменом, мой силач», обращайте внимание на содеянное. «Вот я столько раз отжаться не могу, и как у тебя получилось?

Ты, наверное, много тренировался?», «Какой интересный рисунок, столько разных цветов и такие четкие детали, и зайчик очень похож на зайчика, как настоящий!».

5. Не делайте вывод, давайте намеки и описывайте свои ощущения. В правильной словесной похвале важно, как вы строите предложение.

Сделайте упор на свои чувства («Мне так приятно было зайти в твою чистую, прибранную комнату!»), а уж ребенок сам додумает за вас и в следующий раз постарается не разочаровать.

6. Иногда уместная похвала вдруг становится неуместной. Так, если малыш двух лет отроду впервые справился с молнией на куртке, его надо поощрить. Но не стоит хвалить дошкольника за то, что он одевается сам. Ведь это естественный процесс, и здесь похвала даже унизительна.

Другие виды поощрения и подводные камни, с ними связанные

1) Деньги – плохой мотиватор для хороших дел. Просто потому, что помощь маме по хозяйству не должна превращаться в зарабатывание 100 рублей на мороженое.

Если вы хотите одарить чадо финансами, сделайте это по случаю праздника, а не за мытье посуды.

2) Частые подарки за хорошее поведение делают из детей великолепных манипуляторов. А еще они учатся у родителей азам подкупа. Все-таки даже шоколадка за полчаса тишины в поликлинике – это взятка «должностному лицу».

3) Желание получить заслуженный приз за чудесное поведение делает детей льстецами и подхалимами. Их помощь – неискренняя, дела выполнены кое-как, и от своего творчества и труда они получают мало удовольствия.

4) Выдумайте свою систему поощрения . Можно наклеивать на стенд в прихожей какие-нибудь красные и зеленые яблочки. В конце недели вместе подсчитывайте наклейки и «покупайте» на них билет в зоопарк или кино.

Превратите хорошее поведение и помощь по дому в увлекательный процесс: дети очень гордятся, когда напротив их имени появляется еще одна поощрительная звездочка.

5) Снимите с себя должность «зубной феи». Придумайте персонажа, который будет одаривать малыша за отважные и правильные поступки. Иногда такое поощрение необходимо в разрешении сложных психологических зажимов.

Так, если ребенок боится ходить на горшок «по-крупному», помимо сказкотерапии можно использовать систему наград и словесных дифирамбов. Это именно та ситуация, когда поощрения не будет много, а любое наказание и порицание – под запретом.

Придумайте волшебную мышку, которая будет приносить подарки каждый раз, когда ребенок наполнит горшок.

Хвалите его усердно и исправно, восторгайтесь творческим подходом и красотой полученного произведения.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Наказание

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики” , никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы . Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен . О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают ; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным .

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать :

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрение

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу , и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях . Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды . Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее : «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания , проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Ольга Ребещенкова

Как найти ту золотую серединку, которая бы помогла ребенку правильно воспринять это поощрение, а родителю грамотно похвалить его? В этом помогут разобраться советы психолога.

Родителям, говорят психологи, следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Они уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность.

Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег. Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  • Широко используемый и самый распространенный метод поощрения - обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  • Еще один действенный метод - ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  • Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  • Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  • Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»

Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.

Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  • Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  • Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  • Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат. Как правильно поощрять детей?

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям. Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом.

Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками….

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков.

Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.

Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.

Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.

Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать….

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.

Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.

Как поощрять ребенка? Большинство психологов утверждают, что зачастую родители делают это неправильно. Поэтому малыш может вырасти капризным эгоистом. Давайте разбираться вместе, используя распространенные методы.

Похвала

Психологи рекомендуют не хвалить самого ребенка, вынося одобрение только поступкам или действиям. Но давайте поставим себя на место отпрыска. Представьте ситуацию: стремясь угодить родителям, малыш убрался в комнате или вымыл посуду.

Что будет чувствовать ребенок, если не похвалить его самого? Правильно, горечь и обиду. Ведь комната или посуда не стали чистыми по мановению волшебной палочки. Кто-то же приложил для этого усилия? Он сам! А заслуженной награды не получил.

Поэтому оставляем психологов самих копаться в своих рекомендациях, и от души хвалим своего отпрыска за каждое положительное действие.

Важно! Ребенка невозможно перехвалить. Он будет рад любым добрым словам со стороны родителей. Особенно, если заслужил.

Ласка

Такие простые действия, как поглаживания по голове или спинке, поцелуи и объятия, могут творить чудеса в процессе воспитания. Только не перебарщивайте с таким поощрением, иначе после каждого положительного действия чадо будет бегать к вам за наградой.

Кстати, не забывайте к ласке добавлять похвалу. Это нужно для того, чтобы ребенок понимал, за что его поощряют.

Немного поразмыслив, возникает другой вопрос: что делать с подростками? Дети такого возраста частенько весьма негативно относятся к «телячьим нежностям». Как быть?

Оказывается, выход есть. Как бы ни было печально, но многие подростки большую часть времени проводят в интернете. И там у них очень популярен мем, который называется обнимашки. Используйте его в общении с ребенком. Он не требует поглаживаний или поцелуев, да и вообще довольно шуточный.

Но, если вместо ласки сказать отпрыску: «Да ты молодчина, иди обнимашки!», то поверьте, эффект будет поразительный. Чадо ощутит свою нужность, и будет гордиться, что родители с ними на одной волне.

Совет. Покопайтесь в интернете и выучите несколько слов из подросткового сленга. Это весьма пригодится вам в общении с ребенком. Только не используйте подобные фразы во всеуслышание или на людях. Дети стесняются таких родителей. А вот тет-а-тет - всегда, почаще и к месту.

Снятие запретов

Конечно же, в разумных пределах. Расширение прав не должно становиться вседозволенностью. Это уже не поощрение, а разнузданность. Как делать правильно?

Например, за какой-нибудь положительный поступок (помощь по домашним хлопотам, правильное решение проблемы, выполнение домашнего задания) можно разрешить ребенку лечь спать немного позднее обычного времени. Но только здесь и сейчас, то есть сегодня, а не каждый день.

Малышу 2-4 лет рекомендуется позволить посмотреть больше мультфильмов. Чаду лет 5-7 можно разрешить купить что-либо в магазине самостоятельно, без помощи взрослых. Подростку - прийти домой с прогулки чуть позднее, чем положено. Но не забывайте золотое правило: поощрение хорошо тогда, когда оно одноразовое! Не стоит вводить снятие запретов на постоянной основе.

Совет. Прежде, чем поощрять ребенка подобным образом, изучите его привычки и желания. К сожалению, многие родители практически не знакомы с собственным чадом.

Совместное времяпрепровождение

Как ни грустно это звучит, но современный ритм жизни не позволяет родителям проводить с ребенком много времени. А иногда бывает еще хуже: папа в «танчиках», мама в социальных сетях, ребенок играет сам с собой.

Используйте в качестве поощрения совместные игры, занятия. Только не обучающие! Это должны быть именно игры, чтение книг, просмотр мультиков.

Для детей постарше правильным поощрением будет прогулка в парке, на детской площадке, катание на роликах вместе с родителями.

Подросткам подойдет совместный поход в кино, зоопарк, на аттракционы. Включайте фантазию, интересуйтесь у отпрыска, чем бы он хотел заняться вместе с вами.

Финансовое вознаграждение

Современные родители используют этот вид поощрения чаще всего. Вместо карманных денег ребенку выдается определенная сумма денег за положительные действия или поступки. Например, за уборку в доме или хорошую учебу.

Здесь психологи особенно активно стучат себя пятками в грудь, доказывая, что так делать нельзя! Но давайте уже посмотрим правде в глаза: без денег сейчас никуда и нигде. Особенно, если родители друзей или одноклассников просто дают своим детям деньги без повода. Вам нужна зависть вашего ребенка по отношению к окружающим? Нет? Значит, идем в ногу со временем, и поощряем отпрыска материально.

Но есть некоторое важные нюансы, которые следует соблюдать, используя денежный эквивалент похвалы:

  1. Сумма должна быть соразмерна поступку. Нельзя давать за мытье посуды 500 рублей, а за уборку комнаты 50.
  2. Об этих деньгах родители должны забыть. Ребенок имеет полное право воспользоваться ими по собственному усмотрению. Нельзя говорить, к примеру: «Это тебе на новые ботинки.»
  3. Установите ограничение. Например, за пятерку 10 рублей, но не более 100 рублей в неделю. Иначе чадо замучает учителей желанием отвечать у доски. Или вообще возьмет педагога в долю.

В противном случае, если платить ребенку за любую мелочь (надевание колготок или подметание пола), то можно добиться совершенно противоположного эффекта. Чадо будет требовать законное денежное вознаграждение постоянно и в возрастающих объемах.

Совет. Вот только не надо сейчас про ценность учебы и багаж знаний. Нынешняя реальность не позволит быть сытым и одетым, опираясь только на знания. И в магазинах за учебу не продают еду. Просто подходите к финансовому поощрению с осторожностью и тщательно все обдумав. Но не исключайте полностью.

Подарки

Принцип действия такого поощрения сродни описанному в предыдущем пункте. Разница только в том, что деньги заменяются сладостями, игрушками, гаджетами, одеждой. Пресловутые психологи практически в один голос утверждают, что так поступать нельзя. Осмелюсь поспорить.

Ребенку важна не сама покупка или вожделенный предмет. Кто не сталкивался с ситуацией, когда игрушка-поощрение забывалась через 10 минут после покупки? Малышу нужно именно родительское одобрение сделанного поступка. Пусть даже это будет коробочка сока или упаковка фломастеров.

Приведу пример из собственной жизни. Сыну в 4 года был куплен леденец на палочке. Просто так, без повода. Размахивая конфетой во время прогулки, он ее уронил и даже не заметил. Через пару дней абсолютно такой же леденец был куплен в качестве поощрения за вытирание пыли на своем столе. И точно также конфета благополучно улетела на землю во время прогулки. О, что это было за горе! Слезы лились такие, что любой крокодил бы умер от зависти. «Мамуля, ну я же его заслужил! Я убирался, так старался!»

Естественно, сопли и слезы были вытерты, и третий леденец был торжественно вручен опечаленному ребенку. А вы говорите - не стоит поощрять чадо подарками.

Не выдавайте поощрения авансом. Ребенок уже в шестимесячном возрасте прекрасно умеет манипулировать взрослыми. Поэтому никогда не хвалите и не награждайте малыша заранее. У отпрыска должен быть стимул, а не желание получить свое любой ценой.

Не делайте соревнований между детьми за поощрение. Например, если один хорошо учится, а второй не имеет таких успехов, то исключите награду за отличные оценки из детской жизни. От слова совсем. Дух соревнований должен быть здоровым, а не обидным. Запомните это. Либо награждайте обоих детей независимо от полученных результатов, чтобы не посеять между ними вражду. Правда, тогда это нельзя назвать поощрением.

В финансовом виде награды есть интересная деталь. Кроме поощрения должны быть штрафы. За хорошие оценки - платим, за плохие - вычитаем. Очень удобно вести подсчет в специальной таблице. Ребенок научится считать свои карманные деньги, заодно вести учет. Это умение здорово пригодится во взрослой жизни.

Теперь вы знаете, как поощрять ребенка. Не скупитесь на похвалу, тогда ваше чадо станет нормальным человеком с прекрасным характером. Кстати, иногда ребенку бывает достаточно ободряющей улыбки родителя вместо материального вознаграждения. Так зачем изобретать велосипед?

Видео: поощрение как метод воспитания детей

Родители часто неправильно пользуются таким воспитательным средством, как поощрение . Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Поощрение как метод воспитания детей

Поощрение - одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.

Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:

Лева! - умоляет мать плачущего малыша, - ну замолчи, я дам тебе конфетку.

В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:

Мама, - спрашивает он, - будут мне подарки ко дню рождения?
- Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
- Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
- А для чего тебе?
- Если не будут, зачем хорошо себя вести?

Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.

За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?

Если ребенок хорошо учится, примерно ведет себя, можете его похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только результаты его действий, но, главное, затраченные им усилия, проявленные им прилежание, упорство.

За одни способности поощрять не следует - это было бы так же неумно, как награждать за … красивое лицо. Поощрять следует за старание развить свои способности, а это обнаруживается в самом труде,

Особенно внимательны будьте к детям, которым что-либо трудно дается. Их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше нуждаются в поощрении. Вообще при использовании поощрений следует внимательно учитывать индивидуальные особенности детей. И если скромного или потерявшего веру в себя весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо очень осторожно.

Обращайте особое внимание на мотивы поведения. За хорошими действиями разных детей могут скрываться различные побуждения. Один ученик хорошо учится потому, что любознателен и трудолюбив, другой - потому, что самолюбив и желает быть первым в классе, третий- из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Так можно ли одинаково расценить их успехи?

Поощрения подобны сладостям. Давайте малышу много сладкого - оно быстро ему надоест; хвалите его чаще- он постепенно перестанет обращать внимание на ваши похвалы. К тому же он привыкнет к мысли, что хорошее поведение - не обязанность его, а заслуга.

Какие возможны формы поощрения детей?

Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове-и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.

Более высокая ступень одобрения - похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».

Похвале можно придать разные оттенки:

  • Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
  • Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
  • Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».

Важная форма поощрения детей - выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» - или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды - подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования - более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей - прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.