Азан - это что такое? Как читать азан. Время намаза

Словарное значение слова азан "оповещать, объявлять, призывать", а как выражение азан - это объявление правоверным наступление времени обязательного для всех мусульман намаза. Однокоренное с ним слово муэдзин означает - "читающий азан ", ми"зана "место для чтения азана" (минара).

В Священном Коране слово азан в одном месте выражено в смысле "возглашение, извещение" (ат-Тауба, 9/3), а как выражение в виде "зов, призыв" проходит в двух айатах (аль-Маида, 5/58; аль-Джума, 62/9). Слово азан в различном виде проходит в семи айатах Корана (аль-Бакара, 2/279; аль-Араф, 7/167; аль-Хадж, 22/27), а слово муэдзин в значении " глашатай, призывающий" проходит в двух айатах (аль-Араф, 7/44; аль-Йусуф, 12/70). В хадисах слово азан часто проходит как выражение различного вида (существительное, глагол).

Несмотря на то, что намаз стал фардом для мусульман, способ извещения времени намаза не был известен вплоть до хиджры Пророка Мухаммада в Медину. В мединский период мусульмане время от времени собирались вместе и следили за временами наступления намаза. Некоторое время по улицам ходили глашатаи с призывом " ас-салах ас-салах" (на намаз, на намаз), но и этого был не выход из положения. Очевидной была необходимость в каком-либо средстве извещения о времени наступления намаза. Поступали разные предложения - стучать о било или брус (в древности хрстиане вместо колокольного звона использовали доску, в которую стучали колотушкой, палкой), трубить в трубу, разжигать огонь, поднимать знамя. Но Пророк Мухаммад не был согласен ни с одним из предложений, т.к. било символизировало христиан, трубный звон евреев, огонь язычников. В это время одному из асхабов по имени Абдуллах б. Зайд б. Са"леба приснился азан. На следующее утро Абдуллах пришел к Пророку и рассказал о своем сне. Вслед за этим, Пророк Мухаммад велел досточмимому Билялу читать предложения азана в азане по два раза, а в икамате по одному разу. Между тем, досточтимый Умар тоже пришел к Пророку Мухаммаду и рассказал что ему тоже приснился тот же сон, но Абдуллах б. Зайд опередил его и первый рассказал о своем сне (Бухари, Азан).

Биляль взобрался на высокую крышу дома одной из женщин из племени Сыны Наджджара и впервые прочитал утренний азан (Абу Давуд). Таким образом, азан был общепризнан на 1-ом году хиджры (622 год), а по одному из преданий на 2-ом году хиджры (623 год). Впоследствии в задней части аль-Масджид ан-Набави было построено специальное место для чтения азана.

Азан, наряду с тем, что не был принят путем сунны, в Коране подтвержден словами: " Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это - потому, что они являются неразумными людьми" (аль-Маида, 5/58); " О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к пониманию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы ва только знали" (аль-Джума, 62/9).

Азана состоит из следующих слов:

"Aллаху Aкбар"
(Aллах Велик) - 4 раза
"Aш-хаду алла илаха иллалах"
(Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха) - 2 раза
"Aш-хаду анна Мухаммад Расул Аллах"
(Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-с-Салах"
(Спешите на молитву, спешите на молитву) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-л-фалах"
(Спешите к спасениею, спешите к спасению) - 2 раза
"Aллаху Акбар"
(Аллах Велик) - 2 раза
"Ла илаха илла-лах"
(Нет бога кроме Аллаха)

Во время утреннего азана после двух раз " "Хайа ‘aлa-л-фалах" два раза повторяют слова " (намаз благостнее сна) и называется это " тасвиб" .

По смыслу и содержанию азан является призывом и к намазу и к исламу. Вернее, с одной стороны посредством азана мусульман призывают к молитве и с другой стороны еще раз подтверждает незыблемую истину трех принципов Ислама - единство Аллаха, Мухаммад - посланник Его, настоящее спасение в счастливом ахирате. Если принимать во внимание, что времена намаза устанавливаются в результате положения земного шара по отношению к солнцу и повороту вокруг своей оси, то станет понятным беспрерывное чтение азана во всех уголках земного шара, вознесение этого божественного послания в любое время суток. Во многих хадисах, переданных от имени Пророка Мухаммада, подчеркивается важное значение смысла и чтение азана (Бухари).

Азан читается для фард намазов. Если слышен намаз, читающийся в мечети, то для намазов, который совершается дома, отдельного азана не требуется. Те кто находится в далеком от чтения азана месте или вдалеке от населенных пунктов могут читать азан. Азан не читается для джума намаз (пятничный намаз), витр намаз, праздничный намаз (аль-фитр, аль-адха), таравих, намаз молитвы для дождя и всех других намазов, не являющихся фардом. Во времена Пророка Мухаммада не читали азана для намазов, которые не являются фардом, намаза в случае солнечного затмения и подобных. Мусульман призывали словами " ас-салату аль-джамиа" (идемте на намаз с обществом) (Бухари). Чтение тихим голосом новорожденным в правое ушко азан, а в левое икамат является мандуб (если осуществить считается саваб, если не осуществить то не считается грехом) (Абу Давуд).

Муэдзин должен иметь сильный и звонкий голос, читать азан медленно с высокого места, чтоб люди имели возможность повтора за ним, для того чтоб голос выходил более звонко приставить кончик указательного пальца к уху или приложить ладони к ушам, стоять лицом к кибле, при "Хайа ‘aлa-с-Салах" повернуть лицо вправо, при "Хайа ‘aлa-л-фалах" влево, соблюдать принципы и нормы ислама и совершить перед чтением азана омовение - все это является мустахаб (мустахаб - это действия, часто выполняемые Пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (саваб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу).

Услышав азан каждый правоверный должен повторять за муэдзином слова азана. Только при словах "Хайа ‘aлa-с-Салах" и "Хайа ‘aлa-л-фалах" вместо этих слов произносить " Ла хавла ва ла куввата илла биллах " (все изменения, вся сила и действия возможны только с воли Аллаха). Услышав добавленное к утреннем азану предложение "" ас-Салату хайрум мин ан-навм" нужно говорить " Садакта ва берирта" (правильно и истину сказал).

После азана читается ниже следующая дуа, которую читал и сам Пророк Мухаммад и которая будет способствовать покровительству Пророка Ислама:

"Aллахумма рабба хазихи"д да"вати"т тамме ва"с салати"л каима ати Мухаммадан

ал-василата ве"л фазилата ва"б"асху макаман махмудени"ллези ваадтах"

" О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи (одари) Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь (подними) к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!". (Бухари, "Азан", 81)

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

Ему не обязательно при этом иметь омовение.

«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

Любому мусульманину, услышавшему слова азана, следует умолкнуть, даже если он читает Коран, и начать повторять все слова муаззина. Кроме того, услышав слова "Спешите на молитву! Спешите к спасению!", следует сказать: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Лляh/»

لاٰ حَوْلَ وَ لا قُوَّةَ اِلاّٰ بِاللهِ

а после слов муаззина "Молитва лучше сна!", которые произносятся во время утреннего азана, следует сказать: «Ты сказал правду, а я повинуюсь /Садакта ва барарту/», или: «Сбывается то, чего желает Аллах /Ма ша"а-Ллаhу кяна ва ма лям яша"лям якун/»

مٰا شٰا ءَ اللهُكٰانَ وَ مٰا لَمْ يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ

Если в одной мечети совершали азан и человек, слышавший его, повторял его слова, то если он услышит азан в другой мечети ему достаточно молчать.

О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе ("Аль-Василя" - название высшей ступени рая) и к высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!

УСЛОВИЯ НАМАЗА И ЕГО СТОЛПЫ

Условия, когда намаз становится правильным

  1. Быть чистым (Имеется в виду большое (гусль) и малое (вуду’) омовение).
  2. Тело должно быть чистым от наджаса
  3. Одежда должна быть чистой от наджаса
  4. Место совершения намаза должно быть чистым от наджаса (кроме простительного (легкий, невидимый) наджаса. См. тему «Наджас»

Даже ноги, руки, колени, лоб (лоб, нос) молящегося должны попадать, касаться места чистого от наджаса.

  1. Аурат молящегося должен быть закрыт
  2. Смотреть в сторону Киблы

Если молящийся находится в Мекке и видит Каабу, то должен молится в направлении самой Каабы

Если находясь в Мекке самой Каабы, не видит, то молится в ее сторону

  1. Время молитвы определенное
  2. Молящийся должен быть убежден, что время молитвы наступило (Если не убежден, то молитва недействительна)
  3. Такбиратуль Ихрам (произнесение слов «Аллаху акбар») в начале молитвы
  4. Молящийся должен совершить такбиратуль ихрам до того как совершить руку’. (Например, опоздавший должен разделить такбиратуль ихрам с поднятием рук и поднятие рук перед руку’)
  5. Намерение на намаз должно быть совершено до такбиратуль ихрам
  6. Такбиратуль ихрам произносить вслух, так чтобы сам мог услышать, если же намаз совершается обществом, то тихо, но не мысленно.
  7. Различать в намерении фарз от ваджиба

В желательных (суннаты, добровольные) намазах намерения не обязательны

  1. Чтение суры из Кур’ана
  2. Если молтва совершается за имамом, то только слушаешь, суры не читаешь.

* В этом пункте ученые разделились:

Имамы Абу Ханифа и Малик считали, что нельзя читать суры если имам читает вслух.

Но имам Аш-Шафи’и в отличие от имама Ахмада обязывал читать про себя суру Аль Фатиха.

Каждый из ученых имеет далил на свое мнение (достоверные хадисы)

  1. Поясной поклон (руку’)
  2. Земной поклон (саджда):

* Касаются земли:

· 2 ладони

· 2 ступни

  1. Высота саджда: лицо не должно быть выше на локоть от места, где ноги (ступни) например как бывает в тесных мечетях, когда саджда совершается на спину впереди молящегося.
  2. Руку’ должен быть раньше, чем саджда
  3. Сидение между двумя саджда
  4. Последнее сидение для ташахуда
  5. Кыям (стояние)
  6. Таслим (салям) в конце молитвы.

Аурат мужчины : от пупка до колен.

Для того, чтобы уйти от разногласий необходимо закрывать так же плечи.

Аурат женщины : все тело за исключением лица, кистей рук и ступней, но только от кончиков пальцев до щиколоток.

Обязанности в намазе

Мы записываем ваджиб, т.к. соглашаемся с учеными, разделяющими между фарзом и ваджибом. Те, кто не разделяют между фарзом и ваджибом могут заменить следующие пункты на фарзы или на суннаты.

  1. Чтение суры Аль Фатиха
  2. Прочитать после суры Аль Фатиха еще одну суру или 3 аята(min.) в первых двух рака’атах фарз намаза, во всех рака’атах витр намаза и добровольного намаза.
  3. Читать суру Аль Фатиха прежде других сур из Кур’ана
  4. При суджуде обязательно касание земли лбом и носом
  5. 2-ой суджуд совершать, перед тем как перейти на другой рака’ат
  6. Спокойствие между обязанностями (фарзы или ваджибы) намаза, паузы.
  7. Первое сидение для ташахуда (после 2 – го рака’ата)
  8. Чтение ташахуда в первом сидении
  9. Чтение ташахуда в последнем рака’ате (во время сидения)
  10. После первого ташахуда сразу же встать (в 3 –х или 4 –х рака’атном намазе)
  11. Говорить «Ас Саляму ‘алейкум» в конце намаза. Что касается таслима, то, если собрать общие доказательства ученых, более достоверны слова 3-х имамов, что таслим это столп. Мы берем их слова, учитывая мнение имама Абу Ханифы
  12. Читать ду’а кунут во время витра (после Аль Фатихи и другой суры совершается такбир, затем руки ставятся обратно на грудь, и читается ду’а кунут, затем руку’).
  13. Все такбиры праздничных молитв, кроме такбиратуль ихрам, который является фарзом
  14. Громко читать Кур’ан имаму на утренний намаз; в первых двух рака’атах магриб и ‘ийша, даже если он восполняет; на джум’а намаз; празждничный намаз; таравих и витр (в месяце рамадан)
  15. Чтение Кур’ана про себя имамом в зухр и аср намазах, так же в магриб и ‘ийша намазах после 2-го рака’ата, и во всех суннатах, которые совершаются утром.
  16. Если человек совершает добровольную молитву один – он имеет право выбора как ему читать в ней Кур’ан вслух или про себя.

СУННАТЫ НАМАЗА

1. Поднимать руки в такбратуль ихрам

· У имама Абу Ханифы мужчины поднимают руки так, чтоб большой палец был на уровне мочек ушей, сначала поднимаются руки, затем произносится такбир.

· Женщина по имаму Абу Ханифе следует поднимать руки до плеч, чтобы пальцы были не выше плеч и затем произносить такбир.

В ханафитской школе это считается более стыдливым и приемлемым.

У остальных 3-х имамов нет разницы в поднятии рук для мужчин и для женщин (руки до плеч или до ушей, оба варианта являются сунной)

2. Так же у трех имамов до руку’, после руку’, после стояния второго рака’ата поднятие рук является сунной, по имаму Абу Ханифе – не является.

3. Во время поднятия рук ладони должны быть ровными, открыты в сторону Киблы

4. После произнесения имамом такбиратуль ихрам сразу же за ним повторять,

5. Говорить «А’узу би Лляхи мин аш Шатани роджим»

6. Говорить «Бисми Лляхир Рахмани Рахим» перед каждой сурой Аль Фатиха в каждом рака’ате. У имама аш Шафи’и это обязательно (баслама считается частью суры)

7. Говорить «Амин» громко за имамом сунна у имамов 3-х мазхабов, у имама Абу Ханифы «Амин» следует говорить про себя. Но у всех имамов есть свои доказательства на это действие.

8. Говорить «Раббана уа лякаль хамд» после руку’ (про себя)

9. Дуа аль истифтах, аль истигазу(а’узу би Лляхи мин аш Шайтанир Раджим), басмалу(«Бисми Лляхир Рахманир Рахим) , и слова «Раббана уа лякаль хамд» следует произносить про себя

10. Ноги следует ставить на ширине плеч

Абу Наср ад Дабуси сказал: «4 пальца между ступнями – ближе к богобоязненности», но с этим его мнением не согласны Абу Ханифа и его ученики (Абу Юсуф, Аль Хасан)

3 имама: «Внешняя часть ступни должна быть наравне с плечами»

11. Суру, которую читают после Аль Фатихи:

· Для магриб намаза короткие суры (любые)

12. Говорит «Аллаху акбар» на руку’

13. Говорит в руку’ «Субхана Раббиаль ‘Азым» (min.3 раза)

14. Ставить руки на колени в руку’

15. В руку’ растопырив пальцы обхватить колени ладонями, но у имама Абу Ханифы женщины не растопыривают пальцы

16. Ноги в руку’ держать ровно

17. Спину в руку’ следует держать ровно

18. Голову держать ровно со спиной

19. Вставать из руку’ (у многих ученных это является столпом намаза, но у имама Абу Ханифы, Абу Юсуфа, Аль Хасана – это сунна)

20. Вставать из руку’ спокойно

21. В суджуде: сначала опускаться на колени, затем руки, затем лицо. Вставая из суджуда, все совершается в обратном порядке

22. Такбир для суджуда и такбир для выхода из суджуда

23. В суджуде голова должна быть между ладонями

24. Произносить в суджуде « Субхана Раббиаль А’ля» (min.3 раза)

25. В суджуде не должны соприкасаться:

· бедра с животом

· локти с телом (ребрами)

· локти с землей

* Не относится к случаям, когда намаз совершатся в джама’те и тесно.

У имама Абу Ханифы у женщин:

· локти касаются пола

· локти касаются ребер

передается отАбу Дауда.

У остальных имамов нет разницы в молитве мужчин и женщин и они не согласны с имамом Абу Ханифой в этом вопросе.

26. Сидеть некоторое время между суджудами

27. Ставит ладони на колени (бедра) между суджудами

28. Во время сидения:

· правая ступня ставится на пальцы, пальцы должны быть направлены в сторону Киблы

· левую ногу следует загнуть по себя

(Аль Ифтираш)

По имаму Абу Ханифе женщины во время сидения подгибают обе ноги под себя пальцами в правую сторону (Таваррук)

29. По имаму Абу Ханифе во время ташахуда поднять указательный палец в сторону Киблы, во время произнесения шахады, и опустить сразу после произнесения шахады.

30. Дуа перед таслимом

31. Во время таслима сначала поворачивать голову сначала вправо затем влево. Поворачивать голову следует не сильно, чтобы сзади не было щеки молящегося.

АДАБЫ НАМАЗА

1. Вытаскивать руки из рукавов (перчаток) во время совершения Такбиратуль ихрам и при чтении, когда руки складываются на груди (если нормальные условия, т.е. не холодно т.д.)

Женщинам это не обязательно т.к. могут открыться руки.

2. Смотртеть:

· При стоянии смотреть на место саджда

· Во время руку’ смотреть на пальцы ног

· Во время саджда смотреть на нос (ближе к носу)

· Во время сидения (ташахуда) смотреть на хиджр (от живота до бедер). Чтобы не отвлекаться во время поклонения.

· Во время таслима смотреть на плечо

3. Во время зевания закрывать рот правой рукой

· Во время намаза закрывать рот следует внутренней стороной ладони

· Не во время намаза тыльной стороной ладони

  1. Во время икомата вставать, когда муаззин произносит слова «Хайа ‘аля солят», «Хайа ‘аляль фалях».

КАК СОВЕРШАТЬ НАМАЗ

Если мужчина начинает совершать намаз – вытаскивает руки из рукавов;

Затем следует поднять руки (ладони) до уровня ушей;

Произнести такбир «Аллаху акбар». Не тянуть звук «а». Одновременно с этим совершить намерение на конкретный намаза (намерение вслух не произносится! );

Сложить руки, правую на левую:

· Ниже пупка у имама Абу Ханифы

· Выше пупка у имама Аш Шафи’и

Либо другой вариант см. «Крепость мусульманина»

Имам и ма’мум (те, кто за имамом) говорят «Амин» про себя у имама Абу Ханифы. У остальных имамов «Амин» следует говорить громко.

После суры «Аль Фатиха» читает суру, которую удобно или которую молящийся знает, либо 3-4 аята любой суры

Совершить поясной поклон руку’ – сказав «Аллаху акбар»

Спокойно зафиксировать спину и голову ровно и параллельно пола, обхватить колени, растопырив пальцы;

В руку’сказать «Субхана раббиаль ‘Азым»;

Подняться из руку’ со словами Сами’а Ллаху лиман хамидах»;

Встав некоторое время стоять спокойно;

Сказать: «Раббана уа ля-каль хамд»

Если ты ма’мум и совершаешь намаз за имамом: говоришь только «Раббана уа ля-каль хамд». Если совершаешь намаз сам, то говоришь «Сами’а Ллаху лиман хамидах» и «Раббана уа ля-каль хамд»;

Произнося «Аллаху акбар» и совршить земной поклон саджда:

· Опустить колени на пол

· Затем опустить руки

· Затем лицо (лицо между ладонями, касаться лбом и носом пола)

· Спокойно, с паузой произнести в земном поклоне: «Субхана раббиаль а’ля» (min. 3 раза)

Во время поклона живот не должен касаться бедер (ног)

Во время поклона локти не должны касаться ребер (боков). Кроме случаев, когда молитва совершается в тесном месте;

У имама Абу Ханифы: у женщины в молитве живот касается ног, локти касаются боков. Хотя другие ученные с этим не согласны

Направить пальцы рук и ног в сторону Киблы;

Сидеть между суджудами опуская руки ладонями на бедра ближе к коленям. Совершать это действие спокойно;

Произнося такбир «Аллаху акбар» снова спокойно совершит суджуд (земной поклон) и в нем произносить: «Субхана раббиаль а’ля» (min. 3 раза) так же как и в первом суджуде;

Затем произнося такбир подняться на ноги не садясь и не помогая руками (у имама Абу Ханифы)

У остальных ученных можно сидеть и помогать руками или встать не совершая этих действий;

2-ой рака’ат совершается, так же как и первый, кроме:

· Не совершается ду’а истифтах

· Не произносится « А’узу би Лляхи мин аш Шайтони Рраджим»

Не является сунной у имама Абу Ханифы поднятие рук во время намаза кроме как во время такбиратуль ихрам.

Остальные 3 имама против этого мнения имама Абу Ханифы, со своими доказательствами, которые сильнее чем доказательства имама Абу Ханифы в этом вопросе, а Аллаху известно лучше.

Поднимать руки во время такбира для ду’а кунут в витр намазе.

Поднимать руки во время 2-х такбиров праздничной молитвы

Когда видишь Каабу (поднять правую руку, сказать бисмиЛлях, Аллаху акбар)

Когда касаешься Черного камня

Когда встанешь на Сафа и Марва

Во время стояния на Арафате

В День муздалифа

Во время кидания камней

Если молящийся завершил второй суджуд, после второго рака’ата садится на левую ногу, правую держит на пальцах, направляя пальцы в сторону Киблы. Руки ладонями ложит на бедра, выпрямив пальцы и не растопыривая их, (женщина садится как таваррук) и читает ташахуд Ибн Мас’уда:

*Наиболее достоверным сообщением относительно «ташаххуда» является то, которое передано Ибн Масудом, где говорится, что он сказал:

«Когда мы сидели с посланником Аллаха и совершали молитву, то говорили: “Мир Аллаху прежде Его рабов, мир такому-то и такому-то”. И посланник Аллаха сказал: “Не говорите “Мир Аллаху”, поскольку Аллах и есть мир. Однако, когда кто-то из вас сидит, пусть говорит:“Аттахиййату лил-Ляхи, ва-с-салавату, ва-т-таййибату. Ассаляму алейка аййухан-набиййу ва рахматул-Лахи ва баракатуху. Ассаляму алей-на ва аля ибади-л-Лахис-салихийн”/Приветствия Аллаху, и молитвы, и добрые дела. Мир тебе о пророк и милость Аллаха, и Его благословение. Мир и нам праведным рабам Аллаха/.И, поистине, если вы произнесёте (эти слова), они коснутся каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле, или между небесами и землей:“Ашхаду ан ля иляха илля-л-Лах, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху” /Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник/. Затем пусть каждый выбирает ту мольбу, которая ему нравится и взывает ею»

Во время шахады указывать указательным пальцем вверх, в сторону Каабы.

После второго рака’ата в остальных рака’атах (3,4) читать суру «Аль Фатиха» без дополнительной суры

Затем с правой стороны дать салям (направо потом налево)

«Ас саляму ‘алейкум уа Рахмату Ллаh».

КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ИМАМОМ

Быть имамом лучше, чем муаззином.

Совершать намаз коллективно (джам’атом) является сунной муаккада, ближайшее к ваджиб (у имама Абу Ханифы) у других имамов намаз джама’атом является ваджибом для мужчин, если есть возможность, и запрещается пропускать без причины*.

* Причины, которые принимаются шариатом: серьезно заболел, работа – в современном обществе, однако работа не является уважительной причиной для оставления пятничной молитвы.

Условия выбора имама:

Ислам – Если человек не является мусульманином, ему нельзя становится имамом, даже если у него имеются огромные знания. Не верит в Судный день, ругает сподвижников, отрицает мучения в могиле, или отрицает ангелов и т.д. Если человек узнает о наличии у имама этих вещей – ему придется переделать молитву, совершенную за ним. Если же человек узнает такое позже (например, спустя два года) то ему не надо будет повторять все молитвы, нужно будет переделать только последнюю совершенную за таким человеком молитву.

Совершеннолетие – приблизительно 13-14 лет. Человек должен понимать, что он читает. Есть исключения по возрасту, например ……….. знающий в 7 лет.

призыв на намаз, который громко провозглашается муэдзином для оповещения мусульман о наступлении времени очередной ритуальной молитвы. Для этого, в правоверном Исламе, муэдзин обращается лицом в сторону Мекки, прикладывает руки к ушам и громко восклицает: «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ашхаду ан ля иляха илляллах! Ашхаду ан ля иляха илляллах! Ашхаду анна мухаммадан расулуллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах! Хаййа аляссалат! Хаййа аляссалат! Хаййа аляльфалах! Хаййа аляльфалах! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ля иляха илляллах!». [Перевод: Аллах велик (4 раза)! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха (2 р.)! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха (2 р.)! Спешите на молитву (2 р.). Спешите к доброму делу (2 р.)! Аллах велик (2 р.)! Нет божества кроме Аллаха) (1 р.)]. При произнесении слов «Хаййа аляссалях! Хаййа аляссалях! Хаййа аляльфалях! Хаййа аляльфалях!» следует поворачивать голову направо и налево. Помимо этого, при оповещении о наступлении рассветного намаза, мусульманесунниты после слов «Хаййа аляльфалах!» говорят слова: «Ас–салату хейрун минан наум!» (Молитва лучше сна). Согласно хадисам, Билал аль–Хабаши будил этими словами пророка Мухаммада, которому они так понравились, что он позволил употребить их в утреннем азане. Шииты же после слов «Хаййа аляльфалах!» 2 раза произносят: «Хаййа ала хайриль амаль» (Спешите к совершению праведных деяний). Также у шиитов позволяется произносить после слов «Ашхаду анна Мухаммадан расулуллах!» слова «Ашхаду аннна Алиййун вали уллах» (Свидетельствую, что Али приближенный Аллаха). Однако эти шиитские формулировки отвергаются суннитскими улемами, которые считают их поздними нововведениями. Еще одной особенностью шиитского варианта азана является двухкратное произнесение слов «Ля иляха илляллах!» в конце азана. Азан должны читать те люди, которые обладают красивым и звучным голосом. Распевать его нужно не спеша. Но это распевание не должно переходить в подобие музыки. Во время чтения азана, мусульмане должны его слушать. Когда муэдзин произносит слова «Хаййа аляссалат!» и «Хаййа аляльфалах!» мусульманам рекомендуется сказать следующие слова: «Ла хаула ва ла кувва илла биллах» (Нет силы и могущества кроме как у Аллаха). Намаз стал для мусульман обязательным в Мекке с 9–го года от начала пророчества пророка Мухаммада (См. Салат). Однако в то время формы призыва народа к молитве еще не было. Дело в том, что там они были гонимы и собирались на молитвы в нужное время без призыва. После переезда в Медину мусульмане друг друга звали на молитву словами «ас–Салату Джамлатун» (собирайтесь на намаз). Но после стремительного распространения Ислама официальная форма призыва на молитву стала необходимостью. С этой целью пророк Мухаммад позвал своих сподвижников на совет. Одни предложили звонить в колокола, другие дуть в трубу, третьи разжигать костры. Однако пророк отверг эти предложения, так как это были обычаи христиан, иудеев и зороастрийцев. После дебат все они разошлись по домам. Среди сподвижников был Абдулла ибн Зейд, который той же ночью увидел во сне, что какой–то человек в зеленном одеянии подошел к нему и научил его приведенным выше словам и порядку выполнения азана. Утром он пошел к пророку Мухаммаду и рассказал ему об этом. Затем оказалось, что приблизительно такие же сны увидели многие его сподвижники, в том числе и Омар. Выслушав их, пророк одобрил эту форму призыва на молитву и поручил Абдулле ибн Зейду научить Билала аль–Хабаши словам азана, так как тот обладал очень красивым голосом. Соглас–но исламской традиции человек, которого увидели сподвижники во сне, на самом деле был посланным Аллахом ангелом Джибрилом. Таким образом, Билал стал первым муэдзином в истории Ислама. После этого азан стал призывом к молитве для мусульман в Медине, а затем во всем мире. Произнесение азана перед намазом является весьма желательным (сунна муаккада), но необязательным деянием.

1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.

2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.

3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.

4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.

5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.

6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.

7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.

Азан

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится 4 раза)

أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
(произносится дважды)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ

Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ

Хайя ‘аляс-саля́х
Перевод: «Спешите на молитву!»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ

Хайя ‘аляль-фаля́х
Перевод: «Спешите к спасению!»
(произносится дважды)

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится дважды)

لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»

Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.

(Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)

Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).

Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.

Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.

Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:

الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ

Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
Перевод: «Намаз лучше сна»

После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).

Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.

Икамат

Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:

1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.

3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.

4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.

5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.

6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:

قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ

Код ко́матис-саля́х
Перевод: «Намаз начался»

7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.

8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.

Правила азана и икамата

1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).

2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.

3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.

5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард "айн» (пятикратного и пятничного намаза).

Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ

Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»

Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:

صَدَقْتَ وَبَرَرْتَ

Садакта ва барарта

По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:

اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.

Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».

7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:

أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا

Ако́махалла́ху ва ада́маха́
Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»

8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:

а. совершение намаза;

б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);

в. во время месячных и послеродового кровотечения;

г. во время еды;

д. при интимной близости.

9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.

10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.

11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.

12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.

13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.

14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.

15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.

16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.

17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.

18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.

19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.