Наряды королевы елизаветы 2. Из чего состоит стиль Елизаветы II

Царствующая королева Великобритании Елизавета Александра Мария , или Елизавета II , - персона, привлекающая к себе внимание на протяжении последних 60 лет. 86-летняя Лилибет, как называют монаршую особу исключительно члены семьи, демонстрирует всему миру удивительную любовь к жизни, твердость духа, чувство юмора и, конечно, трепетное отношение и предельное внимание к меняющейся индустрии моды. За все время ее правления модные критики ни разу не обвинили Елизавету в дурном вкусе, сопровождая каждый ее выход в свет восторженными отзывами. Так в чем секрет стиля этой 86-летней модницы? сайт подготовил обзор лучших нарядов королевы - с момента ее коронации до прошедших Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году.

Принцесса Лилибет. 40-е

Удивительно, но почти всю жизнь Елизавету преследовало утверждение о том, что она якобы совершенно не интересуется модой. Распространению этого мифа способствовала гувернантка юной Лилибет и ее сестры Маргарет. Женщина по имени Марион Кроуфорд в своей книге «Маленькие принцессы» отмечает - будущая королева никогда не заботилась о своем гардеробе и безропотно надевала то, что ей было сказано надеть. «Без каких-либо аргументов, без возражений Бет носила все. Кроме, пожалуй, длинного серого плаща макинтош, его она ненавидела», - говорит мисс Кроуфорд.

Впрочем, с писательницей-гувернанткой не соглашались модельеры. «Королева не заинтересована в высокой моде, - сказал один из самых влиятельных кутюрье 60-х годов. - Но она очень заинтересована в собственном гардеробе». Действительно, юная Елизавета никогда не была так называемой жертвой моды, но не боялась самостоятельно выбирать цвета и фасоны, участвовала в разработке силуэтов для своих будущих нарядов, не ориентируясь на диктат подиумов.

До своей коронации в 1953 году Елизавета делала ставку на светлые цвета и летящие фактуры для балов и сдержанные твидовые костюмы - для деловых поездок и путешествий. Несмотря на врожденную любовь к ярким цветам и богатым тканям, молодая наследница престола обязана была держать лицо. Белый атлас, темно-болотный креп, серый твид лишь иногда сменялись легким .

Особой любовью Елизавета пылала к шелковым и атласным юбкам с цветочными принтами и кокетливым рубашкам с рукавами ¾ - в таких комплектах типа Dior New Look Бет посещала танцевальные балы и мероприятия для монаршей молодежи.

Королевская свадьба

В 1947 году Елизавета вышла замуж за своего избранника, 26-летнего офицера британского флота Филиппа Маунтбеттена . Свадебное платье невесты по праву вошло в список самых знаменитых и красивых подвенечных нарядов XX века. Его создатель Норман Хартнелл стал портным королевского двора - и близким другом Елизаветы - в 1938 году. Хартнелл приступил к работе над свадебным нарядом, вдохновившись полотнами художников эпохи Возрождения. Несмотря на послевоенный дефицит, в Англию было доставлено более десяти тысяч речных жемчужин и шотландский шелк цвета слоновой кости. Вышивка шла по всему подолу и лифу, и при каждом движении Елизаветы платье оживало, переливалось и сверкало. Богатство декора сочеталось с достаточно скромным и простым кроем А-силуэта; длинные рукава, сдержанное декольте, кринолин - классическое и в то же время очень современное платье Елизаветы II до сих пор путешествует по музеям мира как .

Королева Елизавета. 50-е

27-летняя Елизавета взошла на престол в 1953 году - и уже ничто и никто не мешал ей проявить не только таланты управленца, но великолепный вкус. Молодая королева продолжала свое модное сотрудничество с Норманом Хартнеллом ; второе свое знаменитое творение дизайнер создал для церемонии коронации Елизаветы. , пошитое из тяжелого атласа, отличалась от свадебного наряда менее сдержанным декольте и богатым декором. По всему подолу и лифу шла золотая и изумрудная вышивка, комплект завершали длинные белоснежные перчатки и бриллиантовая диадема. Великолепная церемония транслировалась по телевидению - прецедент спровоцировал волну популярности к ТВ.

Сразу после коронации Елизавета с мужем Филиппом отправилась в 6-месячное путешествие по странам Содружества Британской нации. Молодожены посетили более 20 стран, Бет сменила при этом 100 костюмов (сшитых для нее любимым портным Хартнеллом). В этот период сформировались основы неповторимого стиля королевы - цветной монохром, удлиненные пиджаки и пальто, разнообразные шляпки в тон, сдержанные черные туфли на низком каблуке с тупым мысом.

В первые годы царствования Елизаветы она начинает сотрудничать с дизайнером Харди Эмисом , который будет одевать британскую монаршую семью вплоть до своей смерти в 2003 году. Эмис шьет для молодой королевы уникальные пальто, куртки и платья. «Я думаю, Харди всегда видел в Лиз ту самую красивую молодую женщину, которую он начал одевать в 1952 году» , - говорил коллега дизайнера.

Его фирменный почерк, до сих пор прослеживающийся в нарядах Бет, - сдержанный, но сложный крой, изысканность и королевская элегантность.

В 50-х годах стиль Елизаветы совершенно подходил ее положению - положению молодой красивой королевы. Уравновешенные и элегантные костюмы, вечерние комплекты , плотные лифы и широкие юбки, миниатюрные шляпки и сумочки. В гардеробе Елизаветы - атлас, тюль, тонкая белая шерсть, множество вышивки, диадемы и броши.

Королева-мать. 60-е-70-е

К началу нового десятилетия у Елизаветы было уже трое детей - старший, Чарльз, единственная дочь, принцесса Анна, и принц Эндрю. Естественно, сократилось количество турне и официальных приемов, поменялся и стиль королевы. Утянутая талия уступила место прямому крою, Бет стала появляться в платьях-футлярах и квадратных пальто, укоротились рукава жакетов, удлинились юбки. , разрабатываемые Симоне Мирманом , помощником Эльзы Скиапарелли , шились без полей и напоминали минималистичные тюрбаны.

К концу 60-х годов образы Елизаветы снова поменялись. Смена ориентиров связана с новым модным фаворитом Бет - им стал преемник Нормана Хартнелла , дизайнер Ян Томас . Томас чутко следил за изменениями в мировой модной индустрии и уловил общую тенденцию к более расслабленным, мягким, чуть небрежным образам. Поскольку небрежность Елизавета позволить себе не могла, она сделала ставку на женственность, плавные линии кроя, мягкие ткани и фактуры.

В это время в гардеробе Елизаветы стали появляться плиссированные юбки, шелковые брюки, платья с расклешенными рукавами. Любовь к динамичным цветам проявилась в полную силу: для официальных приемов королева выбирала яркие желтые, коралловые, зеленые комплекты.

Продолжая коллекционировать шляпки, в 70-х Бет выбирала широкополые модели, способные полностью скрыть лицо монаршей особы. Тогда же королева полюбила украшения из жемчуга.

Эпоха перемен. 80-е

Именно в течение этого десятилетия королева Елизавета оттачивает свой неповторимый стиль и становится той самой «бабушкой нации», как сейчас зовут ее англичане. Бет все еще с удовольствием демонстрирует руки, затянутые в перчатки, в платьях с короткими рукавами, любит появляться перед фотографами в брючных костюмах, не боится выглядеть не по-королевски, в косынках, очках, без макияжа.

В гардеробе королевы появляются все более дамские цвета - алый, . Елизавета с удовольствием носит драгоценности, а ее модистка Фредди Фокс уговаривает ее носить изысканные сложносочиненные шляпки с цветами.

Все чаще Елизавета появляется в свете в твидовых однотонных костюмах с юбкой; канонический образ королевы - монохромные комплекты, шляпка в тон, аккуратные сумки-клатчи, вуаль, туфли на устойчивом каблуке.

Вечерние комплекты Елизаветы - платья в пол, украшенные сверкающей вышивкой, меховые манто и боа, диадемы и колье из бриллиантов.

Ближе к народу. 90-е

В то время как западный модный мир прославляет блеск и культуру потребления, а на первый план выходят гламур и глянец, Елизавета вспоминает о своих корнях и все чаще появляется перед камерами фотографов в нарядах простолюдинки. Антипотребительский образ жизни королевы способствовал росту ее популярности, даже несмотря на то что 90-е признаны эпохой, в которой безраздельно властвует невестка Бет, леди Ди.

Удобные брючные костюмы, твидовые юбки и жилеты, грубые башмаки и резиновые сапоги, косынка, повязанная на манер героинь русских народных сказок. И тем не менее многочисленные приемы, светские вечера и официальные выходы диктуют свои правила: Елизавета появляется в платьях в пол, сшитых из тяжелого атласа, шелка и бархата. Почти все модели скроены квадратным П-силуэтом, но особенно идут 60-летней королеве, не утратившей стройности, и корсеты, которые она все еще носит.

Любимым аксессуаром Бет остаются шляпки - модные критики восхищаются модистками королевы.

Канонический образ. 2000-е.

В последние 20 лет королева Елизавета II эксплуатирует беспроигрышный образ элегантной и немного взбалмошной леди. Ее дизайнерами становятся Стюарт Парвин и Анджелла Келли , которые аккуратно и в то же время смело модифицируют стиль стареющей Елизаветы.

Главным модным инструментом выступает бескомпромиссный цвет - королева Великобритании не боится наряжаться в ярко-бирюзовые платья, пальто с золотым и малиновым принтом, активно использует , и бледно-лиловый. Кажется, чем старше Бет, тем меньше в ее гардеробе классических оттенков и тонов; за последние 10 лет модные критики не смогли вспомнить ни одного черного или серого выхода Елизаветы.

Особенно запоминающимися стали несколько появлений королевы на публике. В 2004 году на параде в честь вооруженных сил Великобритании Елизавета предстала перед подданными в монохромном костюме , комплект был исполнен в тканях разных текстур. Образ дополняли очевидная шляпка с бантом и тройная нитка жемчуга.

В 2007 году на церемонии поминовения павших в войне Елизавета II появилась в , оттенял образ платок в тон. Но, пожалуй, самым громким стал выход Елизаветы в день венчания ее внука принца Уильяма и Кейт Миддлтон . Для свадебного торжества королева выбрала глухое платье-футляр нежно-канареечного цвета с элегантной шляпкой в тон, декорированной цветочной композицией.

Сейчас стиль Елизаветы II однозначен и консервативен - это однотонные (но всегда яркие) комплекты , дополненные сдержанными туфлями и нейтральной сумочкой, элегантные короткие перчатки и сдержанные украшения. Удивительно, как, действуя в таких узких рамках, 86-летняя королева умудряется удивлять публику и критиков исключительными нарядами, которые, кстати, копируют многие монаршие особы по всему миру. В числе почитателей Елизаветы II и ее уникальных образов - королева Таиланда и герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон (которую уже называют внучкой Бет).

За последние 20 лет Елизавета в совершенстве освоила непростое искусство сочетания оттенков. Детали ее монохромных комплектов перекликаются на уровне полутонов, всегда создавая идеальные цветовые сочетания. И если говорить об уникальности стиля королевы, это стало бы первым и самым значимым элементом в длинном списке.

Fashion Tips. Уроки стиля от Елизаветы II

Смотрите другие фотографии:

За 64 года 2 месяца и 14 дней Елизавета II ни разу не сделала ошибку в выборе своего наряда, что делает ее истинной королевой стиля. В день празднования 90-летия Елизаветы II британское издание Dayli Mail вспомнило самые яркие наряды королевы за последние семь десятилетий.

Наряды британского монарха всегда отличаются оригинальным дизайном. За долгие годы Елизавета II примеряла на себя как экзотические тюрбаны, так и пышные классические платья. Ее вкусы менялись на протяжении лет, но не изменялось одно - королева всегда выглядит безупречно.

Наряды королевы - словно калейдоскоп цветов, достаточно вспомнить известную цитату Ее Величества:

"Если бы я всегда носила бежевый, то никто бы и не знал, кто я ".

Многие твердят, что королева не задумывается о моде, но пристальный взгляд специалистов на одежду Елизаветы II говорит об обратном.

Первые шаги

На данном фото 21-летняя Елизавета со своей сестрой Маргарет. До коронации еще четыре года, но уже сейчас в нарядах будущей Королевы прослеживается тенденция любви к перчаткам и сумкам, а также поясам, которые подчеркивают ее талию.

Наследница престола

Замужняя мать двоих детей принцесса Элизабет во время поездки в Вашингтон (1951 год). Это был первый официальный визит в качестве наследницы престола. Клетчатое атласное платье, оперные перчатки в сочетании с серебряной шляпой в сетку являются примером отличного вкуса в 50-х.

Молодая королева

Первые годы в роли Королевы. 1954 год, Сидней. Елизавета II в элегантном платье, которое подчеркивает ее фигуру.

Дань традициям

Нежный голубой наряд королева Елизавета II надела в 1960 году на свадьбу принцессы Маргарет. Один из редких моментов, когда королева примерила традиционное пышное платье.


Яркие путешествия

Для посещения тропических островов Елизавета II предпочитает надевать яркие наряды. В 1965 году жители острова Уайт увидели Королеву в ярко-коралловом костюме, а в 1971 Королева в желтом платье посетила Сейшельские острова.


Редкое мини

Несмотря на то, что королева Великобритании меняет наряды пять раз в день, в ее гардеробе практически невозможно увидеть стиль, подобный данному платью. Оголенные руки и длинна платья выше колен - редкое фото, которое было сделано в 1972 году во время посещения Маврикии.

Леди Ди

Елизавета II всегда остается в центре внимания. Не смогла затмить королеву в шифоновом платье на данном фото даже вечно элегантная (1992 год).


Нежный возраст

Даже в 73 года Елизавета II удивляла своими яркими нарядами. Шоу Royal Variety Performance 1999 года королева посетила в сверкающем золотом платье. Это один один из редких моментов, когда любительница шляпок показалась на публике без головного убора, с элегантно уложенными волосами.

Цвета радуги

Ну и, конечно же, непростительно не упомянуть о всех цветах радуги в гардеробе Ее Величества. "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - лучшей иллюстрацией данного способа запоминания цветов радуги по версии интернет-пользователей стали именно наряды Королевы Великобритании Елизаветы II.


Вскоре в Лондоне состоится выставка самых ярких нарядов королевы, среди них есть платье, в котором Ее Величество впервые взошла на престол. В выставку включено 150 нарядов Елизаветы II, которые составляют лишь малую часть ее королевского гардероба.

В честь 90-летнего юбилея Елизаветы II Виндзорский дворец выпустил три новые фотографии: фото королевы Великобритании с внуками и правнуками, фотография с принцессой Анной и в окружении любимых собак корги.


Кстати, предлагаем посмотреть 90 самых ярких фотографий Елизаветы II за 90 лет:

Затрагивая тему королевского стиля в Великобритании, принято упоминать супругу принца Уильяма Кейт Миддлтон, или вспоминать о яркой красавице, сестре королевы, принцессе Маргарет. Но стиль самой Елизаветы II не всегда был таким, каким мы знаем его сейчас. В молодости королева выглядела не хуже красавиц «золотого века Голливуда»! Предлагаем вам самостоятельно оценить наряды молодой Елизаветы.

Сдержанные оттенки

Юная Елизавета никогда не гналась за трендами. В то время, как ее младшая сестра была просто одержима модой и желанием привлечь к себе внимание, будущая королева отдавала предпочтение проверенной классике. Возможно, это не было продиктовано личным вкусом: Елизавета готовилась к роли королевы, поэтому строго придерживалась протокола и всячески старалась соответствовать. Для балов девушка выбирала легкие струящиеся ткани, для официальных визитов – сдержанные твидовые костюмы.

Любимыми оттенками будущей королевы были фиалковый и нежно-розовый, но в молодости она нечасто позволяла себе носить столь яркие для монаршей особы цвета. Зато сейчас, как нам известно, Елизавета восполнила свою потребность в ярких красках!

Свадебный наряд

Подвенечное платье Елизаветы II является настоящим произведением искусства! Нежное, но невероятно роскошное платье в духе Боттичелли стало одним из красивейших свадебных нарядов в истории. И это с учетом того факта, что свадьба будущей королевы пришлась на довольно тяжелое для Великобритании время: ослабленная войной страна испытывала дефицит, который коснулся и королевского семейства.

Подвенечное платье редкого персикового оттенка было пошито из китайского шелка дизайнером Норманом Хартнеллом. Ткань щедро расшили жемчугом, а четырехметровую фату украсили бутоны весенних цветов. Модельер долго держал в тайне дизайн платья, повторяя Елизавете, что оно станет его лучшей работой.

Платья для торжественных мероприятий

Норман Хартнелл долгое время числился придворным портным. Лучшие торжественные наряды Елизаветы II были созданы именно его руками.

Платье для коронации.

Роскошное бежевое платье для коронации кутюрье украсил символичной вышивкой: роза Англии, чертополох Шотландии, трилистник Северной Ирландии и Уэльский нарцисс.

Платье для коронации, 1952 год

Платье для официального визита в США.

В 1957 году Президент Соединенных Штатов Америки Дэвид Эйзенхауэр пригласил королеву посетить Белый дом. Для визита придворным портным было пошито бледно-зеленое платье с кринолином. Наряд из кружева, шелка и шифона украсили множество страз, жемчуг, бисер и даже бриллианты. Королева надела его с меховой накидкой.

Стиль Елизаветы II сейчас

Современный гардероб королевы не отличается разнообразием фасонов. Женщина строго придерживается сформировавшегося персонального стиля: консервативные платья, классические пальто, твидовые костюмы, замысловатые шляпки в тон, белые перчатки, лаконичные туфли. Единственное, что компенсирует однообразие кроя, это неожиданно яркие оттенки вещей из королевского гардероба.

Елизавета II лично участвует в разработке эскизов своих нарядов. Королевские портные отмечают, что женщина весьма привередлива, но ее замечания всегда меткие и точные.

Елизавета

Однако... это был 1947 год, когда мир только начинал понемногу оправляться после Второй мировой, и Англия не была исключением. Как писали в одном из журналов, «меню свадебных торжеств было скромным, а в аббатстве цветов, украшающих алтарь, было совсем немного; многие из числа приглашенных, которых было около двух с половиной тысяч, появились на церемонии в старых костюмах и шляпах, которые знавали лучшие времена».
И все-таки это была королевская свадьба , на которой попытались - как могли, возродить былое великолепие. Даже если пришлось делать скамеечки, на которых жениху и невесте предстояло в церкви преклонить колени, из ящиков из-под апельсинов, их просто прикрыли розовым атласом...

Платье невесты поручили Норману Хартнеллу , который был официальном кутюрье королевской семьи с 1938 года. Впервые его пригласили в Букингемский дворец в преддверии коронации Георга VI, тогда Хартнеллу предстояло создать наряды для фрейлин королевы. Говорят, что сам король Георг показал ему залу с портретами кисти Франца Винтерхальтера - художника, прославившегося в середине XIX века великолепными женскими портретами. Красавицы в роскошных платьях с пышными юбками по тогдашней моде стали для Хартнелла источником вдохновения - впрочем, он и позже черпал его в работах художников прошлого, от Ватто до Ренуара.

И когда в 1947 году принцесса Елизавета начала готовиться к свадьбе, Хартнелл снова обратился к живописи. В своей автобиографии он писал: «Я обходил лондонские музеи, вдохновляясь классической живописью, и, к счастью, нашел то, что нужно - девушка с картины Боттичелли в струящемся вдоль тела шелке цвета слоновой кости , усыпанном цветами жасмина, аспарагусом, и крошечными бутонами белых роз. Я подумал, что всю это флору на современном платье можно воссоздать с помощью хрустальных бусин и жемчуга » (речь идет о платье Флоры на картине «Весна»).

В тяжелое послевоенное время не так легко было создать роскошное платье, пусть даже речь шла о принцессе. Елизавете выделили дополнительные сто карточек на одежду , поскольку в ходу все еще была карточная система - что ж, будущая королева, прежде всего, гражданка своей страны! Кроме того, для платья понадобилось более десяти тысяч жемчужин, а в Англии невозможно было найти столько жемчуга, так что его пришлось заказывать в США. Шелк заказали в Шотландии , и тут возникли слухи, что он из «вражеских шелковичных червей», то ли японских, то ли итальянских. Разразился довольно громкий скандал. К счастью, оказалось, что шелкопряды были китайскими... Возможно, тогда Хартнеллу пришлось пожалеть, что он не воспользовался, как предлагала бабушка Елизаветы, королева-мать Мария Текская, английским атласом. Но тот был слишком плотным и блестящим, а кутюрье видел будущее платье более нежным. Таким оно и получилось.

«Богато расшитое белое атласное платье переливалось при каждом движении. По ткани были разбросаны букеты из флердоранжа , жасмина и Белой розы Йорков. Они искусно соединялись с колосьями пшеницы, символом плодородия. Вышивка была из жемчуга и стразов». От плеч спускался почти четырехметровый шлейф из шелкового тюля, тоже покрытый вышивкой. Наряд невесты дополняла длинная вуаль и атласные босоножки на относительно высоких каблучках, застегивавшиеся серебряными пряжками, украшенными жемчугом.

Два месяца работы, двадцать пять швей, десять вышивальщиц... Платье шили в обстановке, что называется, величайшей секретности. Все сотрудники Хартнелла дали подписку о неразглашении информации, а окна в ателье закрасили белой краской, да еще завесили плотным муслином. Ведь платье никто не должен был видеть до церемонии! Естественно, все умирали от любопытства, и журналисты пытались добиться своего путем подкупа - не самого кутюрье, конечно, он бы никогда на это не пошел, а его сотрудников. Однако, к счастью, это никому не удалось. Все, что увидел один из репортеров, это как из ателье за день до свадьбы выносили огромную коробку - ее отправляли во дворец.

Платья восьми подружек невесты тоже были хороши - правда, не за счет ткани, а за счет кроя и отделки. Эти наряды - прекрасный пример того, как за счет мастерства можно из скромных материалов создать нечто по-настоящему волшебное.

Юные леди, среди которых, в частности, была сестра Елизаветы, принцесса Маргарет Роуз, и их кузина, Александра Кентская использовали все свои карточки на одежду, чтобы достойно выглядеть. Их платья тоже шили в ателье Хартнелла, но, конечно, они были намного скромней. Для них использовали белый тюль, который отпускался без карточек; казалось бы, это достаточно скучно и просто, зато его вышили крошечными звездочками. Плотно облегавшие тело корсажи украсили мелкими складочками, плечи окутывал тот же тюль, отделанный по краям вышитыми белым бисером цветами, а у вырезов прикрепили большие атласные банты . Волосы украшали небольшие венки, сделанные из белых атласных лилий и розоватых «звездчатых» цветов камнеломки, дополненных отделкой из серебряного ламе. Словом, подружки невесты достойно подчеркивали ее собственную красоту и красоту наряда.

В день свадьбы принцесса Елизавета произвела фурор - платье, при всей красоте отделки, были довольно строгим по покрою, и очень подходило той, которой предстояло в будущем (как показало время, недолгом) занять трон. А при каждом движении невесты блестки на платье переливались, так что она буквально мерцала...

Прошли годы. Свадебное платье Ее Величества несколько раз выставлялось в музеях . Увы, время не щадит ничего и никого, и наряды, пусть даже королевские, не исключение. Под тяжестью вышивки ткань на юбке начала вытягиваться, юбка и рукава начали отрываться от корсажа, сама ткань истончилась... Специалистам пришлось немало потрудиться, чтобы сохранить платью достойный вид.

Но если подумать, все это не так и важно. В конце концов, его создавали не как музейный экспонат, а как

Королевские подвенечные наряды так или иначе становятся частью истории. Платье, в котором на тот момента еще только будущая королева Великобритании Елизавета II шла к алтарю, смело можно назвать одним из самых значимых нарядов в истории свадебной моды.

Свадьба наследницы британского престола, дочери короля Георга VI, будущей королевы, Елизаветы II и герцога Эдинбургского, принца Филиппа состоялась 20 ноября 1947 года. Это было сложное послевоенное время, а поэтому торжество было настолько пышным, насколько себе могла позволить на тот момент королевская семья. Скажем честно, свадьба принца Чарльза и принцессы Дианы, а также принца Уильяма и Кейт Миддлтон были в разы роскошнее. На торжестве Елизаветы II и Филиппа пытались сэкономить на всем, на чем только можно было, а поэтому декор и флористическое оформление особо ничем не выделялось. Но вот свадебный наряд… Он поистине был королевским!

1.Дизайнером свадебного платья Елизаветы II стал Норман Хартнелл – официальный кутюрье королевской семьи с 1938 года. После того, как Хартнелл создал коллекцию из 30 платьев для матери Елизаветы, на тот момент еще королевы, кутюрье стал популярен в высшем обществе. Платья от Хартнелла носили Вивьен Ли, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Гертруда Лоуренс и многие другие знаменитости. Кроме подвенечного наряда дизайнер создал также коронационный наряд для Елизаветы II. И эти два платья стали самыми выдающимися за всю историю работы дизайнера.

2.Хартнелл искал вдохновение в живописи. «Я обходил лондонские музеи, вдохновляясь классической живописью, и,к счастью, нашел то, что нужно – девушка с картины Боттичелли в струящемся вдоль тела шелке цвета слоновой кости, усыпанном цветами жасмина, аспарагуса и крошечными бутонами белых роз. Я подумал, что всю эту флору на современном платье можно воссоздать с помощью хрустальных бусин и жемчуга» , - писал в своей автобиографии Хартнелл. Рассказывал кутюрье о платье Флоры на картине «Весна», которую написал Боттичелли в 1482 году.

3.В 1947 году сложно было создать роскошное платье, даже несмотря на то, что это свадебное платье для принцессы. Так как в стране в ходу была карточная система, Елизавете выделили дополнительных сто карточек на одежду.

4.Чтобы создать наряд именно таким, как его задумал кутюрье, понадобилось более десяти тысяч жемчужин. Но так как в Англии нельзя было найти такое количество жемчуга, его заказали в США. А вот из-за шелка в газетах разразился скандал: возникли слухи, что он создан с помощью «вражеских шелковичных червей» - японских или итальянских. Но шелкопряды оказались китайскими, а саму ткань привезли из Шотландии. Бабушка Елизаветы королева Мария Текская советовала использовать английский атлас, но дизайнер посчитал его слишком плотным и блестящим, хотя из-за шумихи, скорее всего, пожалел о том, что не послушал королеву.

5.В результате получилось подвенечное платье А-силуэта с круглым вырезом, длинными рукавами и юбкой, которая создавала крупные складки. Атлас цвета айвори был расшит букетами из флердоранжа, жасмина и белой розы Йорков, которые сочетались с колосьями пшеницы, что символизируют плодородие. Богатая вышивка была создана из жемчуга и страз.

6.От плеч невесты спускался 4-метровый шлейф из тюля, который тоже был украшен вышивкой.

7.На работу понадобилось два месяца, 25 швей и 10 вышивальщиц.

8.Все работники Хартнелла дали подписку о неразглашении информации о подвенечном платье. Окна ателье закрасили белой краской, а изнутри завесили плотным муслином. В строжайшей секретности шили платье Елизаветы II. Журналисты любыми способами пытались раздобыть хоть какую-то информацию, даже были попытки подкупа сотрудников ателье, но никто не согласился на это. Максимум, что удалось запечатлеть репортеру – огромная коробка, которую выносили, чтобы отправить во дворец за день до свадьбы.

9.За 70 лет платье неоднократно выставлялось в музеях. Под тяжестью вышивки тонкий шелк, которого так добивался Хартнелл, стал еще тоньше, а в некоторых местах даже порвался. Рукава и юбка стали отрываться от корсета, поэтому специалистам пришлось изрядно потрудиться, чтобы сохранить наряд. В прошлом году свадебное платье Елизаветы II стало одним из экспонатов выставки «Моделирование правления: 90 лет стиля из королевского гардероба», которая проходила в Букингемском дворце.

10.Свадебный образ невесты дополнила 5-метровая фата из прозрачного тюля, атласные туфли и тиара матери, которая за час до торжества сломалась пополам в руках у Елизаветы, и пришлось ждать ювелира, чтобы он все починил.