Почему женщин не берут в машинисты метро? Почему женщинам запрещают водить поезда Почему среди машинистов нет женщин.

Пока Европа идет по пути всеобщей унификации и вместо привычных обращений Mr и Ms вводит бесполое Mx, наша страна продолжает отстаивать неравенство людей разного пола. По крайней мере, в профессиональной сфере.

Например, у нас, прямо как в Саудовской Аравии какой-нибудь, представительницам слабого пола запрещено работать по 456 специальностям, хотя ни в США, ни в Евросоюзе, ни в других развитых странах подобных ограничений давно нет.
Подобная практика применяется и в Белоруссии, только там список немного короче, и состоит из 200 с небольшим профессий. Впрочем, наиболее расхожие вроде пожарного, плотника и работника ликеро-водочного завода в него входят.
А еще белорусских женщин запрещено привлекать к работам на высоте более 1,3 метра (то есть, например, к сбору яблок и груш). Интересно, а собственный дачный участок тоже считается?
Больше всего споров вызывают не столько профессии с вредными и опасными условиями труда или связанные с поднятием экстремальных тяжестей, – современные дамы не рвутся работать такелажниками или дозировщиками ртути – сколько те, которые считаются условно вредными сейчас, хотя еще несколько лет назад к ним с удовольствием привлекали представительниц слабого пола.
Машинист метрополитена
Считается, что работать машинистками женщинам нельзя из-за чрезмерных нагрузок на здоровье. Вспышки яркого света, чередующиеся с мраком тоннеля, быстро портят зрение, а необходимость несколько часов держать ситуацию под полным контролем – нервы.
Сейчас эта профессия по российским законам входит в перечень тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, однако женщинам в метро путь был закрыт не всегда. После войны в Москве формировали целые женские бригады машинисток и их помощниц, потому что мужчин катастрофически не хватало. Кстати скоро такая проблема может возникнуть вновь. У машинистов должно быть отменное здоровье, а им современные молодые люди похвастаться не могут.
Пока метрополитен отодвигает возрастную планку для кандидатов в машинисты, но вполне возможно, что и гендерное неравенство в этой профессии придется отменить.Такое же ограничение, как в метро, действует и для машинистов скоростных поездов на железной дороге. Пока ими могут быть только мужчины, но пару месяцев назад РЖД уже пообещало пересмотреть это решение.
Водитель грузовика
Почему эту профессия считается в России неженской, до конца не ясно. В других странах женщины составляют небольшой, но значительный процент от общего числа водителей грузовиков. В США, например, за рулем пяти процентов больших машин сидят дамы, в Канаде этот показатель – 3,5 процента, и даже в консервативной Европе 1 процент большегрузов находится в руках женщин.
То же самое касается запрета ну управление автобусами, рассчитанными на 14 или более пассажирских мест. Неужели «Газель» дамам по плечу, а какая-нибудь «Тойота» на 15-16 мест – нет? Тем более что среди водителей троллейбусов, например, женщин уже очень много, а ведь эта работа ничуть не легче междугородних перевозок.
Пожарный
Хотя официальных ограничений на эту должность в большинстве стран, в отличие от России, нет, женщины в пожарной части до сих пор большая редкость. В США, например, они составляют лишь 0,6 процента от общего числа борцов с огнем. А в Швеции даже специальный опрос проводили несколько лет назад, и оказалось, что мужчины-пожарные не хотели бы, чтобы дамы пришли в их профессию, потому что считают свой коллектив братством, что даёт им возможность действовать в экстремальных ситуациях правильно, понимать друг друга с одного взгляда.
Тем не менее, женщины в шведских пожарных частях все-таки есть, правда немногим более сотни на всю страну. Пожалуй, единственное исключение из правил – Австралия, где активно набирают женщин-добровольцев для тушения лесных пожаров.
Работник кожевенного производства
Пока мужчина пропадает на охоте, женщины шьют одежду из шкур, так? Такую картину теперь можно увидеть только в учебниках по истории. В России женщинам запрещено заниматься сортировкой крупного кожевенного сырья, раскройкой кожи и даже чисткой кожаных изделий.
Объяснение тут, правда, есть, и весьма разумное: такое сырье обычно довольно много весит, а после того, как кожу химически обработали и раскроили, шить женщинам сумочки и туфельки никто не запрещает.
К сожалению, подобные ограничения сказываются на легализации народных промыслов, поскольку у многих народностей именно женщины традиционно занимаются выделкой кож и даже свежеванием, которым также запрещено заниматься дамам по Трудовому кодексу.
Обслуживание быков и вождение тракторов
Казалось бы, где, как не в сфере сельского хозяйства, женщины действительно востребованы? Однако именно здесь, пожалуй, больше всего гендерных ограничений. Например, дамам категорически запрещено работать с быками-производителями, жеребцами-производителями и хряками, хотя во многих домашних и небольших фермерских хозяйствах этой работой они занимаются неофициально.
Логика законодателей понятна: такая профессия чревата травмами и требует большой физической силы, чтобы удержать и успокоить разъяренное животное, если потребуется.
И если с опасными животными всё понятно, то на вопрос почему женщинам нельзя работать трактористами или машинистами, ясного ответа нет. Особенно такому запрету удивляются пожилые представительницы этих профессий, спокойно работавшие в советское время. Вспомнить хотя бы участницу стахановского движения Прасковью Анге́лину, или знаменитую трактористку Ольгу Ковалёву.
На самом деле водить сельхозтехнику женщина в России может, но только при условии, что её безопасность обеспечена по максимуму. Под это определение вполне попадают современные комбайны, оснащенные по последнему слову техники.
В ряде регионов управляться с такими машинами учат даже школьниц, чтобы, едва достигнув 18 лет, они могли сразу выйти на поле. Однако хозяйств, которые могут позволить себе новую (и довольно дорогую) технику всё еще исчезающе мало.
Примечательно, что представительниц прекрасного пола, желающих сесть за руль сельхозтехники, в последние годы становится все больше, так что вполне возможно, эта профессия скоро будет из списка вычеркнута навсегда.

Отличная история о том, как полезно не сдаваться по пути к своей мечте. И о том, что "официальный запрет" на ряд профессий для женщин - на самом деле не совсем запрет, в том числе (и в первую очередь) юридически. Возможно, кому-то эта информация будет полезной!

Электровоз желания

Впервые в России помощницей машиниста на железной дороге стала девушка — Юля Юрова из Подмосковья

Еще с советских времен профессия машиниста электропоезда считалась не женским делом: представительницы прекрасного пола могли мыть поезда, обрабатывать маслом их подшипники и проверять состояние колес, но путь к управлению этими транспортными средствами был для них заказан. Однако недавно в Подмосковье появилась первая девушка — 25-летняя Юлия Юрова из Королева — которой, несмотря на все чиновничьи преграды, все-таки удалось стать помощницей машиниста и получить доступ к заветной «баранке» электропоезда. Подробности ее удивительной истории выяснял корреспондент «МК».

фото: Геннадий Черкасов

Тернистый путь на рельсы

До 8-го класса жизнь Юлии Юровой ничем не отличалась от остальных школьниц: она увлекалась гуманитарными предметами и подумывала о карьере журналистки. Однажды, отправляясь из Королева в Москву, девушка разговорилась с машинистом пригородной электрички. Однако когда Юлия спросила железнодорожника, куда нужно пойти учиться, чтобы стать «рулевой», тот порекомендовал ей оставить эти мысли.

Говорят, запретный плод сладок. Вот так и Юля загорелась идеей связать свою жизнь с железными дорогами. Удивительно, но ее мама, Лилия Адольфовна, не стала перечить своей дочери. После окончания 11-го класса в 2005 году девушка поступила на первый курс железнодорожного колледжа №52. В приемной комиссии представительнице слабого пола были не слишком рады: сразу же сообщили, что она, конечно, может получить диплом помощника машиниста и даже пройти практику на настоящих электропоездах, но вот дальше этого ее «состав» не тронется — женщин запрещено брать в машинисты. Впрочем, руководство колледжа постаралось утешить Юлию: «Наш диплом даст тебе сразу две профессии — помощника машиниста и слесаря: по второй ты всегда сможешь работать».

Перспектива стать слесарем, прямо скажем, не сильно обрадовала Юлю, но она все равно начала учиться в железнодорожном колледже, несмотря на туманное будущее. Весной 2008 года девушка целый месяц практиковалась в роли помощника машиниста в депо «Москва-2», но после окончания практики руководство учреждения предложило ей заняться любой работой, кроме управления поездами. Тогда Юлия попыталась устроиться на работу в другое депо — «Перерва», руководитель которого, Александр Корягин, с пониманием отнесся к ее желанию после окончания учебы пойти работать именно по специальности. Именно благодаря хорошему отношению и ходатайству руководства депо Юлии Юровой буквально выпал счастливый билет: разрешение на работу в роли помощника машиниста ей дал лично тогдашний начальник Московской железной дороги Владимир Старостенко.

— Первые недели было трудно, — говорит Юля, — я работала в мужском коллективе и чувствовала, как недоверчиво на меня смотрят все машинисты и их помощники. Были и бытовые трудности — мужчинам приходилось освобождать для меня раздевалку, и они толком не знали, как относиться ко мне — снисходительно, как к девушке, которая поработает недельку и уйдет, или как к коллеге, на которую можно положиться. Моя работа заключалась в отслеживании показаний приборов в поезде, контроле за посадкой и высадкой пассажиров и помощи машинисту — к примеру, если он забывал выполнить какую-либо операцию, я должна была ему сразу же сказать об этой ошибке. Когда наш состав стоял в депо, мы вместе с машинистом обходили его, проверяли, все ли с ним в порядке. С Курского вокзала отправлялись в Серпухов, Чехов, Подольск, Щербинку, Голицыно и другие города. Там же, в депо «Перерва», я познакомилась со своим гражданским мужем, машинистом Алексеем, с которым мы вместе до сих пор. Так я работала два года.

Потом девушке пришлось сменить работу — теперь она чертила графики отправления поездов без всяких шансов вернуться «за штурвал». Но когда компания, занимающаяся пассажирскими перевозками между крупнейшими столичным вокзалами и аэропортами, в начале лета объявила набор, Юля Юрова, не раздумывая, отправила свое резюме. Рассматривалось оно долго — около двух месяцев, — но в августе девушке все же перезвонили и пригласили на собеседование. Она прошла успешно не только его, но и две строгие комиссии, одна из которых проверила ее физическое, а другая — психологическое состояние. В итоге 22 августа Юля стала помощником машиниста на поезде, курсирующем между Белорусским вокзалом и аэропортом «Шереметьево».

Среди сотрудников метро много женщин: они дежурят в будках у эскалатора, продают жетоны, моют полы на станциях, но высокооплачиваемыми машинистами стать не могут. О причинах такой дискриминации The Village спросил пресс-секретаря петербургского метрополитена и девушку, которая через суд пыталась добиться права работать машинистом.

ЮЛИЯ ШАВЕЛЬ

пресс-секретарь петербургского метрополитена

Есть постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 „Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин“». Под номером 374 в этом постановлении «машинист электропоезда и его помощник». То есть правило писало не метро: его приняли на федеральном уровне.

Единственная женская бригада машинистов в ленинградском метро была сформирована в 1955 году. Машинистов было четверо. Одна из тех женщин, Наталья Донская, жива. По её рассказам, это был очень сложный труд.

Работа машинистом, помимо огромной физической нагрузки, подразумевает и психологическую. Возьмём современный подвижной состав: в критической ситуации решение должен принимать машинист. Бывают тяжёлые случаи: человек попал под состав — машинист сообщает диспетчеру и затем сам в экстренном порядке начинает вытаскивать человека из-под поезда. Сложно представить, чтобы женщина — и физически, и психологически — могла выполнить такую работу. Ещё один момент: долгое пребывание под землёй негативно отражается на физическом состоянии женщины, в частности её репродуктивной функции.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут : главное требование —
крепкое здоровье

Лично мне постановление кажется справедливым. Я каждый день наблюдаю, насколько непростая работа у машинистов. Да, есть сильные женщины, которые и на стройках кранами управляют, и за рулём такси трудятся. Да, составы к выезду готовят не машинисты, а слесари и прочий обслуживающий персонал. Но внештатные ситуации в метро — одни из самых сложных в мире. А машинисты несут ответственность за всех людей — пассажиров — что позади них: это шесть-восемь вагонов.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут: главное требование здесь — крепкое здоровье. К сожалению, у современной молодёжи много проблем. Так что если к нам придёт здоровый 50-летний мужчина, мы его возьмём. В метрополитене большая текучка среди машинистов: бывает, что у мужчин, проработавших 20 лет, выявляются проблемы со здоровьем — тогда их переводят на другую работу, например слесарную.

За последние годы никто из женщин, кроме петербурженки Анны Клевец, не обращался к нам за трудоустройством на позицию машиниста. Для женщин в метро есть другие вакансии.

АННА КЛЕВЕЦ

Был конец 2008 года, я тогда училась на юридическом факультете. Мне понадобился дополнительный заработок. По специальности я не могла устроиться, поскольку везде требовался опыт работы. А в метро как раз постоянно звучало объявление о том, что требуются помощники машиниста — мужчины. Я, обладая юридическими знаниями, понимала, что это дискриминационное требование, поскольку по Конституции мужчины и женщины имеют равные права в сфере выбора профессии. Решила обратиться в Метрополитен, и там мне отказали в приёме на работу: устно пояснили, что берут только мужчин.

Я решила пойти в суд, потому что понимала: женщин дискриминируют по половому признаку. В итоге прошла все суды первой, второй инстанции — дошла до Верховного. У меня было параллельно два дела: первое — по отказу в приёме на работу, я пошла через районный суд Петербурга и дошла до Верховного. Второе — я обжаловала пункт постановления правительства, по которому женщинам запрещено работать в должности машиниста электропоезда. С этим заявлением сразу обратилась в Верховный суд. Потом было обращение в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение — в Комитет ООН по защите женщин от дискриминации. Пока ответа от них нет. Все остальные инстанции мне отказали и поддержали постановление правительства. Европейский суд по правам человека признал мою жалобу неприемлемой — написали, что нарушений Конвенции о защите прав человека не имеется.

Есть много вредных
профессий
, в которых
работают женщины

В случае со 162-м постановлением логика правительства следующая: это забота о репродуктивном здоровье женщин. Те вредные факторы, которые имеются в метрополитене, могут повлиять на здоровье женщины как будущей матери. Факторы — это вибрации, шум, плохая освещённость и другие.

Есть много вредных профессий, по которым работают женщины. Например, маляры, которые получают не такую высокую зарплату, как машинисты электропоезда, но при этом работают во вредных условиях. Есть возможность получать больше, и это выбор, который у женщины должен быть. Если она сама решит, что не хочет работать с такими вредными факторами, она не пойдёт в эту профессию. Есть женщины, которые уже родили, женщины, которые не планируют стать матерями, — они должны получить право быть машинистом и получать достойную зарплату.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ : Настя Яровая

В московском метрополитене работали женщины-машинисты. Когда Шарлю де Голлю показывали московский метрополитен, то он ехал в кабине машиниста, в котором был женский экипаж, и он был удивлён тому, что женщины работали машинистами - это были военные годы и женщины заменяли мужчин. В московском метро несколько лет назад работала последняя женщина-машинист - Наталья Владимировна Корниенко .



“Дорогие пассажиры, пожалуйста, побыстрее заходите в вагоны!” - нежный женский голосок можно услышать на станциях Сокольнической линии. Пассажиры недоумевают: неужели запись?! Ведь женщины не работают машинистами!

Много лет в столичной подземке среди 2000 машинистов трудится единственная женщина - Наталья Владимировна Корниенко. Именно ее утонченный голос слышат пассажиры, и именно она без страха каждый день возит их по темным тоннелям. Мы отправились в электродепо “Северное”, чтобы раскрыть профессиональные (и не только) секреты “леди метро”.

Правильно говорят: коль женщина себе что-то вбила в голову, то переубеждать ее бесполезно. Когда 17-летняя выпускница школы Наталья решительно заявила родителям, что желает стать машинистом, те просто опешили. Девочка - и добровольно лезет под землю! Но даже материнские слезы, уговоры и прочие попытки пустить карьеру дочери по другому пути (а мама сама трудилась в службе движения Московского метрополитена) не помогли: дочка без колебаний ушла в подземку.

Почти недосягаемую высоту (точнее, глубину) барышня штурмовала постепенно. Сначала пришлось корпеть над цифрами в бухгалтерии, потом - учиться, учиться и еще раз учиться. Боевое крещение удалось пройти только через восемь лет: до этого за контроллер Наталью не пускали. Страх, волнение и захватывающее дух чувство невероятной свободы - свои ощущения от первого раза юная машинистка запомнит на всю жизнь.

Раньше женщины-машинисты не были редкостью, существовали даже специальные женские бригады. Но в 80-е годы правительство издало приказ, согласно которому женщине за рулем состава - не место.

Постепенно дамочки ушли - кто на пенсию, кто на другую работу, а вот Наталья до сих пор преданно носится туда-сюда по Сокольнической линии. А станция “Сокольники” и вовсе для нее - дом родной, ведь именно отсюда она уже 30 лет заступает на пост.

Какой же русский не любит быстрой езды - это про меня, - утверждает Наталья Владимировна. - Недавно даже на права сдала, чтобы и на земле ездить.

Работать машинистом - не только держаться за руль да педали нажимать. Иногда и под вагон залезать приходится: проверить, правильно ли техника работает, все ли гаечки на месте. Раньше с этим было полегче, потому что ездили по двое. Но уже шесть лет в кабине находится только один машинист. К тому же нужно еще и за пассажирами следить, которых, по словам Натальи, очень испортил транспортный вопрос. Кто разборки в вагоне затеет, кто под колеса кинется. Наталье пришлось пережить и это: практически перед “носом” поезда на рельсы нечаянно упал человек.

Если вы, не дай бог, свалились на пути, - советует очаровательный эксперт, - то сразу же ложитесь в лоток между рельсами. Тогда поезд вас не заденет.

Кстати, Наталья не только железного коня, если надо, на скаку остановит, но и в горящую избу… то есть в ледяную прорубь войдет! Зимой она с удовольствием “моржует” на Царицынских прудах.

Я по своему опыту могу сказать, что работа машинистом никак не сказывается на женском здоровье, - убеждена Наталья. - Ну какие тут нагрузки? Едешь себе спокойно, никто не отвлекает. Да на наших улицах гораздо больше опасностей и напряга!

Сейчас у Натальи Владимировны уже есть ученики. Она подготовила более 20 специалистов. Так и проходит жизнь среди мужчин - у Натальи Владимировны три сына, младшему из которых 17. Правда, пока по стопам мамы пошел только один - он работает в эскалаторной службе. Второму трудиться в подземке не позволило зрение. А младший и вовсе заявил, что в метро и без него мужчин хватает.

Наталья - единственный символ женственности среди машинистов московских депо. Хотя, как утверждают начальники, без женского общества иногда бывает ох как сложно, ведь кто, как не прекрасная половина человечества, вносит в коллектив атмосферу тепла и уюта. Быть может, оценив успехи Натальи Корниенко, правительство и пересмотрит свое отношение к женщинам-машинистам?

Комментарий замначальника депо “Северное” Сергея Курцева:

Не приукрашивая, могу сказать, что Наталья Владимировна - наша самая ценная сотрудница. Она, без сомнения, обладает всеми качествами идеального машиниста: ответственность, самообладание, высокий профессионализм, а главное, к работе относится с душой. Мало того, я уверен, что во многом женщины гораздо более ответственны, чем мужчины, а в нашей работе это очень важно. Хотел бы я, чтобы на работу машинистом снова разрешили принимать женщин? Если они все будут брать пример с Натальи Владимировны, то безусловно!

В 2009 году 22-летняя Анна Клевец подала иск в Верховный суд. Поводом стал отказ в приеме ее на работу машинистом в метрополитен. Причина - работа запрещена для женщин. Анна посчитала это дискриминацией, но суд иск отклонил.

Сейчас перечень работ, на которых запрещено трудиться женщинам, насчитывает около 400 пунктов. Большинство из них связано с поднятием тяжестей, вредными химическим производствами или взрывчатыми веществами. Например, женщины не могут корчевать пни, копать колодцы или работать взрывниками.

Правда, в конце перечня есть особый пункт, который позволяет работодателю брать на эти работы женщин, но только при "положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации". Фактически это означает, что работодателю проще отказать соискателю на основании перечня, чем улучшать условия труда до приемлемого для женщин уровня.

Вообще ситуация с перечнем очень интересная. Большинство ограничений на труд женщин связано с угрозой их репродуктивному здоровью. Но репродуктивное здоровье мужчин не менее важно. И неясно, кому больше вредит работа, скажем, на химическом производстве.

Этот список осложняет жизнь не только Анне Клевец. После первой публикации об истории 22-летней девушки из Санкт-Петербурга с "Трудом" связалась спасатель МЧС Анна, которая не может трудиться водолазом (это тоже запрещено перечнем). "Почему можно тягать штанги, но на работе нельзя поднимать больше 40 килограммов?! - возмущается она. - Кто может запретить мне брать на себя повышенные нагрузки?"

Если для работы необходимы какие-то физические качества и определенные знания, а работник ими обладает, нет разницы, мужчина ты или женщина, заключает она. Возможно, попытки оспорить перечень предпримут и другие девушки.

Почему в России нет женщин - водителей грузовиков или машинистов электропоездов? Дело не в том, что женщины не хотят идти учиться на эти профессии, а в том, что в России действует постановление правительства, которое прямо запрещает брать женщин на работу более чем по 400 специальностям. «Ведомости» выбрали самые любопытные из них.

Женщинам в России не запрещено рыбачить, ограничения действуют только на прибрежный лов «на ручной тяге закидных неводов, подледный лов рыбы на закидных неводах, ставных сетях и вентерях».

2. Машинист электропоезда

Женщинам запрещено работать не только машинистами электропоездов, паровозов, тепловозов, дизель-поездов, но и их помощниками.

3. Водитель автобусов

Женщинам запрещено работать водителями автобусов более чем на 14 посадочных мест. Ограничение не касается городского и пригородного транспорта.

В России не может быть женщин-боцманов, матросов, шкиперов и помощников шкипера.

5. Носильщик багажа и ручной клади в аэропорту

Если вы увидите, что ваш багаж или ручную кладь в аэропорту перемещает женщина, знайте, что это нарушение российских законов.

Женщинам нельзя работать на тракторах, грузовых автомобилях, аэросанях, бульдозерах.

Корчеватель пней и вальщик леса - неженские профессии.

Ограничения для женщин действуют при операциях с рогатым скотом и свиньями.