Литеральные парафазии. Парафазия

замена нужного звука (или буквы) другим звуком (или буквой), что приводит к искажению слова, один из симптомов афазии. Характер замены зависит от формы афазии. При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков (или букв). Так, звук с заменяется звуком з, б - п и т. д. При афферентной моторной афазии заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения (т. е. близкие артикулемы). Напр., звук л заменяется звуком н, м - б или п и т. д. Л. п. проявляется как в устной, так и в письменной речи (см. Парафазия; Вербальная парафазия). Восстановление высших психический функций - отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Теоретической базой В. в. п. ф. являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-исторической природе, прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с другой стороны, нейропсихологическая концепция о системном строении и системной динамической локализации данных функций. Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Применение нейропсихологической теории В. в. п. ф. на практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. в. п. ф - речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьв, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн, Н. Н. Трауготт и др.). Дальнейшее изучение проблем В. в. п. ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления. А. Р. Лурия и его учениками (Д. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др. Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности, роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Л. С. Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительных образов. Дальнейшее развитие данного направления в нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение эмоциально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций путем корригирования изменений личности больного. Современная практическая работа в области нейрореабилитации, которая проводится в различных научно-практических центрах России, базируется на общих теоретических представлениях А. Р. Лурия о системной психологической и мозговой организации психических функций. Эти идеи легли в основу системы комплексной нейрореабилитации, разработанной В. М. Шкловским и его сотрудниками и успешно применяемой в Центре патологии речи в Москве и в др. городах России. Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. и их применения на практике связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области клинической психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью нейропсихологических методов В. в. п. ф.

Болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустико - мнестической афазии - . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово стул).

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Вербальная Парафазия" в других словарях:

    вербальная парафазия - Этимология. Происходит от лат. verbalis устный, греч. para возле + phasis высказывание. Категория. Нейропсихологическое нарушение. Специфика. Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например …

    Вербальная парафазия - замена нужного слова другим, близким к нему по смыслу. Встречается чаще всего при акустико мнестической афазии …

    парафазия - (от греч. para возле, около, phasis речь) замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов устной и письменной речи. Различают два вида П.: литеральную и вербальную. При локальных… … Большая психологическая энциклопедия

    парафазия вербальная - болезненное явление, чаще всего встречаемое при афазии акустико мнестической. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно поле ассоциативное (например, вместо слова «стол» употребляется «стул»). Словарь практического… … Большая психологическая энциклопедия

    Парафазия - (от греч. para «возле, около» и phasis «речь») – неправильное употребление отдельных звуков или букв в устной или письменной речи, смешение элементов слов, разных слов в результате волнения, рассеянности или болезненного характера. Да, вы только… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Парафазия - (пара + греч. phasis – речь). Искажение отдельных элементов речи – замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию (П. вербальная) и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению (П.… …

    - (р. verbalis) П., проявляющаяся заменой слов другими, обычно близкими по звуковой характеристике … Большой медицинский словарь

    РЕЧИ РАССТРОЙСТВА - (англ. speech disorders) распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение нормального развития речи у детей, вызванные различными заболеваниями. Р. р. возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой… … Большая психологическая энциклопедия

    Пика симптомы - (Pick A., 1902, 1904, 1917): 1. Своеобразное расстройство зрения при старческом слабоумии. Больные временами не видят показываемые им предметы, по начинают видеть их, когда внимание привлекается воздействием этого предмета на другой анализатор.… … Толковый словарь психиатрических терминов

Рассмотрим нарушения речи, связанные с органическими поражениями и функциональными изменениями центральной нервной системы, а также патопсихолингвистические речевые расстройства. Нарушения, связанные с дефектами артикуляционного аппарата и задержкой речевого развития, подробно описаны в логопедической литературе.

Нарушения речи как результат органического поражения нервной системы

Афазия

Афазии: исходя из основных видов речи, выделяются два вида афазий:

· сенсорная (рецептивная, импрессивная) - непонимание речи как окружающих лиц, так и своей;

· моторная (экспрессивная) - нарушение воспроизведения активной устной речи.

Расстройства речи, проявляющиеся в виде афазии, впервые описаны французским анатомом P. Broka в 1861 году и немецким невропатологом К. Wernicke в 1874 году.

Так П. Брока у двух больных, страдавших при жизни расстройством внутренней речи, обнаружил очаговые поражения в задней части нижней лобной извилины левого полушария мозга. С тех пор этот участок коры стали называть зоной Брока и рассматривать его как центр моторной речи, а расстройства речи при поражении этой области получило название моторной афазии (от греческого «а» - отрицание, «фазис» - речь).

Десятилетие спустя К. Вернике был открыт другой центр - центр восприятия речи (слуховой центр речи), где хранятся слуховые образцы звуков. Этот центр локализуется в задней части верхней височной извилины. Поражение этой области приводит к сенсорной афазии.

Сенсорная акустико-гностическая афазия (афазия Вернике), или «словесная глухота» характеризуется нарушением восприятия речи вследствие слуховой (акустической) агнозии.

При этом при отсутствии глухоты больной не различает на слух сходные по звучанию слова, фонемы в результате чего искажается понимание смысла отдельных слов и предложений. Больной воспринимает обращенную к нему речь как шум, либо как непонятную иностранную речь. Акустико-гностическая форма сенсорной афазии развивается при поражении центра сенсорной речи (22 поле Бродмана - средние и задние отделы верхней височной извилины левого полушария). В сенсорном центре речи (гностический центр речи) сохраняются звуковые образцы слов, поэтому его поражение приводит к речевой агнозии, когда больной, при нормальном слухе, не узнает речи, не понимает смысла слов. Слуховой центр при этом не повреждается.

Очень часто при поражении гностического центра Вернике отмечаются элементы нарушения и моторной речи вследствие отсутствия слухового контроля, т.е. контроля над собственной речью. При этом развиваются различные элементы вторичного расстройства экспрессивной речи (логорея, «словесная окрошка», парафазия, персеверация).


Логорея - многословие, речевое недержание, повышенная речевая активность.

«Словесная окрошка» - поток бессмысленных, нечленораздельных звукосочетаний.

Парафазия - искажение, неточное употребление слов, букв, звуков.

Персеверация -ответ одним и тем же словом на различные по смыслу вопросы. Даже при частичных афатических нарушениях больные также не улавливают различий в повторении, написании или чтении близких по произношению слогов, слов («ба - па», «та - да», «са - за», «забор - собор - затор» и др.), путают между собой буквы «с» и «з», «п» и «б».

Акустико-мнестическая афазия характеризуется нарушением памяти. Больной забывает названия предметов, имен. При акустико-мнестической афазии грамматическая структура фраз остается правильной, однако трудности речи связаны с подбором нужных слов. Больной не может назвать предмет, хотя хорошо определяет его назначение. Например, если больному показать ложку, то он скажет: «это то, чем едят». Обычно больной сразу вспоминает нужное слово при подсказке начального слога (называя ему только «ло», больной тут же скажет: «ложка»). Понимание речи при амнестической афазии не нарушено. Чтение вслух возможно, однако письменная речь расстроена из-за основного дефекта. Акустико-мнестическая афазия характеризуется наличием большого числа вербальных парафазии.

Вербальные парафазии - затруднения при назывании предметов. Причем подсказка первых слогов обычно не помогает.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов левой височной области (37 и 21 поля Бродмана). Одной из форм этой афазии является оптико-мнестическая афазия. При этом нарушении речи больной забывает слова, обозначающие конкретные предметы. Данная патология развивается при поражении теменно-затылочной коры на границе с височной областью. В основе дефекта лежат нарушения ассоциативных связей между центрами моторной и сенсорной речи, а также со зрительным анализатором.

При обширных поражениях мозга, когда в патологический процесс вовлекаются не только височная область (гностический центр Вернике), но и теменная область левого полушария, у больных развивается семантическая афазия.

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочных областей доминантного полушария (39 и 40 поля Бродмана).

Основными ее признаками являются затруднения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, особенно таких, которые выражают пространственные отношения. При этом больные затрудняются в понимании и выполнении инструкций типа: «нарисуй точку над кружком» или «нарисуй кружок над точкой». Для них недоступен смысл сравнительных конструкций (например, волосы у Тани светлее, чем у Лены, но темнее чем у Оли. У кого самые светлые волосы?).

В клинической практике встречается еще одна из форм сенсорной афазии - субкортикальная, или «чистая словесная глухота», когда нарушается только понимание устной речи при сохранности письменной речи и чтения. Встречаются также случаи, когда при сенсорной афазии у больного сохраняется способность повторять услышанное.

Моторная афазия (афазия Брока, речевая апраксия) - характеризуется нарушением всех компонентов экспрессивной речи. При этом больной понимает речь, но не может говорить. Он произносит только сохранившиеся в памяти единичные слова или слоги, повторяя их (речевой эмбол) и сопровождая выразительной мимикой и жестами. В тяжких случаях больной вначале совершенно лишен речи, затем речь выражена в виде бессмысленных звукосочетаний («речевые остатки»). В более легких случаях у больных сохраняются только некоторые слова, из которых он строит простые предложения. Предложения при этом очень однообразны. Характерной особенностью афазии является наличие литеральной и вербальной парафазии, аграмматизма.

Литеральная парафазия - искажение слов в результате перестановки или пропуска отдельных звуков или букв (от слова «литера» - буква).

Вербальная парафазия - искажение слов за счет замены одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению.

Аграмматизм - нарушение грамматического строя речи (неправильные окончания слов, пропуски предлогов и т.д.). В меньшей степени страдает повторение. Больной обычно говорит медленно, неохотно и мало. Употребление чисел также нарушено. Процессы мышления сохранены, и больной сознает ошибки своей речи. Моторная афазия развивается при поражении центра моторной речи - центр Брока - (поле 44 Бродмана). Одной из разновидностей моторной афазии является динамическая афазия.

Динамическая афазия. Этот вид афазии характеризуется нарушением, распадом внутренней речи. При этом больные ограничиваются односложными ответами, часто повторяя слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступны. У больных появляются трудности построения замысла высказывания, внутренней программы речи. В ряде случаев нарушения внутренней речи выражаются в виде пропуска глаголов, предлогов, местоимений, употребления шаблонных фраз, более частого использования слов в именительном падеже.

Очаг поражения при динамической афазии в префронтальной области располагается несколько кпереди и выше зоны Брока - в левом полушарии головного мозга (9, 10, 11, 46 поля Бродмана).

По данным А. Р. Лурия (1969), моторная афазия встречается в двух вариантах: моторная афазия афферентная и моторная афазия эфферентная.

Моторная афазия афферентного типа обусловлена поражением нижних отделов постцентральной зоны мозга (нижняя часть корковых полей 1, 2, 5, 7 и частично 40), характеризуется утратой всех видов устной речи - спонтанной, автоматизированной, повторения предлагаемых слов, называния показываемых предметов. Особенно грубо нарушается артикуляция звуков. Страдают также чтение и письмо. Нередко такая афазия сочетается с оральной апраксией (расстройство сложных движений губ и языка).

Моторная афазия эфферентного типа обусловлена поражением нижних отделов премоторной зоны, области Брока (поля 44, 45) и характеризуется расстройством переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Артикуляция отдельных звуков сохранена, затруднено произношение серии звуков или фразы. Продуктивная речь заменяется постоянным повторением отдельных звуков (литеральная персеверация) или слов (вербальная персеверация), а в тяжелых случаях представлена речевым эмболом. Другой отличительной чертой речи является «телеграфный стиль»: больной составляет фразы в основном из существительных, глаголы в них почти отсутствуют. Сохранены автоматизированная речь, чтение стихов, пение. Как правило, корковые нарушения речи (центры Брока и Вернике) часто сопровождаются различными расстройствами чтения и письма и проявляются в виде алексии, паралексии, аграфии, литеральных и вербальных параграфий, контоминации, а также акалькулии.

Алексия - расстройство чтения и понимания прочитанного, при этом больной не в состоянии читать, иногда он все же с трудом, но читает, при этом не понимает то, что прочитал, и не осознает допускаемые им ошибки.

Паралексия - перестановка букв в словах при чтении с грубым искажением смысла слова.

Аграфия - утрата способности правильно писать при сохранении двигательной функции верхней конечности. Изолированное развитие аграфии наблюдается при поражении заднего отдела средней лобной извилины доминантного полушария (6 поле Бродмана). В тяжелых случаях больной не может писать, в более легких - письмо возможно, но выявляются литеральные и вербальные параграфий.

Литеральная параграфия - пропуски и перестановки букв в словах при письме.

Вербальная параграфия - пропуски и перестановки слов при написании предложения.

Контоминация - запись предложения под диктовку одним словом.

Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением доминантного полушария большого мозга (39 поле Бродмана). Обычно сочетается с семантической афазией. В тяжелых случаях больной не может считать, в легких - наблюдаются затруднения или ошибки при оперировании цифрами.

При поражениях доминантного полушария от зоны Брока до зоны Вернике нередко встречается тотальная афазия, при которой утрачивается рецептивная и экспрессивная речь во всех ее проявлениях. Такая патология может наблюдаться при больших опухолях, мозговых инсультах, тяжелых травмах черепа и многих других обширных поражениях головного мозга.

Для наглядности топического диагноза при различных формах афазии разработана схема очагов поражения корковых речевых зон (с учетом функционирования вторичных и третичных полей) (рис. 15).

Приведенные выше характеристики различных форм афазии соответствуют общепринятой классификации афазий, созданой А.Р. Лурия.

С учетом систематизации учебного материала приводим эту классификацию:

1. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия.

2. Акустико-мнестическая афазия.

3. Моторная афазия афферентного типа.

4. Моторная афазия эфферентного типа.

5. Моторная динамическая афазия.

6. Семантическая афазия.

Важно отметить, что каждое речевое нарушение при различных формах афазий имеет свою специфику и зависит от ряда факторов, а именно от:

· локализации очага поражения и его размеров;

· степени тяжести и этапа заболевания;

· характера патологического процесса (сосудистое, опухолевое,

· травматическое поражение головного мозга);

· качества жизни больного и его интеллектуально-характеристических черт и др.

Одной из основных проблем афазиологии является изыскание новых, наиболее эффективных методов восстановления речевых функций с учетом всех перечисленных выше факторов. В связи с этим авторы сочли необходимым привести описание основных этапов и направлений восстановления речи при афазии по В.М. Шкловскому и Т. Г. Визель.*

* Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М. 2000. С. 9-10.

Восстановление речевой функции при афазии носит поэтапный характер. Естественно, что на ранних стадиях заболевания, независимо от конкретной формы афазии, ставится задача включения главным образом непроизвольных, автоматизированных уровней речевой деятельности. В этот период наиболее эффективным оказывается использование автоматизированных речевых рядов, «оречевление» эмоционально значимых ситуаций, «оживление» речевых стереотипов, хорошо упроченных в прежней речевой практике.

Работа с больными, находящимися в острой стадии заболевания, должна быть строго дозирована в зависимости от особенностей общего состояния больного, носить щадящий, психотерапевтический характер. Кроме того, ставятся специальные задачи налаживания контакта с больным, вовлечения его в целенаправленную деятельность. Как правило, для этого используется метод беседы на различные близкие больному темы, а также методы, состоящие в подключении неречевых видов деятельности: простейшего конструирования, срисовывания, лепки из пластилина и т.д.

На последующих этапах заболевания восстановительное обучение проводится с расчетом на все более активное, сознательное вовлечение больного в восстановительный процесс. Для этого применяются перестраивающие методики. Их использование невозможно без перевода работы на произвольный, осознанный уровень. Это не значит, что необходим полный отказ от опоры на речевые автоматизмы, однако основной акцент делается на сознательное усвоение тех или иных приемов компенсации дефекта.

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных языковых уровней. Однако при каждой из афазичес-ких форм имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного речевого дефекта.

Афферентная моторная афазия: восстановление артикуляционных схем отдельных звуков и, следовательно, устранение литеральных парафазии, возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков речи.

Эфферентная моторная афазия: восстановление способности к совершению серийных артикуляционных актов. Такая задача требует выработки переключения с одной артикулемы на другую, с одного фрагмента слова на другой. Это в свою очередь тесно связано с задачей восстановления кинетических двигательных мелодий слова и фразы, а также внутренней линейной синтаксической схемы фразы.

Сенсорная афазия: восстановление фонематического слуха, т.е. способности к дифференциации на слух близких по звучанию фонем, а на этой основе - к пониманию речи в целом.

Динамическая афазия:

1-й вариант - восстановление функции речевого программирования;

2-й вариант - преодоление расстройств грамматического структурирования.

Акустико-мнестическая афазия: расширение слухо-речевой памяти, а также преодоление слабости следов воспринимаемой речи.

Семантическая афазия: устранение импрессивного аграмматизма, т.е. восстановление способности к восприятию сложных логико-грамматических оборотов речи.

Работа по преодолению вторичных расстройств понимания речи, накоплению активного словаря, нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма показана при всех формах афазии, поскольку в той или иной мере эти стороны речи страдают при каждой из них. Объем этой работы определяется степенью выраженности того или иного дефекта, его удельным весом в общей клинической картине данного случая афазии.

Алалия

Алалия - системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в возрасте до 2-3 лет (в доречевом периоде), т.е. когда ребенок еще не овладел речью как средством общения. Алалия, как и афазия, подразделяется на моторную и сенсорную. Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи. Ребенок испытывает затруднения в построении предложений, искажает слова (переставляет и пропускает звуки и слоги), активный словарь недоразвит. При моторной алалии наблюдаются также нарушения письменной речи.

При сенсорной алалии при сохранности слуха нарушено понимание обращенной речи, т.е. отмечается нарушение слухового гнозиса.

Ряд авторов (Л.О. Бадалян и др.) отмечают, что моторная алалия зачастую сопровождается и нарушением, недоразвитием сенсорной речи и наоборот. В связи о этим следует говорить о смешанной, или тотальной алалии.

Парафазия является особенностью (утраты имевшейся речи), характерными признаками которой есть нарушение высказывания, замена правильных букв, слогов и слов на неправильные.

Пациент заменяет корректные слова в предложении на совершенно непонятные и неестественные в данном употреблении и в конкретной ситуации. Присутствует значительное ускорение речи, что в значительной мере затрудняет понимание разговора.

Неврологический аспект проблемы

Возникновение парафазии может быть обусловлено рядом причин и встречаться у людей абсолютно разного возраста. К причинам проявления нарушения у взрослых относится разнообразное поражение коры головного мозга:

В детском возрасте к вышеперечисленным факторам стоит добавить поражение речевых центров головного мозга в результате:

  • гипоксии плода;
  • травмирования матери во время беременности;
  • самопроизвольное прерывание беременности;
  • асфикция новорожденного;
  • травма, полученная при родах;
  • соматические заболевания матери во время вынашивания плода;
  • внутриутробное инфицирование.

В основе парафазии лежит нарушение нейрофизиологической или найропсихологической предпосылки – это может быть нарушение праксиса, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, что, в свою очередь, ведёт к нарушению речи, восприятия, чтения, письма, счёта.

Разновидности нарушения

Парафазия подразделяется на три вида вида:

  • вербальная;
  • литеральная;
  • зеркальная.

И подмены не заметив

Вербальные парафазии – явление, при котором одно слово в речи заменяется другим, причём эти слова будут находиться в одном ассоциативном поле. Например, вместо слова «локоть», говорится «колено». Вместо слова «стул» — «стол» и т.д.

Данное явление характерно для акустико-мнестической афазии и характеризуется возможностью воспроизводить отдельные слова и невозможностью повторить ряд из трёх-четырёх слов, связанных по смыслу.

У пациентов может наблюдаться повышенная речевая активность, а может и наоборот, проявляться её тормозимость. Так, в беседе с двумя-тремя людьми человек с парафазией будет теряться в многосложных предложениях собеседников, при этом в ответ выдавая информацию либо не по теме, либо называя совершенно другие слова вместо необходимых по смыслу.

Трудности, связанные с семантической размытостью слов, полным или частичным непониманием их смысла, приводит к многократному использованию парафазий: замены слов в предложении, замена букв или совмещение воедино нескольких слов (к примеру «ножилка» — нож и вилка).

Часто может проявляться неверное употребление местоимений, смешение существительных в роде и числе, а также флексий глаголов.

Близко на вид, далеко от реальности

Литеральная парафазия характеризуется заменой буквы или звука в слове на другую. Встречается и в устной речи, и в письме. В зависимости от области и степени поражения, явление может приобретать различные черты.

Так, в случае с , идёт замещение звуков на близкие фонематически («с» на «з», «б» на «п»). В случае с идёт замена звуков на похожие («м» на «б», «л» на «н»).

Пациент с данным явлением может не только путать некоторые звуки, но и переставлять буквы в рамках одного слова. Часто ему сложно выстроить предложение из-за подбора соответствующих слов. Таким образом, замедляется сама речь, характерны повторения слов, обрывки фраз. При письме также видны отклонения: нарушается правильность письма и движение руки.

Парафазия, возникающая на основе (глубокой несформированности речи в результате поражения коры головного мозга) характеризуется потерей ранее присутствовавшей речи, также имеет место повреждение центров головного мозга, которые отвечают за речь во время внутриутробного развития.

Смотрю в тебя, как в зеркало

Зеркальная парафазия – в данном случае, пациент произносит начало и конец слова правильно, а вот середину – справа-налево.

Что характерно, люди, которым присуще данное заболевание удивительно быстро читают слова, написанные зеркально. И читают их правильно.

В некоторых случаях, кроме того, что слово читается так, будто разделено на несколько частей, где первая и последняя части произносятся правильно, а средняя не только переворачивается зеркально, но и удваивается.

Примеры из жизни

При рассмотрении примеров парафазии, могут иметь место такие отклонения:

  • если в оригинале слово будет звучать – «грач» , то при вербальной парафазии пациент будет обозначать как «стриж», «ворон», «дятел», а при литеральной – «врач», «грак», «удач», «грап», при зеркальной – «гарч», «гарач»;
  • «волк» при вербальной – «заяц», «медведь», «тигр», «лиса», при литеральной – «вол», «ворк», при зеркальной – «влок», «влолк»;
  • «удав» при вербальной – «змея», «питон», «уж», при литеральной – «удар», «удал», «удалец», при зеркальной – «уадв», «удадв».

Коррекция и восстановление речевых функций

Лечение парафазии, как и любой другой разновидности афазии, заключается в применении нейрореабилитации (восстановление и компенсация высших психических функций, в том числе и речи). Система мероприятий включает в себя:

  • физиотерапию;
  • медикаментозное лечение;
  • трудотерапию;
  • психотерапию;
  • восстановительные занятия с логопедом;
  • методы социальной и психологической адаптации.

В настоящий момент специалисты назначают пациентам специальное сканирование, по результатам которого можно определить области поражения и их степень, а после приступить к лечению, в процессе которого можно не только устранить причины возникновения, но и предупредить развитие заболевания.

Восстановление речи на данный момент осуществляется логопедом афазиологом или нейропсихологом. Наибольший эффект дают занятия, к которым подключают использование ноотропных препаратов: Неотропил, Фенотропил, Церебролизин, Энцефабол.

Но и на этом терапия не заканчивается: члены семьи должны пройти специальные обучения у логопеда афазиолога, получить специальные инструкции по особенностям терапии и реабилитации больного. Только такие комплексные меры могут привести к значительным результатам.

Время лечения может достаточно затянуться во времени – до пяти лет, но, не смотря на современную технику, методики, результат стопроцентный дать не может ни один врач. Даже самые высокие технологии в некоторых случаях не могут вернуть речь в идеальное состояние.

Таким образом, достаточно распространённое явление, парафазия, когда человек путает буквы в словах, неправильно применяет по смыслу слова и словосочетания – это звоночек для того, чтобы обратиться за помощью квалифицированного врача, который после специального обследования сможет определить конкретную причину поражения коры головного мозга и назначить лечение и реабилитацию.

Парафазия

(от греч. para - возле, около, phasis - речь) - замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов устной и письменной речи. Различают два вида П.: литеральную и вербальную . При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария мозга (у правшей) П. представляет собой проявления различных форм афазии . Литеральная П. выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которых лежат сенсорные или моторные нарушения речи. Вербальная П. характеризуется заменой одних слов другими, близкими по смыслу (см. ). Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Парафазия

Нарушение речевого высказывания, проявляемое в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие или же в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи.

Различаются два вида парафазии:

1 ) парафазия литеральная - ошибочная замена отдельных звуков или слогов в словах; в ее основе лежат сенсорные или моторные нарушения речевые;

2 ) парафазия вербальная - замена одних слов другими, близкими по смыслу, что обусловлено мнестическими или семантическими нарушениями речи; может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Парафазия Этимология.

Происходит от греч. para - возле, около + phasis - речь.

Категория.

Клиническое нарушение.

Специфика.

Нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи.

Виды:

Литеральная парафазия,

Вербальная парафазия.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПАРАФАЗИЯ

(от греч. para - возле, около + phasis - речь) - замена требуемых звуков (букв) речи или слов на др.; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Различают 2 вида П.: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария (у правшей) П. представляют собой проявления различных форм афазии . Литеральная П. выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которой лежат сенсорные или моторные нарушения речи (см. ). Вербальная П. характеризуется заменой одних слов др., близкими по смыслу (см. ), обусловленной мнестическими или семантическими нарушениями речи. Эта форма П. может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (см. ).

Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития. См. . (Т. В. Ахутина.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "парафазия" в других словарях:

    парафазия - парафазия … Орфографический словарь-справочник

    ПАРАФАЗИЯ - [нем. Paraphasie Словарь иностранных слов русского языка