Настольные игры для детей своими руками. Игры своими руками

Атыргуль Калилова

Я более 10 лет работаю с детьми раннего возраста. Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. В работе ДОУ большое и важное место занимают игры своими руками . Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Игра является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка

Новообразования современной жизни ставят перед нами педагогами поиск новых методов и приёмов работы с детьми. Для того чтобы пробудить в детях интерес к игре, я изготовила методическое пособие в виде дидактических игр для детей раннего возраста. В сенсорном уголке имеется картотека игр своими руками . По мере возможности придумываем и регулярно пополняем новыми дидактическими играми наш любимый уголок.

Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игрушки, которые мы сделали сами






Публикации по теме:

Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики, и координации движений пальцев рук. Доказано, что развитие.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой.

Игры своими руками. "Поймай пчёлку" эта игра развивает внимание, ловкость, координацию движений. Для изготовления вам понадобиться: пластиковая.

1."Угадай картинку" Игра представляет собой коробочки со сменными картинками внутри, засыпанными какой-либо крупой. Дети разгребают пальчиками.

Побродив по просторам интернета,решила сделать несколько настольных игр для своих малышей. Распечатала картинки, раскрасила и приклеила.

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Внимание!

Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!!

Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, крабика, но только у медузы не рисуйте щупальца, а у крабика - лапки. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Еще здорово делать таких ёжиков без колючек и солнышко без лучиков))

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

Мастер – класс «Настольная игра «Кошки-мышки»»

Мастер- класс по изготовлению настольной игры «Кошки-мышки» из бросового материала.

Автор : Попкова Наталья Викторовна, воспитатель, ДОУ «Орлёнок» г. Куйбышев Новосибирская область

Описание работы : материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей и гувернанток детей 3-7 лет. С помощью этого пособия у детей развивается внимание, быстрота реакции, повышается настроение.
У меня скопились крышки,
Я решила – будут мышки.
Из бутылки будет кошка,
Кошка добрая немножко.
Коль не станет мышка ловкой,
Станет кошка мышеловкой.
Цель : Приобщить педагогов и родителей к использованию бросового материала при создании дидактических пособий для развития детей.
Материалы: самоклеющая бумага шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, чёрный, белый), крышки от пластиковых 1,5-литровых бутылок шести основных цветов, 6 ниток длиной 25-30 см основных цветов, кубик, свеча, спички, шило, ножницы, пластиковая 1,5-литровая бутылка, дырокол, крючок и нитки для вязания.

Этапы работы:

1. С помощью нагретого над зажжённой свечой шила проделываем в пластиковых крышках отверстия.



2. Прикрепляем нити к крышкам с помощью крупных узелков, продев нити сквозь отверстия крышек. Цвет нити соответствует цвету крышки.



3. Из самоклеющей бумаги вырезаем и прикрепляем глаза. Получились разноцветные мышки.


4. Вырезаем из цветной бумаги 6 разноцветных квадратов, размер которых соответствует граням кубика.


5. Все грани кубика обклеиваем разными цветами.


6. Отрезаем ножницами верх пластиковой бутылки.


7. Дыроколом проделываем отверстия у основания верхней части бутылки по всей окружности.


8. Чтобы край обрезанной бутылки стал безопасным для детей, обвяжем его столбиком без накида.


9. Оформляем мордочку кошки на ваше усмотрение (глаза, нос, усы, ушки).


10. Наша игра «Кошки-мышки» готова.


Правила игры: Выбирается 1 ребёнок - водящий, 1 ребёнок - кошка, мышки – от 3 до 6 человек. У водящего в руках – кубик. Ребёнок – кошка держит в руке «кошку». Дети – мышки держат за нитки – «хвостики», а сами «мышки» лежат на столе. Водящий бросает кубик. Мышка того цвета, который выпал на верхней грани кубика, должна «убежать», т.е. ребенок должен дёрнуть за нитку, а кошка должна поймать, т.е.накрыть мышку сверху. Кто быстрее – мышка убежит или кошка поймает. Пойманные мыши выбывают из игры. Победителем считается последняя не пойманная мышь.




Перед началом игры с детьми можно заучить такие стихотворения. И бросать кубик во время произнесения последний строчки.

Поиграй со мной немножко, -
Предложила мышка кошке.
И сказала кошка мышке:
Ах, какая ты глупышка!
Если встречусь на дорожке,
Уноси скорее ножки!
С. Беликов

Сказала Кошка Мышке:
- Давай с тобой дружить!
И будем этой дружбой
До смерти дорожить.
- Боюсь, - сказала Мышка, -
Что цель твоя близка
И будет наша дружба
Предельно коротка!
- Ну что ж! - сказала Кошка. -
Могу тебя понять!
Я вижу, что смекалки
У мышек не отнять!
С. Михалков

Игра занимает достаточно мало место в игровом уголке, потому что все составляющие компактно укладываются в «кошку».


Спасибо за внимание!
Приятной вам игры!

Настольные игры весело и красочно разнообразят досуг каждой семьи. Не спешите покупать игры в магазинах, а попробуйте сделать их своими руками, это поможет Вам создать особый стиль игры. В этой статье мы рассмотрим: как сделать настольные игры своими руками.

Все знают эту игру со школьной скамьи. Однако Вы думали, что для неё нужна ручка и листик, а ведь её можно сделать из дерева, ткани, магнитов, камней, пуговиц и других фигурок. Просто пофантазируйте и создайте игровое поле, например, на холодильнике либо кусочки ткани в форме сердца.

Кругосветное путешествие игра-ходилка

В этой игре может участвовать от 2х до 6ти человек. Вам понадобится «карта», кубик и фишки. Каждый игрок подкидывает цифровой кубик в свою очередь, ему выпадает число и он делает нужное количество шагов по карте. Побеждает тот, который доберётся до финиша первый, а загвоздка в том, что на карте попадаются числа, которые возвращают игрока на несколько шагов назад, либо продвигают его вперёд.

Основной процесс заключается в создании карты. Разложите 8 листов формата А4 в 2 ряда, оставьте промежутки по пол сантиметра, чтобы в дальнейшем можно было сложить карту. Поставьте груз на каждый лист, чтобы он не сдвинулся, затем склейте скотчем листы вдоль каждого ряда. Нарисуйте карандашом маршрут ходов и расположите остановки, например (1-60 или 1-90), между каждой остановкой делайте расстояние 2-3 см. Отметьте бонусные и штрафные шаги, направление укажите стрелочками. Заполните рисунками пустые места на карте. Цифровой кубик можно приобрести в канцелярском магазине либо сделать из картона. В качестве фишек используйте маленькие игрушки киндер сюрприза, пуговицы, маленькие печеньки…

Можно создать географический пазл для изучения страны. Купите либо распечатайте контурную карту, раскрасьте каждую область отдельным цветом (в придачу можно обозначить подсказки — море, горы, достопримечательности…), затем приклейте карту на плотный лист картона, разрежьте на квадраты или другие фигурки.

Также очень просто можно создать другой пазл. Насобирайте 7-10 палочек от мороженого и вырежьте подходящую картинку из журнала либо нарисуйте сами. Расположите палочки на ровной поверхности рядом друг с другом, наклейте картину, подождите пока клей высохнет и разрежьте палочки. С обратной стороны каждой палочки прикрепите липучку, чтобы в дальнейшем прикрепить пазл на фетр.

Другое название игры звучит – «скажи иначе». Суть проста: играют от 4х до 16ти человек. Участники делятся на команды. В команде могут быть 2,3,4 человека. Один из них вытаскивает карточку, на которой написано 8-10 слов, каждое слово нужно объяснить другими словами, можно использовать звуки (например: гав-гав, мяу…) нельзя показывать и употреблять однокоренные слова. На 1 карточку даётся 1 минута, нужно быстро отгадать как можно больше слов. Можно сделать карточки-дополнения на которых будут написаны эмоции или указания. Во время объяснения человек должен быть радостным, либо наоборот грустным, а команда дополнительно должна отгадать эмоцию и действие которое делает объясняющий. Выигрывает та команда, у которой больше всего отгаданных слов. Эта игра превосходно развивает логическое мышление и увеличивает словарный запас.

Вырежьте из картона карточки и красиво напишите обще употребляемые слова, например: суп, лёд, мартышка, враг, сладкий, фотография…Должно быть минимум 30 карточек, на которых написано по 10 слов. Слова не должны повторятся.

Можно создать игровое поле для алиас. На нём обозначьте шаги и сделайте фишки. Принцип создания описан в игре кругосветное путешествие. Однако можно играть и без поля, просто назначьте судью, который будет считать очки и засекать время.

Это очень забавная игра, в которой участвуют 2 человека. На край фасолинки нажимаю монеткой и она подпрыгивает как блошка. Основная задача попасть блошкой в ворота противника, тогда Вам засчитывается очко и блошка убирается с поля. Если блошка попадает на своё поле можно её забрать и в следующий раз ею воспользоваться, если блошка попадает на поле противника – очко не зачитывается и она просто остаётся лежать до следующего хода. Если блошка попадает в свои ворота – очко засчитывается противнику. Игра ведётся до тех пор пока у кого-то не закончатся блошки.

Чтобы сделать игровое поле возьмите коробку от конфет, цветную бумагу и плотную ткань. Обклейте цветной бумагой внутреннюю сторону коробки, сделайте бортики из ткани, чтобы блошки не улетали. В качестве блошек возьмите фасолинки и не забудьте про крупные монетки.

В этой игре участвуют от 2х до 10ти человек. Изготавливается 16 карточек. На каждых двух карточках находятся одинаковые изображения. Один человек раскладывает карточки квадратом в хаотичном порядке рисунком вверх, в это же время человек который будет играть стоит спиной. Он поворачивается ровно на 5 секунд и пытается запомнить изображения. Его отворачивают и переворачивают карточки на другую сторону. Теперь он должен переворачивать карточки и находить пары в течение минуты. Выигрывает тот человек, который отгадал самое большое количество пар с одинаковыми рисунками. Карточки можно сделать из картона и нарисовать любые рисунки.

Для создания этой игры вам понадобится картонная коробка от конфет, коктейльные трубочки и маленький шарик, можно использовать бусинку. Продумайте и нарисуйте лабиринт. Приклейте коктейльные трубочки. Положите шарик и начинайте игру.

В качестве шашек можно использовать крышки, пуговки, сшитые кружочки ткани, различные фигурки и даже пластилин. Фантазируйте и удивляйте всех своей креативностью!

Создайте оригинальные шахматы, которые будут не ходить, а прыгать. Сделайте 16 белых и 16 чёрных прыгающих лягушек и нарисуйте звания. Подробный мастер-класс как сделать прыгающую лягушку из бумаги, описан

Для домино создайте 28 фишек, их можно сделать раскрасив камушки, палочки от мороженого, сшить из фетра…

Создавая эту игру своими руками можно использовать свой город – так будет интереснее. Продумайте цвета районов, распечатайте почти «настоящие» деньги и придумайте реалистичные задания, например: оплатить коммунальные счета. Создайте свой увлекательный оригинал игры.

Почти каждый знает эту захватывающую психологическую игру. Она прекрасно подойдёт для большой компании. Сделайте карточки, нарисовав их своими руками, либо просто распечатайте из интернета, затем разрежьте их.

Отличный вариант для вечернего отдыха – настольные игры для всей семьи, которые будут интересны и детям, и взрослым. Они не только помогают весело провести время в общении, но и способствуют развитию мышления, воображения, памяти, логики детей, умению принимать решения в нестандартной ситуации. Среди огромного разнообразия вариантов можно выбрать несколько, которые понравятся каждому. А при желании такую забаву несложно сделать своими руками.

Что это такое?

Настольная игра представляет собой определенный набор элементов – например, доску и несколько фишек или карточки. Располагается такая забава, как следует из названия, статично на столе, предполагает наличие правил и победителя. Чаще всего каждый игрок представляет себя, хотя есть и командные настолки. Некоторые варианты популярны во всем мире, даже проводятся турниры по таким играм.

Как выбрать?

Современные производители предлагают настоящее изобилие игр, которые подойдут и детям, и взрослым.

Выбирая семейную настолку, следует обратить внимание на следующие факторы:

  1. Возраст. Если ребенку не исполнилось и 4 лет, «Монополия» или «Менеджер» ему будут неинтересны и непонятны, удовольствия от такой игры он не получит. И, наоборот, дети постарше не оценят совсем простые забавы, не дающие им возможности проявить свою логику и догадливость.
  2. Интересы. Если играть будут мама, папа и две дочери, то военная или автомобильная тематика обречена на провал, поскольку девочкам она будет неинтересна. Лучше всего выбрать что-то нейтральное.
  3. Предназначение. Следует учитывать и то, какая цель ставится перед игрой – развлечение или же развитие. Например, есть логические интеллектуальные игры, которые подойдут для старших дошкольников и их родителей. Коммуникативные помогают улучшить навыки общения, преодолеть смущение.
  4. Количество игроков. Если планируется включение в игровой процесс 5-6 человек, следует выбрать игру, рассчитанную именно на такое число участников.

При выборе родителям следует ориентироваться прежде всего на потребности и запросы малыша, поскольку «взрослые» варианты зачастую бывают бесполезны ребенку и ничего, кроме скуки, у него не вызовут. Большинство современных игр для всей семьи предназначены для детей от 5-6 лет и старше, малышам они будут непонятны и сложны.

Представляет собой доску, разбитую на 225 квадратов, и набор фишек с буквами. Правила просты: необходимо составлять слова, при этом подсчет очков позволяет определить победителя.

Достоинства игры:

  • тренирует мышление;
  • развивает активный и пассивный запас слов;
  • улучшает внимательность, умение быстро видеть комбинации и варианты.

Недостатки:

  • играть можно в составе 2-4 человек, для большой семьи не подойдет;
  • дети находятся в заведомо проигрышном положении, поскольку мамам и папам слова составлять проще и быстрее;
  • довольно внушительная стоимость.

Игра интересная, но может быстро надоесть. Подходящий возраст игроков – не менее 6-7 лет, также они должны знать буквы и уметь читать.

«Монополия»

Экономическая настольная игра, популярная во всем мире, развивает логику и умение принимать решения. Будет интересна детям с младшего школьного возраста. Представляет собой игровое поле, разделенное на секторы. Каждый игрок получает фишку, определенное количество игровой валюты. Бросая кубик, он определяет, на какое количество клеток следует переместиться, приобретает недвижимость, выполняет различные задания.

Недостаток игры в том, что она отнимает много времени. Кроме того, родители нередко так увлекаются соревнованием между собой, что забывают про ребенка, и он быстро разоряется (проигрывает), утрачивая интерес.

«Колонизаторы»

Еще один азартный вариант для 4 человек, подходящий младшему дошкольнику. Правила очень сходны с «Монополией»: каждый игрок на время перевоплощается в колониста, задача которого – создать поселение. Ходы определяются при помощи бросания кубиков.

Своими руками

Современные настольные игры отличаются разнообразием, однако объединяет их один общий недостаток – внушительная стоимость. Выход из ситуации есть – сделать забаву своими руками, тем более что самодельная игра получится ничуть не хуже покупного варианта.

Нарисованная

От родителей потребуется наличие художественного таланта или креатив. Можно как самому придумать игру полностью, так и взять за основу готовый вариант.

Например «Королевский замок» или «Волшебный город». Порядок действий таков:

  1. Берется большой кусок картона (можно использовать, например, часть коробки).
  2. На нем рисуется игровое поле. Оно должно представлять собой определенный маршрут, который предстоит пройти игрокам.
  3. Усложнение маршрута. Необходимо на некоторых клеточках написать, например, +5 или -2, чтобы игрок, попавший на это поле, сделал соответствующее количество шагов вперед или назад.
  4. Придумывание заданий. Отдельные участки поля следует оформить как тематические задания, которые необходимо выполнить перед тем, как двигаться далее. Сами задачи напрямую зависят от поставленных целей. Так, если мама хочет повторить с ребенком таблицу умножения, то и задания будут математические. Если же в приоритете тренировка памяти, то можно предложить ребенку рассказать стихотворение или вспомнить 5 рек, которые он знает.
  5. Красочное оформление. Поле с клеточками/кружочками мало кому понравится. Поэтому родителям следует красиво и интересно разукрасить его. Можно пользоваться карандашами, красками, даже приклеить или расставить подходящие игрушки, предметы.
  6. Продумывание вознаграждения. Победителю может причитаться, например, сладость или прогулка по парку аттракционов.

Осталось подобрать фишки (их заменят маленькие фигурки или разноцветные пуговицы) и кубики, бросая которые, игроки будут определять количество шагов.

Еще интересный вариант – игра «Правила дорожного движения». Игровое поле представляет собой «дорогу», на которой размещены дорожные знаки (пешеходный переход, остановка), изображения сигналов светофора. Нарисовать или наклеить такие картинки несложно. Бросая кубики, игроки будут делать ходы, одновременно вспоминая ПДД (к примеру, красный свет – стой, пропуск хода, зеленый – иди, еще раз бросай кубик). Фишками в этом случае могут быть фигурки пешеходов.

Кроме того, можно создать такие интересные игры:

  • «Остров сокровищ». Поле представляет собой соответствующим образом оформленную карту. Бросая кубики, игроки приближаются к пиратскому сундуку. Главная цель – первым найти сокровище.
  • «Волшебник Изумрудного города». По дороге из желтого кирпича несколько игроков стараются, опередив друг друга, добраться до волшебной локации. На пути их ждут задания или вопросы, усложняющие задачу.
  • «Путешествие маленьких гусениц» (любых других любимых ребенком персонажей). Задача игроков – как можно скорее помочь заплутавшим гусеницам вернуться домой. Для этого они бросают кубики, делают необходимое количество шагов, выполняют задания.
  • «Гонки». Кто из игроков быстрее доберется до финиша?

В целом фантазия ничем не ограничена, главное – чтобы всем членам семьи было интересно. Игру можно придумать и сделать вместе с ребенком, тогда он будет получать еще большее удовольствие.

Тем, кто совершенно не умеет рисовать или не обладает временем для создания красивого игрового поля, достаточно найти в интернете подходящую игру, распечатать ее (крайне желательно на цветном принтере) и предложить малышам сыграть пару партий. Такие «бродилки» очень интересны и детям, и взрослым.

Для развития памяти

К популярным настольным играм, отлично развивающим память, относится «Мемори», принимать участие в которой может от 2 до 8 человек. Сначала нужно изготовить 16 карточек, представляющих собой 8 парных вариантов. Изображения допустимы совершенно любые (животные, овощи, цветы, геометрические фигуры), однако «рубашка» должна быть одинаковой.

Для игры карточки перемешиваются и раскладываются на стол картинками вниз, в 4 ряда по 4 штуки. Первый игрок переворачивает 2 любые карточки. Если изображения на них не совпали, то переворачивает обратно. Далее второй игрок делает то же самое. Победителем становится тот, кому удается собрать максимальное количество пар.

Для развития внимания

Рассматривая, какие есть настольные игры, нельзя обойти вниманием и пазлы, которые объединят всю семью на вечер. Можно приобрести готовый вариант, представляющий собой красивую картинку. Количество фрагментов и тематика определяются исходя из возраста ребенка.

Несложно и сделать пазл самостоятельно, подобрав иллюстрацию и разрезав ее на части. При этом следует предусмотреть и картинку-образец.

Подобные интересные семейные игры помогут сплотить детей и родителей, весело провести время, узнать много нового, развить необходимые умения, память, мышление, внимание.