К жестам оценки относятся. Жесты и характер

Жесты, которые чаще всего интерпретируются неправиль­но - это жесты, которые мы называем жестами оценки. Они отражают задумчивость, размышления. Неясен не только знак оценки, но и непонятно в принципе - что происходит, над чем собеседник раздумывает.

В следующий раз, когда вам представится возможность предложить груп­пе людей какую-нибудь идею, понаблюдайте внимательно за их реакцией в момент, когда вы будете это делать, и вы увидите много увлекательного. Боль­шинство, если не все члены вашей группы, поднесут одну руку к своему лицу и начнут проделывать оценочные жесты. Когда вы подойдете к концу вашей презентации и попросите членов группы высказать свое мнение или предло­жение относительно вашей идеи, оценочные жесты исчезнут. У ваших слу­шателей одна рука передвинется к подбородку и начнет поглаживать подбо­родок.

Этот жест "поглаживания подбородка" означает, что человек пытается принять решение. Когда вы попросили слушателей высказать их мнение, их жесты сменились из оценочных на жесты "принятия решения".

Рассмотрим последовательно жесты, связанные с оценкой и принятием решения.

Жест «рука у щеки» (рис. 1, 2), напоминающий роденовского «Мыслителя», при этом кончик указательного пальца прикасается к височной впади­не, средний, безымянный и мизинец прижаты к ладо­ни и подпирают щеку.

Этот жест иллюстрирует глубокое раздумье, но ес­ли он характерен для вашего собеседника, то он гово­рит не только о задумчивости, но и об искренней за­интересованности в беседе означает, что человек над чем-то задумался, о чем-то размышляет.

Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересован­ным, его поза слегка изменится так, что голова будет опираться на основа­ние ладони.

Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, то это означает, что слушатель критически относится к говорящему или предмету его сообщения (рис. 3). Если это сопровождается наклоном корпуса в сторону от собеседника, то тон оценки - негативный (рис. 4). Часто указательный палец может потирать или натягивать веко по мере того как негативные мысли сгущаются. Чем дольше сохраняет человек эти жес­ты, тем дольше сохранится его критическое отношение.

Похожие по содержанию жесты. Если большой палец поддерживает подбородок , а указательный направлен по щеке верх, то ваш слуша­тель негативно оценивает ситуацию (рис. 5). Другой вариант: указательный палец направ­лен вертикально вверх, его подушечка упирается в висок, средний палец прикрывает рот, большой - под­держивает подбородок, безымянный и мизинец полу­согнуты (рис. 6).

Эти жесты являются сигналом к тому, что выступающему необходимо срочно что-то предпри­нять, или же постараться увлечь слушателя содержанием своего сообщения, или закруглить свое выступление. Простой способ заключается в том, чтобы дать ему что-то поддержать и тем самым изменять его позу. Жест критичес­кой оценки часто путают с сигналом заинтересованности, но при критичес­ком отношении обязательно будет присутствовать подпирание подбородка большим пальцем руки.

Наклон головы набок: еще Дарвин писал о том, что это связано с заинтересованностью. Это хорошо и бессознательно чувствуют женщины: наклон головы создает впечатление заинтересованного внимания. Если головы большинства слушателей не склонены набок, то содержание сообщения не интересно слушателю. Об этом особенно полезно помнить тому, кто хочет передать максимум информации за минимальное время. Когда слушатели «теряют мысль», их головы выпрямляются, плечи сначала поднимаются, затем опускаются, взгляд начинаем блуждать по потолку, стенам, по другим людям, и наконец, тело принимает позу, направленную к выходу из помещения. В этом случае лектор должен понять, что ему невербально пе­редают: «Достаточно».

Почесывание подбородка - это жест размышления и оценки. Он означает примерно следующее: «Хорошо, дайте мне при­кинуть». Идет процесс принятия решения. Часто это сопровож­дается взглядом исподлобья, желанием как бы издалека увидеть ответ на проблему.

Жесты с очками. Один из негативных - взгляд поверх оч­ков, опущенных на кончик носа: «Ну, что там еще?» Другие жес­ты - средство выиграть время: медленное внимание очков, тща­тельное протирание стекол; некоторые могут проделывать это раз пять за час. Подобный жест - очки снимаются, и человек начи­нает грызть или просто держать во рту конец дужки. Поскольку говорить с каким-либо предметом во рту сложно, то человек как бы получает право отмалчиваться. Кроме того, это означает, что собеседник, возможно, ожидает новой информации.

Еще один жест с очками - быстро сорвать очки и бросить их на стол : «Ну, это уже слишком!» Если такой жест возникает в разговоре с вами - оставьте пока главный вопрос в стороне, снизьте напряжение, пока собеседник не наденет снова очки и не будет способен «видеть» другие альтернативы.

Многие люди - особенно характерно это для американцев - решая какую-нибудь сложную проблему, встают и начинают про­хаживаться . Не надо заговаривать с человеком в эти минуты, он может потерять мысль. Если это ваш покупатель, не мешайте ему подумать - и он оценит ваше уважение.

Захватывание носа в щепоть (рис. 7). Этот жест при од­новременно закрытых глазах говорит о большой сосредоточен­ности над принимаемым решением.

Если большой и указательный пальцы подергива­ют или пощипывают нижнюю губу , то ваш собеседник находится в раздумье, в состоянии принятия решения.

Также жестом мыслителя является перебирание указательным, средним и большим пальцами усов или верхней губы . Человек в это время «перебирает» в го­лове информацию. Глаза при этом могут быть чуть опущены или подняты вверх.

Большой палец оттопырен, подушечки указатель­ного и среднего пальцев поглаживают нижнюю губу, безымянный и мизинец немного согнуты. Это жест подходит для ситуации, требующей принятия решения (рис. 8).

Большой палец почти перпендикулярно поддержи­вает подбородок, указательный почесывает или погла­живает его, иногда захватывая и нижнюю губу, - таким жестом тоже сопровождается оценка ситуации, приня­тие решения (рис. 9).

Очень распространенный жест - большой палец касается угла рта, остальные пригнуты к ладони, только ребро указательного пальца поддерживает нижнюю губу. Такое положение руки помогает сосредоточиться (рис. 10).

Иногда большой палец подпирает подбородок, а остальные пальцы, сжатые в кулак, прикрывают рот. Голова при этом остается неподвижной, опираясь на большой палец и предплечье. Этим жестом человек будто отгораживается от внешнего мира, погружаясь во внутреннее созерцание и размышление (рис. 11).

Если большой палец энергично направлен вверх по щеке, а другие охватывают подбородок, то ваш собе­седник, скорее всего, уже созрел и почти готов выска­зать свое мнение (рис. 12).

Курильщики сигарет и трубок имеют множество возможно­стей выражать свои настроения и установки во время сложных манипуляций этими предметами. Замечено, кстати, что значи­тельное число курильщиков - инженеры и ученые или пред­ставители других областей деятельности, где жизненно важно абстрактное мышление. У таких людей принятие решений за­нимает больше времени, чем у тех, кто ориентирован на непо­средственные факты.

В ситуации конфронтации тот, кто курит трубку, склонен как можно дольше играть в «кошки-мышки» или в прятки, не выда­вая своих позиций. Установка же приверженцев сигарет другая: «Давайте поскорее покончим с этим и перейдем к другим де­лам». Впрочем, к последним относится подавляющее большин­ство (примерно 10 к 1) бизнесменов - они скорее конкретные, чем абстрактные мыслители.

Если человек после того, как его попросили сообщить о своем реше­нии, берет в рот ручку или палец , это признак того, что он не уверен в себе, и ему необходима поддержка, потому что предмет во рту позволяет ему не произносить решение, дольше подумать. Поскольку считается плохими ма­нерами говорить с набитым ртом, предмет во рту считается оправданием для человека, не решающегося на скоропалительное решение.

Если вы заметили жесты, связанные с принятие решения, подождите немного, дайте человеку подумать и принять решение.

Его тело обязательно покажет вам, каким будет решение, и вы сможете отреагировать должным образом.

Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть приходится на жесты, мимику и интонацию. Для первого интуитивного «сканирования» человека необходимо примерно 10 секунд. Люди далеко не всегда говорят то, что думают, но тело не умеет врать. Скрытые чувства находят выход через жесты. Психология невербального общения очень широка и многогранна. Научившись понимать жесты человека и их значения, узнать правду будет намного проще.

Классификация жестов

Трение века также может свидетельствовать о том, что собеседник говорит неправду. Если обман довольно серьезный, человек может отводить глаза в сторону или опускать вниз, поглаживать шею или уши. Но все эти признаки стоит рассматривать в комплексе.

  • Люди, которые хотят подчеркнуть свои непоколебимые позиции, могут совершать руками твердые жесты, чтобы акцентировать внимание на переходе от одной темы к другой. Наглядно демонстрируют такие жесты людей фото.

  • Если обстановка сильно накалена, стоит использовать движения руками, чтобы немного разрядить ее. Серьезные фразы можно иллюстрировать веселыми жестами. Это немного взбодрит аудиторию и зарядит атмосферу позитивом.
  • Не стоит становиться клоуном и совершать нелепые движения. Жесты и мимика человека должны привлекать внимание к основной беседе, а не отвлекать от нее. К тому же они должны быть понятны всем присутствующим.

Невербальное общение

Невербальное общение - неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации.

Мимика, интонация, жесты - наиболее важная часть общения. Зачастую, с помощью этих средств, можно сказать больше, чем словами. А. Пиз пишет, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств(в том числе тог голоса, тембр и т.п.) - 38%, невербальным общением - 55%. То есть, важно не что мы говорим, а как мы это делаем.

Невербальное общение возникает бессознательно. Оно может дополнять или противоречить, усиливать или ослаблять словесное общение.

Невербальное общение присуще не только людям, но и животным. Хозяин без труда понимает, что хочет его собака. Собака же предугадывает многие поступки хозяина (когда он идет гулять с ней или отправляется на улицу без нее). Но у животных, живущих в одиночку данная форма общения развита плохо или отсутствует вообще. К примеру, добродушный с виду медведь, может отвесить оплеуху дрессировщику.

Невербальное общение менее упорядочено, чем вербальное: нет общепринятых словарей, правил компоновки жестов, с помощью которых мы можем однозначно передать свои чувства.

Невербальное общение спонтанно и непреднамеренно. Оно у нас от природы. Поэтому невербальное общение очень емко.

С помощью него человек может:

Подтверждать /опровергать словесную информацию;

Передавать информацию сознательно/бессознательно;

Выражать эмоции, чувства;

Восполнять недостаток слов(например, при обучение езде на велосипеде).

Невербальное общение помогает составить более точный образ собеседника, а для людей, владеющих им, помогает создать о себе нужное впечатление.

Этикет невербального общения

Мимика, жесты играют важную роль в оценке собеседника. Многие люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки надо держать спокойно. От привычек теребить что-нибудь, стучать пальцами, тереть мочку уха т.д. надо отучаться. Неприлично указывать пальцем, отставлять мизинец во время еды или курения.



Во время общения нельзя прикрывать рот рукой, похлопывать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака, стряхивать пылинки с его или своей одежды. Жестикуляция сведена до минимума. Лишь некоторые фразы можно сопровождать соответствующими жестами(«садитесь, пожалуйста», «познакомьтесь, пожалуйста» и т.д.)

Жесты должны быть скупы, неразмашесты, определенны: легкий кивок в знак согласия, нерезкий взмах кисти в дополнение к сказанному.

Особое внимание надо уделять жестам при посещение других стран. К примеру:

Жест «о’кэй» известный в англоязычных странах как «все хорошо» имеет разные значения в других странах: Франция – «ноль» или «ничего»; Япония – «деньги»; страны Средиземноморского бассейна – гомосексуальность мужчин.

Поднятый большой палец в Америке, Австралии, Англии значит «останови машину» или «все в порядке»; в Греции – «заткнись»; в Италии обозначает цифру «1».

Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец - на нас.

Поднятые брови в Германии означают восхищение, в Англии – выражение скептицизма.

В некоторых африканских странах смех означает замешательство

Правила беседы

Главное показать собеседнику заинтересованность в предстоящей беседе, готовность к сотрудничеству, открытость. Следует обращать внимание на позу, жесты, взгляды – э то самые явные приемы невербального общения. Поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять собеседника нервничать и ждать подвоха.

При общение не следует принимать позу, показывающую закрытость к общению и агрессивность – насупленные брови, широко расставленные локти на столе, сжатые в кулак или сцепленные пальцы. Не следует надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, так как это вызовет у собеседника чувство неловкости, недосказанности, что может нарушить атмосферу прямого общения

Жесты

Жесты - основные невербальные средства общения. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы и жесты-адаптеры.

Жесты-символы – очень ограничены рамками определенной культуры. Являются самыми простыми приемами невербального общения.

Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного (указание рукой), также одни из простых приемов невербального общения.

Жесты-регуляторы играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов – рукопожатие. Это традиционная и наиболее древняя форма приветствия.

Жесты-адаптеры сопровождают чувства и эмоции. Проявляются в ситуациях стресса, волнения, первые признаки переживания – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Язык жестов и поз

Жесты открытости

Огни свидетельствуют об искренности собеседника, добродушном настрое, желание говорить откровенно.

-раскрытые руки : говорящий сделал жест рукой(руками) в сторону слушателя, при этом ладони на мгновение были обращены вверх. Особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениям, то открыто показывают свои руки. Этот жест демонстрирует готовность идти на встречу, к установке контакта. Этим жестом человек показывает, что ему нечего скрывать.

-расстегивание пиджака : жест говорит о том, что собеседник открыт и дружески расположен. Наблюдения показывают, что соглашение чаще достигается между людьми в расстегнутых пиджаках, чем в застегнутых.

Жесты подозрительности и скрытости

Свидетельствуют о недоверии, сомнение в правоте, о желание что-то скрыть. Собеседник потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Часто собеседник старается не смотреть на апонента, отводит взгляд. Другой показатель – несогласованность жестов.

Жесты позы и защиты

Они показывают, что собеседник чувствует опасность, угрозу. Наиболее распространенный жест этой группы – руки, скрещенные на груди. Есть три положения рук:

-простое скрещивание рук: универсальный жест, несет оборонительный или негативный смысл. Следует пересмотреть ваши действия и слова. Этот жест оказывает влияние на других: если в группе их четырех и более человек один скрестил руки, следует ждать, что его примеру последуют и остальные. В некоторых случаях этот жест символизирует спокойствие и уверенность.

-кисти скрещенных рук обхватывают плечи : этот жест говорит о сдерживание негативной реакции собеседника. Он готов ринуться в бой, но с трудом сдерживает себя. Нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом, усмешкой.

-скрещенные на груди руки, с вертикально выставленными большими пальцами : передает два сигнала: первый - о негативном отношение (скрещенные руки), второй – чувство превосходства (поднятые вверх пальцы).

Жесты размышления и оценки

Показывают состояние задумчивости, стремление найти решение проблемы.

-поза «Мыслителя» : рука у щеки, задумчивое выражение лица, показывает заинтересованность.

-пощипывание переносицы(часто с закрытыми глазами) : глубокая сосредоточенность, напряженные размышления.

-почесывание подбородка : процесс принятия решения, после его принятия почесывание прекращается. Сопровождается легким прищуриванием глаз.

-опора подбородка на ладонь, указательный палец вдоль щеки : красноречивое свидетельство о критической оценки ваших доводов.

- 244.14 Кб

Жесты оценки

Оценка проявляется с помощью сжатой ладони, поднесенной к подбородку или к щеке, причем указательный палец направлен вверх, когда человек начинает терять интерес, он пытается из соображений вежливости выглядеть заинтересованным. По мере уменьшения интереса давление на ладонь усиливается, и жест оценки переходит в выражение скуки.

Менеджеры среднего звена часто используют этот жест, чтобы продемонстрировать свой интерес во время длинной и нудной речи президента компании. К сожалению, как только рука перестает прикасаться к щеке, а начинает поддерживать голову, их заинтересованность начинает слишком сильно походить на скуку. Президент тут же чувствует, что его менеджеры неискренни и стараются просто польстить ему.


Либо он уже наслушался, либо вам не удалось произвести на него впечатление


Искренний интерес чувствуется, когда рука человека слегка упирается в щеку, а не является подпоркой для головы. Когда указательный палец направлен вертикально, а большой поддерживает подбородок, становится понятно, что слушатель настроен негативно или критически либо по отношению к выступающему, либо в связи с обсуждаемым вопросом. Иногда указательный палец потирает или оттягивает уголок глаза. Этот сигнал также говорит о негативном настрое.
К сожалению, этот жест очень часто принимают за выражение заинтересованности. Однако большой палец, поддерживающий подбородок, явно говорит о критическом отношении. Удерживание жеста в течение определенного времени оказывает влияние на настроение человека. Чем дольше он находится в подобной позе, тем сильнее становится его критицизм. Такая цепочка жестов требует от выступающего немедленных действий. Необходимо либо вовлечь слушателя в разговор, либо закончить собственное выступление. Предложите слушателю взять что-либо. Простой жест приведет к изменению позы, а следовательно, и к изменению настроения.


Роденовский мыслитель пребывает в задумчивом, оценивающем настроении. Однако поза и рука, поддерживающая голову, выдают общее уныние этого человека

Понимать значение жестов. Оценка.

Жесты, которые чаще всего интерпретируются неправильно, - это жесты, которые мы называем жестами оценки. Они отражают задумчивость, размышления. Неясен не только знак оценки, но и непонятно в принципе - что происходит, над чем собеседник раздумывает. Например, ученик в школе. Вот он вперил невидящий взгляд в учительницу. Тело напряжено, посадка прямая, ноги плотно сведены и стоят на полу. На самом деле ученик ничего не слышит - он отключился от учительницы и бессознательно использует защитную технику: «Я весь - внимание». А вот другой ученик. Он наклонился вперед, сидит на краешке стула, склонив голову набок и оперев ее на руку - он действительно слушает. Жест «рука у щеки» (рис. 13), напоминающий роденовского «Мыслителя», означает, что человек над чем-то задумался, о чем-то размышляет.

Рис. 13. Жест раздумья

А вот позы и жесты, которые свидетельствуют о критической оценке (рис. 14): подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные сведены вместе и располагаются под подбородком. Если это сопровождается наклоном корпуса в сторону от собеседника, то тон оценки - критический или просто негативный. Когда мы начинаем семинар, то уже по одному этому жесту определяем, насколько трудным будет занятие. Наклон головы набок: еще Дарвин писал о том, что это связано с заинтересованностью. Это хорошо и бессознательно чувствуют женщины: наклон головы создает впечатление заинтересованного внимания. На семинарах, если головы большинства слушателей не склонены набок, мы чувствуем, что занятие неинтересное. Об этом особенно полезно помнить тому, кто хочет передать максимум информации за минимальное время. Когда слушатели «теряют мысль», их головы выпрямляются, плечи сначала поднимаются, затем опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, по другим людям, и, наконец, тело принимает позу, направленную к выходу из помещения. В этом случае лектор должен понять, что ему невербально передают: «Достаточно».

Рис. 14. Критическая оценка

Почесывание подбородка.

Почесывание подбородка - это жест размышления и оценки. Он означает примерно следующее: «Хорошо, дайте мне прикинуть». Идет процесс принятия решения. Часто это сопровождается взглядом исподлобья, желанием как бы издалека увидеть ответ на проблему.

Жесты с очками.

Один из негативных - взгляд поверх очков, опущенных на кончик носа: «Ну, что там еще?» Другие жесты - средство выиграть время: медленное снимание очков, тщательное протирание стекол; некоторые могут проделывать это раз пять за час. Подобный жест - очки снимаются и человек начинает грызть или просто держать во рту конец дужки. Поскольку говорить с каким-либо предметом во рту сложно, то человек как бы получает право отмалчиваться. Кроме того, это означает, что собеседник, возможно, ожидает новой информации. Еще один жест с очками - быстро сорвать очки и бросить их на стол: «Ну, это уже слишком!» Если такой жест возникает в разговоре с вами - оставьте пока главный вопрос в стороне, снизьте напряжение, пока собеседник не наденет снова очки и не будет способен «видеть» другие альтернативы.

Курильщики сигарет и трубок имеют множество возможностей выражать свои настроения и установки во время сложных манипуляций этими предметами. Замечено, кстати, что значительное число курильщиков - инженеры и ученые или представители других областей деятельности, где жизненно важно абстрактное мышление. У таких людей принятие решений занимает больше времени, чем у тех, кто ориентирован на непосредственные факты. В ситуации конфронтации тот, кто курит трубку, склонен как можно дольше играть в «кошки-мышки» или в прятки, не выдавая своих позиций. Установка же приверженцев сигарет другая: «Давайте поскорее покончим с этим и перейдем к другим делам». Впрочем, к последним относится подавляющее большинство (примерно 10 к 1) бизнесменов - они скорее конкретные, чем абстрактные мыслители.

Рис. 15. «Мне трудно увидеть ответ»

Многие люди - особенно характерно это для американцев - решая какую-нибудь сложную проблему, встают и начинают прохаживаться. Не надо заговаривать с человеком в эти минуты, он может потерять мысль. Если это ваш покупатель, не мешайте ему подумать - и он оценит ваше уважение.

Захватывание носа в щепоть (рис. 15).

Этот жест при одновременно закрытых глазах говорит о большой сосредоточенности над принимаемым решением.

Жесты, которые можно назвать жестами оценки, чаще всего понимаются неправильно, так как они близки к жестам задумчивости и мечтательности.

Рука у щеки. Когда люди принимают такую позу - опираются щекой на руку, то знайте, что обычно это свидетельство того, что они погружены в раздумья. Когда же человек принимает положение «критической оценки», он подносит руку к лицу, опирается подбородком на ладонь, указательный палец вытягивает вдоль щеки, а остальные пальцы - ниже рта.

Наклоненная голова. Этот жест свидетельствует о том, что перед вами внимательный собеседник. Что ему интересно то, о чем вы говорите, и что скорее всего, вы ему нравитесь.

Почесывание подбородка. Этот жест, распространенный во всем мире, используется, когда человек занят процессом принятия решения. Соответствующее этому жесту выражение лица - слегка прищуренные глаза: человек как бы пытается найти решение какой-то проблемы.

Глава 7. Сигналы оценки и обмана. Сигналы оценки и обмана. Часть 3

Менеджеры среднего звена часто используют этот жест, чтобы продемонстрировать свой интерес во время длинной и нудной речи президента компании. К сожалению, как только рука перестает прикасаться к щеке, а начинает поддерживать голову, их заинтересованность начинает слишком сильно походить на скуку. Президент тут же чувствует, что его менеджеры неискренни и стараются просто польстить ему.

Либо он уже наслушался, либо вам не удалось произвести на него впечатление


Искренний интерес чувствуется, когда рука человека слегка упирается в щеку, а не является подпоркой для головы. Когда указательный палец направлен вертикально, а большой поддерживает подбородок, становится понятно, что слушатель настроен негативно или критически либо по отношению к выступающему, либо в связи с обсуждаемым вопросом. Иногда указательный палец потирает или оттягивает уголок глаза. Этот сигнал также говорит о негативном настрое. К сожалению, этот жест очень часто принимают за выражение заинтересованности. Однако большой палец, поддерживающий подбородок, явно говорит о критическом отношении. Удерживание жеста в течение определенного времени оказывает влияние на настроение человека. Чем дольше он находится в подобной позе, тем сильнее становится его критицизм.

Роденовский мыслитель пребывает в задумчивом, оценивающем настроении. Однако поза и рука, поддерживающая голову, выдают общее уныние этого человека


Такая цепочка жестов требует от выступающего немедленных действий. Необходимо либо вовлечь слушателя в разговор, либо закончить собственное выступление. Предложите слушателю взять что-либо. Простой жест приведет к изменению позы, а следовательно, и к изменению настроения.

Лживый соискатель

Мы проводили собеседование с человеком, приехавшим из-за границы и устраивавшимся на работу в нашу фирму. В течение всего собеседования этот мужчина сидел, скрестив руки и ноги, использовал критические оценочные цепочки жестов, практически не пользовался ладонями и часто смотрел в сторону. Его явно что-то беспокоило, но на начальном этапе собеседования нам не хватало информации для определенного заключения. Мы задали вопросы относительно его предыдущих мест работы на родине. Отвечая, этот человек часто потирал глаза и касался носа. При этом он постоянно смотрел в сторону. Мы решили не принимать его на работу, поскольку его слова явно противоречили сигналам языка телодвижений. Впрочем, этот мужчина нас заинтересовал. Мы обратились в фирму, где он работал прежде. Прежние работодатели сообщили нам, что он дал ложную информацию о своем прошлом. Этот человек предполагал, что работодатель из другой страны не станет разыскивать его прежние места работы. Если бы мы не обратили внимания на сигналы языка телодвижений, то приняли бы его на работу и совершили бы ошибку.

Поглаживание подбородка

Когда в следующий раз вам придется выступать перед группой людей, внимательно следите за их поведением. Вы почти наверняка заметите, что многие подносят одну руку к лицу и совершают оценочные жесты. Когда ваша презентация подойдет к концу, вы обязательно попросите собравшихся высказать свое мнение и предложения. В этот момент оценочные жесты, скорее всего, исчезнут, уступив место поглаживанию подбородка. Это сигнал того, что слушатель принимает определенное решение.

Этот человек принимает решение Женский вариант поглаживания подбородка


Если вы спросили у слушателей, каково будет их решение, и они начали поглаживать подбородки, определить характер этого решения можно по последующим жестам. Лучше всего будет сохранять спокойствие и внимательно наблюдать за собравшимися. Например, если, погладив подбородок, человек скрестит руки и ноги и откинется на спинку кресла, то с большой долей уверенности можно сказать, что его ответ будет отрицательным. Вовремя сориентировавшись, вы сможете еще раз подчеркнуть достоинства своего товара, услуги или идеи, пока человек не произнес решительного «нет», после чего достичь соглашения будет значительно труднее. Если, погладив подбородок, человек наклонится вперед, раскроет ладони или возьмет в руки ваши образцы или иные материалы, ваши шансы значительно повышаются. В таком случае достичь соглашения будет легче.

Промедление

Иногда жесты скуки, оценки и принятия решений появляются в различных сочетаниях, и каждый из них подчеркивает определенные аспекты отношения человека к поставленной проблеме. На приведенных ниже рисунках показано, как жест оценки переходит в поглаживание подбородка. Этот человек явно оценивает сделанное предложение и одновременно пытается прийти к определенным выводам.

Цепочка жестов оценки и принятия решений

Цепочка жестов оценки, принятия решений, скуки


Когда слушатель начинает терять интерес, его голова начинает сильнее опираться на руку. На следующем рисунке показан жест оценки, причем голова слушателя явно опирается на большой палец. Этот человек потерял интерес к выступлению.

Описание работы

Оценка проявляется с помощью сжатой ладони, поднесенной к подбородку или к щеке, причем указательный палец направлен вверх, когда человек начинает терять интерес, он пытается из соображений вежливости выглядеть заинтересованным. По мере уменьшения интереса давление на ладонь усиливается, и жест оценки переходит в выражение скуки.