Никас сафронов с женой и сыном. Никас Сафронов (Николай Сафронов)

В квартире художника идет процесс купли-продажи: заезжие ростовские гости придирчиво рассматривают рамы, туда-сюда переносятся картины, называются цены. Калькулятор переходит из рук в руки, дискуссия оживляется, и уже очевидно, что без покупки ростовчан не выпустят.

Сам великий художник в видавшем виды свитере и джинсах, намекающих на полное отсутствие интереса к разделу «Стиль» журнала GQ, ловко руководит процессом. «Ребята, ждите. Бабки - это святое», - бросает он нам, пробегая мимо с очередной картиной.

Сцена 1. О ТВОРЧЕСТВЕ

Мы сидим в небольшой комнате, заставленной картинами. На мольберте - автопортрет художника с Дали.

Пока Никас разбирался с ростовчанами, а потом переодевался, мы вытащили из дальних углов сначала портрет Медведева, потом не очень похожего на себя Абрамовича, а затем и Путина - всех в средневековых костюмах, что в случае с бывшим президентом делало его более чем обычно напоминающим домовика Добби из «Гарри Поттера».

Прорехи в художественном образовании помешали нам уловить смысл образов, но мы решили заочно поверить, что он есть. Обсуждать эту тему с журналом, название которого настолько фривольно, Никасу показалось неразумным, поэтому он решительно рассовал героев нашего времени обратно по углам, обратив наши взоры на свой автопортрет. - Спросите его что-нибудь о творчестве, - толкнула меня в бок продюсер съемки. Как бы ни пугало меня это слово, было очевидно, что избежать его не удастся.

В чем же смысл вот этого художественного произведения? - подала я первую реплику, указав на автопортрет с Дали.

Сие произведение было написано три года назад, - хорошо поставленным голосом профессионального экскурсовода начал Никас. - Меня часто называли «русским Дали», и я написал эту картинку - Сальвадор Дали на этом полотне черно-белый, символизируя прошлое, а я - с поднятой рукой, как бы отказываясь от него.

Должна признаться, что это была не единственная картина Сафронова, которая в моем понимании нуждалась в некоторых пояснениях. Было бы любопытно узнать, о чем думал художник в момент написания, например, картины «Ангелы, одолевающие киборга-жирафа». Или полотна «Ловля рыб во время кормления жирафа», на которой помимо, собственно говоря, рыбалки, еще изображены две девушки, одна из которых - пожалуй, статуя. Но поскольку именно этих картин в зоне видимости не наблюдалось, я ткнула пальцем в висевшую у нас над головой - на ней тесными рядами стояли крепкие девушки в спортивной одежде, но без лиц.

Есть разумный спорт, а есть массовый, безликий, - пояснил Никас.

А сами-то вы с разумным спортом дружите?

Иногда летом поплаваю где-нибудь на море... А так я утром всегда принимаю душ. И голову мою.

Неужели ледяной водой?

Почему ледяной? Горячей, как нормальный человек.

А утро у вас во сколько наступает?

Я сплю до обеда, а ложусь в семь утра.

А чем же вы, простите за интимный вопрос, до семи занимаетесь?

У меня правило: к 11 вечера я заканчиваю все тусовки и в полночь сажусь за мольберт. Никакого секса в большом городе - одна работа. Когда был молодым, думал - вот заработаю много денег и будет у меня много секса, а теперь выяснилось, что вся любовь прошла в студенческие годы.

Сцена 2. ЖЕНЩИНАХ

Длинный коридор в квартире Никаса увешан фотографиями. Одна из самых больших - самого художника. На ней он по пояс голый, на бедрах - мокрая простыня, настолько плотно обтягивающая тело, что не остается ни малейшего простора для воображения. Вдохновленный собственным эротическим образом, Никас сначала несмело, а потом все более уверенно начинает придерживать меня за талию. Коридор довольно узкий, и места для маневра у меня практически не остается.

О вас в столице ходят интересные слухи - что вы, мол, прямо-таки известный обольститель и дон-жуан. И что своим успехом вы во многом обязаны неравнодушным к вам женам влиятельных людей.

Первый раз об этом слышу. Вы видели меня? Посмотрите еще раз - ну какой же я обольститель? Просто есть люди, которым я нравлюсь. Что тут такого? Кто-то любит Михалкова, кто-то Баскова, кто-то даже Сергея Зверева.

Главное, что я понял в своей жизни, - не надо строить отношения из расчета. Тем более - с женщинами. Даже когда ты молод. Либо ты любишь, и неважно, что ей 50, а тебе 20 (мои глаза немного округлились: судя по всему, есть что-то в его бурной биографии, о чем я не знаю), либо ты живешь с человеком, который тебе интересен. Если она, например, дочь богатых родителей, то лучше не встречаться. Можешь попасть в рабство, как случилось с Колей Басковым. Как она его мучила! Мы иногда встречались с ним в четыре утра в казино...

Упс! В четыре утра? А как же правило?

Ну, нельзя же все время работать. Если все превращать в рутину, то и работать уже не захочешь.

То, что Никас не только работает, подтверждают и фотографии. Вот Никас с Софи Лорен - на фото дарственная надпись и номер телефона, вот - с Дайаной Росс, на следующей -Тина Тернер со своим портретом на фоне кремлевских соборов, Джина Лоллобриджида, Фанни Ардан, принцесса Монако Каролина, Джоди Фостер, Джулия Ормонд, улыбающаяся Мадонна...

Это в Лондоне. Мадонна посмотрела мой альбом, сказала, что ей нравится, и она готова позировать.

Час позировала, потом пригласила пожить у нее, сказала, что у нее большой дом. Но я понял, что нам придется общаться более близко, - и тут Никас многозначительно посмотрел мне в глаза.

И? - спросила я более нетерпеливо.

Ну, я не знаю английского.

Что? Прямо так взяли и отказались?

Мадонна, конечно, интересная и милая, но совсем не моя героиня.

«Что-то ты, Герасим, не договариваешь», - подумала я, но решила эту тему для ясности замять. Однако на месте всех тех многочисленных чиновников и олигархов районного масштаба, которые толпами бегут к Никасу заказывать свои портреты, я бы своих жен, а особенно дочерей, держала за закрытыми дверями - от греха подальше.

Сцена 3.О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Диалог ведется на крыше дома в Брюсовом переулке, где академик Международной академии искусств и лауреат премии «Самый светский художник» строит себе огромную студию с большой террасой и видом на Кремль. К этому моменту он уже не раз как бы невзначай задержал свою руку на моей талии, интимно перешел на «ты» и, загадочно глядя мне в глаза, пообещал показать зимний сад. То, что на вопрос: «Колись, ты замужем?» - я, ни на секунду не задумываясь, соврала: «Да», - его нисколько не смутило.

Насколько с возрастом изменилось ваше восприятие женской сексуальности? - задала я невинный для любого творческого человека вопрос.

Да я и не ставила под сомнение его потенцию, Боже упаси!

А почему же не женаты? - поинтересовалась я. Хотя и ежу понятно, что с такой потенцией жениться - гиблое для семейной жизни дело.

У меня есть девушка Маша. Я купил ей машину, квартиру, оплатил учебу. А она настаивает на женитьбе, говорит, что ей нужен статус.

Вот она, современная молодежь! Сплошная неблагодарность, - сочувственно покачала я головой.

Я был женат дважды, - продолжал свое повествование Никас. - Один раз на француженке, второй - на итальянке. Со второй - Франческой - я состоял в браке 13 лет, хотя жил с ней не больше года. И все эти годы я ее содержал и давал деньги на сына. Но как только она узнала, что я стал состоятельным человеком, сразу подала на развод, требуя с меня большую сумму.

Может, вы свою жену чем-то обидели, поэтому она так поступила? - решила я проявить женскую солидарность.

Да нет, она всегда была корыстной по отношению ко мне.

Тогда сами виноваты, изначально выбрали неправильную женщину.

Я выбрал женщину, которая мне нравилась в постели. Я совершенно не интересовался ее характером.

А что это за истории с бесконечными детьми от разных женщин, живущих в разных странах?

Мой законный сын Стефано живет с Франческой. Она только и просит, чтобы я высылал деньги, а с сыном видеться не дает. Я жду, когда он подрастет и сам решит, нужен я ему или нет.

Еще у меня есть сын в Австралии и Лука - в Москве. Как оказалось. Привели его ко мне, смотрю - толстый такой мальчик, совсем на меня не похож. Его мама говорила, что из него выйдет музыкант, - я вкладывал в него огромные деньги, тысяч 100 потратил, а теперь говорят, что музыка его больше не интересует. Хочет бросить.

Послушать Никаса, так несчастней его на свете никого нет. И как же он при таких расходах собирается покупать остров в Тихом океане (ну, чтоб летать из замка в Шотландии) - для меня осталось загадкой. Но в том, что он это рано или поздно сделает, я нисколько не сомневаюсь. Он настоящий светский человек (причем московский, что немаловажно) - всегда знает, что ему нужно от собеседника, и никогда не бывает искренним. Ну, может быть, был пару секунд, когда пытался произвести на меня впечатление. Небезуспешно, надо сказать.

У меня к тебе есть вопрос.

Ага, все-таки попросит у меня телефон. Или еще раз напомнит про зимний сад?

Слушай а что, если напечатать на обложке журнала одну из моих картин?

В семье заслуженного художника Российской Федерации Никаса Сафронова случилось горе. Один из его сыновей, Лука Затравкин, сбил 78-летнюю женщину. Молодой человек находился в трезвом состоянии, но по какой-то причине поехал на красный свет, что и привело к трагедии. Лука утверждает, что не боится наказания, потому что полностью признает свою вину. Его мать находится в тяжелом состоянии, поэтому о трагедии не знает. Лука обратился за помощью к отцу, но Сафронов, по словам молодого человека, по ряду причин отказал сыну в помощи.

Кстати, Лука – внебрачный сын художника. О том, какие дети, жены и любимые женщины были в жизни Никаса Сафронова, рассказывает Рамблер/Семья.

Детство, юношество и первые пробы пера

Никас, а по рождению Николай Степанович Сафронов, родился в небольшом городке Ульяновск в семье отставного военного Степана Григорьевича, выходца из старинной династии православных священников, упоминаемых в Симбирской летописи еще в середине XVII века. Мать будущего художника, Анна Федоровна, была уроженкой литовского города Паневежис.

Семья Никаса жила очень небогато, кроме него у родителей было четверо старших сыновей и младшая дочь. Тяга к рисованию у мальчика проявилась еще в школьные годы – он с увлечением срисовывал иллюстрации из учебников и воплощал на бумаге свои мечты о путешествиях. После окончания школы Сафронов поступил в одесское мореходное училище, но проучился там всего лишь год. Он принял решение переехать в Ростов-на-Дону и поступить в художественное училище имени Грекова. Чтобы иметь средства к существованию, Никас устроился в ростовский ТЮЗ художником-бутафором, но не гнушался и работы дворником, грузчиком, сторожем. Окончить художественное училище, впрочем, Сафронову не удалось – его призвали в армию.

Никас Сафронов и Софи Лорен

Никас Сафронов и Софи Лорен / Depositphotos

После дембеля Никас уехал в родной город матери, где снова стал театральным художником-оформителем, а затем поступил на факультет дизайна в художественной академии Вильнюса. Окончив его, Сафронов переехал в Москву, где поступил в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова. Параллельно он обучался в Московском государственном университете технологии и управления на факультете психологии.

В Москве Сафронов сделал первые попытки прославиться, выставляя свои работы в сюрреалистической манере. Тем не менее первая серьезная выставка художника состоялась не в российской столице, а в Вильнюсе в 1980 году.

Портрет Боуи от Никаса Сафронова

Портрет Боуи от Никаса Сафронова / Instagram Никаса Сафронова

Настоящую известность Сафронову принесла серия портретов известных общественных деятелей, которую он написал в конце 90-х. Его клиентами были Никита Михалков, Филипп Киркоров, Мадонна, Николь Кидман и еще сотни звезд. Эту серию Никас назвал «Река времени», ведь главной изюминкой портретов стала их стилизация под Ренессанс.

С этого момента выставки Сафронова начали проходить по всему СНГ. О нем заговорили как о сюрреалисте, портретисте и экспериментаторе, сам же Никас охарактеризовал свое творчество как Dream Vision.

Он постоянно совершенствует свою технику и скрещивает различные манеры и стили живописи. Среди его любимых мастеров – Леонардо да Винчи и Сальвадор Дали. Себя же художник ассоциирует с Федерико Феллини, только в живописи.

Общественная деятельность

Художник активно занимается благотворительностью: ежегодно значительная часть его дохода отчисляется в благотворительные фонды. В своем родном Ульяновске Сафронов построил церковь Святой Анны, а в поселке Вышки, под Ульяновском, возведена часовня Святой Анны, строительством которой Никас почтил память своей матери. В настоящее время художник активно участвует в возведении православного храма Иоанно-Предтеченского прихода в Ульяновске.

Имя Никаса Сафронова носят ульяновская средняя школа №65 с углубленным изучением культурологии и гуманитарно-экономический лицей в Димитровграде.

Франческа Вендрамин

Франческа Вендрамин / Из архива

У Никаса Сафронова богатая личная жизнь, и это вполне объяснимо, ведь женщины обожают ярких, талантливых, одиозных мужчин. Первой супругой художника стала студентка филологического факультета Сорбонны, топ-модель и дочь мультимиллиардера – южнославянская красавица Драгана. Брак оказался весьма скоротечным: продлился ровно 20 дней.

Спустя шесть лет, в 1990 году Никас встретил свою вторую супругу, 23-летнюю итальянку Франческу Вендрамин, фотомодель, с которой счастливо прожил в браке 13 лет и даже обвенчался, о чем позже сожалел. У супругов есть сын Стефано Сафронов, который в настоящее время проживает с матерью в Лондоне. По словам живописца, Стефано учился в Королевской художественной академии, но затем предпочел университет политики и экономики. Парень владеет шестью языками. Третьей избранницей художника стала уроженка Пензы Мария, которая была моложе своего избранника на 24 года. Их отношения с Сафроновым продлились восемь лет, после чего пара распалась.

Иван Охлобыстин и Лука Затравкин

Иван Охлобыстин и Лука Затравкин / Литературные чтения

Сафронов также признал троих своих внебрачных сыновей: Дмитрия, Луку и Ландина. Дмитрий проживает в Литве (и Сафронов как-то признался, что не уверен, что это его сын), Ландин – в Австралии, а Лука, с которым он общается больше всего, – в Москве. По словам Сафронова, Ландин, самый младший из сыновей, увлекается фотографией, а Лука окончил парижскую консерваторию по классу фортепиано, а также изучал курс пиара в Москве, стал лауреатом 16 международных конкурсов. О существовании Луки его отец узнал в прямом эфире. На передачу позвонила женщина и сказала: «Помните, вы приходили с другом в гости к моей соседке, а потом остались на чай...». Какое-то время Сафронов просто отправлял на воспитание сына небольшую сумму денег, но когда понял, что у ребенка талант, неплохо вложился в его музыкальное образование, в том числе отправил на конкурс в Италию, откуда тот вернулся, заняв второе место. Кстати, именно Сафронов заставил в свое время Луку Затравкина похудеть на 74 кг со 159 кг. Художник тогда заявил, что либо Лука худеет, либо он Сафронову больше не сын.

К слову, Сафронову пытались приписать и других детей. Сам художник заявляет, что сбился на 28 якобы его ребенке.

Меж тем, говоря о своих женщинах, Никас уверяет, что все равно одинок, потому что «художник женат на искусстве». При этом в спутницы жизни Сафронов нередко выбирает себе иностранок – и честно при этом признается: это потому, что они для него – экзотика. У него были романы с итальянкой, немкой, американкой и шотландкой.

Так, в 2002 году по СМИ прокатилась разгромная новость: живопись Сафронова не что иное, как полноцветная печать на холсте, чуть отредактированная поверх! В результате разбирательств выяснилось, что многие картины художника имеют дубликаты, которые приобретались для частных коллекций и действительно были изготовлены вышеописанным способом. По словам самого Сафронова, в изготовлении таких дубликатов-подделок виноват его продюсер Александр Гайсин, который якобы продавал «распечатки» за его спиной.

В 2008 году скандал разгорелся во время передачи «Гордон Кихот», когда Никас Сафронов заявил, что несколько его работ были приобретены для коллекции Эрмитажа, а сотрудники музея официально опровергли это заявление.

Сегодня в СМИ активно муссируется трагедия, приключившаяся с одним из сыновей художника, Лукой Затравкиным, сбившим насмерть пенсионерку. По словам Луки, отец отказался помогать ему со средствами на адвоката, сославшись на проблемы с недвижимостью – художник объяснил, что стал жертвой неких махинаций с квартирами и сейчас занят разбирательствами, в связи с чем не имеет лишних денег. Меж тем в жизни Сафронова уже была ситуация, когда он не дал денег родственнику – своему брату. Сказал ему, что сначала он должен закодироваться от алкоголизма, а через месяц брата не стало...

Никас Степанович Сафронов (р.1956) – российский художник. В 2013 году ему присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации. В России по некоторым опросам он считается художником номер один, невероятно востребован за рубежом.

Детство

Его папа, Степан Григорьевич Сафронов, 1910 года рождения, по происхождению был русским. Его предки были потомственными православными священниками. Как гласят симбирские летописи (раньше город Ульяновск назывался Симбирск), род Сафроновых берёт своё начало в 1668 году. Но отец по стопам православия не пошёл, он был военным, на момент рождения Никаса находился уже в отставке. Степана Григорьевича с полной уверенностью можно отнести к долгожителям, он умер в возрасте 94 лет, при этом до конца дней оставался в здравом уме и дееспособности.

Мама, Анна Фёдоровна Сафронова, родилась в 1920 году в городке Паневежис (Литва), по происхождению была наполовину литовкой, наполовину финкой.

Настоящее имя художника – Николай, но учитывая мамины прибалтийские корни, став известным, он взял себе псевдоним Никас.

Семья была многодетной, у Никаса четыре старших брата и сестра. Детство обеспеченным никак не назвать, ощущалась постоянная нужда. Тем не менее мама часто принимала в их доме нищих, странников, чужих детей. Никаса это раздражало, ему не нравилось, что в их доме кушают чужие люди. Став взрослым, он понял, что тем самым мама пыталась привить своим детям самое главное – любить людей и помогать им, быть милосердными.

А ещё мама завела в семье много традиций, одной из них было празднование Нового Года. Каждый раз на этот праздник мама готовила гуся в яблоках и большие финские пельмени из требухи. У неё был свой особенный рецепт, мама добавляла в эти пельмени какие-то травки и специи, отчего они становились невероятно вкусными и сочными. Сейчас художник признаётся, что ничего вкуснее этих фантастических пельменей в своей жизни не ел. Таким же был и новогодний гусь.

Детвора начинала ждать эти мамины угощения за несколько месяцев до праздника. Мама научила на Новый Год и Рождество загадывать желание. Дети мечтали, придумывали желания, и тогда им казалось, что всё загаданное сбывается. Потому что, по словам Никаса, в детстве у людей совсем иное состояние души.

С сестрой и братьями у маленького Никаса были самые лучшие доверительные отношения. Во взрослой жизни, как бы у кого не сложилась судьба, Сафронов всегда помогает им, заботится и, несмотря ни на что, по-прежнему очень любит.

Учёба

Никас учился в обыкновенной общеобразовательной школе. Очень нравилось ему рисовать. В книгах он внимательно рассматривал репродукции и иллюстрации, потом перерисовывал их, но уже с добавлением своего собственного романтического стиля. Таким образом он воплощал на бумаге свои мечты. А чего могло хотеться обыкновенному советскому мальчишке-подростку? Приключений и путешествий.

Но связать свою дальнейшую жизнь с искусством живописи Никас в школьные годы даже не задумывался. Поэтому, окончив восемь классов, Сафронов уехал в Одессу поступать в мореходное училище. Однако вдали от дома он понял, что его призвание всё-таки живопись. Проучившись в Одессе всего лишь год, он забрал документы и уехал в Ростов-на-Дону. Здесь он поступил в художественное училище имени Грекова М. Б. на класс живописи.

Чтобы было, на что жить, одновременно с учёбой Никас подрабатывал. Ему приходилось и улицы мести в качестве дворника, и ящики разгружать, и трудиться сторожем. Пока наконец-то парню не повезло, и он не устроился в театр юного зрителя художником-бутафором. Здесь, по крайней мере, можно было не только зарабатывать на хлеб, но и совершенствовать свои художественные навыки.

В Ростове он проучился с 1973 по 1975 годы, но училище не окончил, так как был призван в ряды вооружённых сил для прохождения службы. Никас попал в ракетные войска, службу проходил в эстонском городе Валга.

Отслужив в армии, Никас решил остаться на родине матери и поехал в город Паневежис. Здесь он устроился в театр Донатоса Баниониса в качестве художника. Декорации приходилось рисовать не слишком часто, и Никас трудился на второй работе. Это был льнокомбинат, куда Сафронова взяли на должность художника по тканям.

Вскоре молодой человек принял решение уехать в Вильнюс, где стал студентом Государственного художественного института Литовской ССР (сейчас это учебное заведение продолжает своё существование и называется Вильнюсской художественной академией). Здесь он проучился с 1978 по 1982 годы на факультете дизайна.

Окончив обучение, дипломированный дизайнер отправился покорять своим талантом Москву. Здесь он поступил в Московский академический художественный институт имени В. И. Сурикова.

Позднее Никас окончил ещё Московский государственный университет технологий и управления на факультете психологии.

Творческий путь

Свои первые картины Сафронов выставил в 1972 году, ещё будучи студентом. Он начал много писать, выставляться и продавать свои работы. Но до массового признания таланта пришлось ждать ещё целых шесть лет. Лишь в 1978 году после первой персональной выставки в Паневежисе его начали называть ярким и талантливым сюрреалистом. Многие издания стали писать об экспериментаторе и портретисте Сафронове.

В 1980 году в Вильнюсе состоялась первая серьёзная экспозиция его работ. В Прибалтике уже хорошо знали художника Сафронова. Однако, приехав в столицу, нужно было завоёвывать её заново.

Пробиться на столичные выставки у него никак не получалось. А вот в международных художественных эротических выставках Никас принимал участие – в 1985 году в Японии, в 1986 году в Италии (в Милане). За границей ему удалось познакомиться с одним из богатейших итальянских коллекционеров Черази, который по достоинству оценил творчество художника.

А потом в СССР началась перестройка, благодаря чему работы Никаса наконец-то начали выставляться и на родине. Сафронов наладил дружеские отношения с Михаилом Горбачёвым, стал часто выезжать за границу. В 1988 году он персонально поехал представлять свои работы на международную выставку в Канаду.

В 1992 году работы Сафронова вошли в книгу «Эротические фантазии», изданную во Франции. И с этого времени началась целая череда его персональных выставок: Москва и турецкий Стамбул, белорусский Витебск и итальянский Бергамо, азербайджанский Баку и украинская Одесса, испанская Барселона и швейцарский Цюрих. Работы художника стали востребованы по всему миру.

Наряду с творчеством, в Москве Никас работал в некоторых издательствах:

  • в журнале элитной недвижимости «Пентхаус» он трудился на должности арт-директора, а позже главного художника;
  • одновременно с «Пентхаусом» работал консультантом и оформителем в журналах: «Дипломат», «Aura-Z», «Мир звёзд»;
  • в журнале «Москва и москвичи» был на должности главного художника;
  • в журналах «МОНОЛИТ-дайджест» и «Америка» занимал пост арт-директора.

В узком художественном мире Никас был уже довольно известным человеком, а в начале 90-х годов ХХ века к нему пришла настоящая слава. Особенную популярность ему принесла серия полотен, где он изображал известных общественных и политических деятелей, звёзд шоу-бизнеса. Никас написал многих президентов и известных политиков России, Украины, Туркменистана, Белоруссии. На портретах, выполненных Сафроновым, можно увидеть Николь Кидман и Мадонну, Иосифа Кобзона и Филиппа Киркорова, Никиту Михалкова и Софи Лорен. Многие портреты знаменитостей относятся к серии под названием «Река времени», на них современные личности представлены героями старинных полотен.

Сафронов очень много времени и сил отдаёт благотворительной деятельности. Благодаря Никасу в память о его маме Анне Фёдоровне были выстроены церкви – в небольшом селе Вышки Ульяновской области часовня Святой Анны и в самом городе Ульяновске церковь Святой Анны.

За свои творческие достижения Никас Сафронов удостоен званий Почётного гражданина Баку, Ульяновска, России, также он является академиком Российской академии художеств.

Личная жизнь

На личном фронте у художника довольна насыщенная жизнь.

Его первой супругой стала иностранная девушка по имени Драгана, она окончила филологический факультет в Сорбонне и практически в совершенстве владела русским языком. Драгана была из состоятельной югославской семьи, а в СССР приехала с туристами в качестве переводчика. С Никасом она познакомилась в Москве, когда он, пока ещё не слишком известный художник, прибыл покорять столицу и поселился в коммунальной квартире.

Теперь Сафронов говорит, что Драгана вовсе не из тех девушек, которые в его вкусе, но тогда его буквально обуял дух завоевания. Молодые люди поженились в 1984 году, расписались они в одном из московских ЗАГСов, потом сыграли две свадьбы – в Москве и Париже (там жили родственники Драганы). Затем отправились в медовый месяц на югославскую виллу невесты. Но уже спустя неделю художник понял, что совершил непростительную ошибку. Брак оказался до смешного коротким. Никас и Драгана прожили вместе всего 20 дней, после чего Сафронов сбежал в Москву.

Через год у Никаса появилась новая любовь – девушка из Шотландии Анджела. У них всё замечательно складывалось, но в одной из поездок в Америку любвеобильный художник поддался мимолётному увлечению и вступил в связь с американкой, которая забеременела и нашла способ сообщить об этом Анджеле. Роман с шотландской девушкой для Никаса закончился, а американка в 1985 году родила от Сафронова мальчика Дмитрия. Сейчас внебрачный сын художника проживает в Литве.

В 1990 году Никас познакомился с молодой женщиной итальянского происхождения Франческой Вендрамин, она была моложе художника на 11 лет. Эти отношения были официально зарегистрированы и продлились 13 лет, хотя большую часть времени супруги проводили порознь. В 1992 году Франческа родила Никасу сына Стефано, он проживает в Лондоне вместе с мамой.

Есть у Сафронова ещё два внебрачных сына:

  • пианист Лука Затравкин (1990 года рождения);
  • Ландин Сороко (1999 года рождения), на данный момент проживает в Австралии.

Вне живописи

Глядя на него, трудно сказать, что Никасу уже идёт седьмой десяток. Он легко и бодро порхает по своей квартире в три этажа, которая расположена в самом центре Москвы. Двенадцать лет он оформлял своё жилище. Сам в шутку говорит, что начинал делать ремонт с чёрной бородой, а закончил с седой. Было много трудностей с оформлением документов, попадались строители-пройдохи. Но он упорно шёл к достижению результата – построить жильё для себя, родных, друзей, чтобы всем было здесь уютно и комфортно.

У художников сложная душа, и трудно было гармонично сочетать в интерьере всё, чего она требует. Здесь есть медвежья шкура на полу, доспехи рыцаря, старинная мебель и фрески. А ещё колоссальная библиотека, которая насчитывает более 10 000 книг, в ней много редких изданий, Никас – заядлый букинист.

Сафронову нравится, что из его окна виден Кремль и Москва-Сити. Создаётся ощущение, что одновременно он находится в современной и в средневековой Москве. Рядом с ним живут такие знаменитости, как Денис Мацуев и Надежда Бабкина, Юрий Башмет и Владимир Спиваков. А в гости к нему захаживают мировые известные люди – Настасья Кински, Рудгер Хауэр, Хью Грант, Стивен Сигал, сын Фиделя Кастро, послы и короли из разных стран. А сама Софи Лорен, приехав к Никасу на день рождения, не захотела останавливаться в гостинице «Москва» и жила у Сафронова.

Как говорит про себя сам художник, имея такую библиотеку и огромные средства, уже можно было бы успокоиться, читать книги, наслаждаться жизнью. Но у Никаса постоянная тяга к самосовершенствованию. Он очень много путешествует, посещает выставки, коллекции и музеи, где знакомится с техникой великих живописцев прошлого и с их шедеврами.

У него в этой жизни всё получилось и всё есть, не хватает только одного – чтобы были живы родители.

– Я действительно принял всех детей, которые объявились, – начал Никас Сафронов. – Хотя не уверен, что они все мои. Например,

внебрачный сын, который живет в Литве

– сомневаюсь, что мой. Он уже взрослый парень, и я помог ему материально, дал возможность выжить и состояться. На мои деньги он открыл бизнес и пока меня не тревожит, слава Богу.

Вы всем внебрачным детям помогаете?

– Обязательно. У каждого из них есть своя комната в моей новой квартире в центре Москвы. Они могут всегда здесь остановиться и жить. Но при этом я им всем говорю: вы не должны быть домашними. Дети должны знать, что у них есть человек, который всегда придет на помощь, когда это необходимо. Но не более. Такова моя позиция. В противном случае будут

избалованы, как мои родственники, которые не работают, так как знают, что у них есть я.

Вы сказали, что у вас четыре сына. Со всеми общаетесь?

– Да. Периодически общаюсь. Ближе всего – с Лукой, который живет в Москве. Еще один мой внебрачный сын – 12-летний Лондин – живет в Австралии. У меня были близкие отношения с его матерью-немкой. Мы долго не общались. Она вышла замуж, однако недавно ей сделали шунтирование на сердце, и муж ее бросил. Она попросила поддержки, и я взял ее под свое кураторство: стал помогать, общаться.

Насколько мне известно, у вас только один сын, рожденный в официальном браке?

– Да, его зовут Стефан. Он, я считаю, Богом данный. Ему 19 лет, учится в университете в Лондоне и еще в Швейцарии. Он родился в браке с итальянкой. Мы с ней жили в Москве, я любил ее.

Мы даже обвенчались, хотя теперь я об этом жалею.

Пользы нашим отношениям это не принесло, хотя я надеялся, что это будет вечно. Сейчас Стефан живет в Лондоне. Я его назвал в честь папы. А родился он 22 мая – в день святого Николая, моего ангела. Стефан владеет шестью языками и собирается изучать русский. Я ему полушутя сказал недавно: «Выучи монгольский и можешь смело браться за русский».

Многие знаменитости скептически относятся к внебрачным детям и зачастую их не принимают. Вы приняли всех. Делали анализ ДНК?

– Нет. Я ничего не проверял. Если они объявляются, значит, им что-то нужно и ты им должен помочь. Даже если они и не твои. В последнее время много самозванцев появилось. Осенью мне постоянно звонила женщина и говорила, что у нас есть общий ребенок. Я спрашивал, кто она и откуда. Но у нее был один ответ: «Вы увидите нашего сына и сразу его признаете!» Когда мне эта ситуация порядком поднадоела, я поставил ультиматум: или она рассказывает, где у нас с ней была связь, или же я положу трубку и больше не буду разговаривать. Оказалось, что

мы с ней никогда не виделись. Просто в церкви ей сказали, что я всем помогаю.

Цинично. Недавно какая-то тетка из Урюпинска тоже мне говорила, что у нее от меня ребенок. Но я никогда не был в этом городе!

А что за история с сыном из Ирана, которому вы отказались помочь?

– Это все из серии выдуманных историй. Мне написали письмо, сказав, что мой сын живет в Иране и он наполовину афганец. Это чушь собачья!

У меня были тесные отношения с иностранками, но я их всех помню.

У меня была связь с итальянкой, немкой, американкой и шотландкой. И всё! Я вам скажу, многие сами не знают, с кем когда-то спали. Я же слежу за своими похождениями, особенно фривольными.

О второй жене Никаса Сафронова ходит множество слухов: ее представляют то как корыстную и взбалмошную женщину, то как единственную любовь художника.

Вторая жена Никаса Сафронова

Сейчас знаменитый художник официально не женат. Первый его брак не продлился и месяца, зато со второй женой, итальянкой Франческой Вендрамин, Сафронов прожил тринадцать лет.

Краткая биография жены Никаса Сафронова

Франческа Вендрамин родилась в Венеции в 1967 году и моложе художника на одиннадцать лет. Она красива по-южному: черные волосы, темные глаза, смуглая кожа. Неудивительно, что Франческа работала фотомоделью. Пара состояла в браке тринадцать лет, сейчас экс-супруга художника живет в Лондоне. Ее бывший муж утверждает, что она была католичкой, но приняла православие.

Что пишут в прессе о жене Сафронова

Чаще всего о ней вспоминают, когда пишут о семейном положении художника и о его романах. Однако есть довольно популярная заметка, целиком посвященная Франческе. Это небольшой мемуарный рассказ, появившийся в одном из блогов и разошедшейся по рунету. В нем утверждается, что Франческа учила русский язык в Лондоне и приехала в 1990 г. пожить несколько недель в Москве.
Она посетила множество картинных галерей, в одной из них и познакомилась с Никасом Сафроновым. Автор заметки пишет, что Сафронову нужна была возможность выехать на Запад, а британскую визу было относительно легко получить, а Франческа была «очень милой девочкой, совсем провинциальной». Неизвестно, впрочем, насколько эта информация правдива.

Семейная жизнь Никаса Сафронова и его жены

По информации некоторых изданий, Франческа снималась в фильме о художнике, но сейчас у нее не берут интервью, а всю информацию о семейной жизни пары журналисты получают от самого Сафронова.
Первая жена, по словам художника, не устраивала его в постели. С Франческой такой проблемы не было, но вот характер у нее был поистине итальянский: горячий и вспыльчивый. Сафронов упрекает жену в том, что она даже с маленьким сыном разговаривала на повышенных тонах.
В отличие от автора мемуарной заметки, Сафронов заявляет, что они с Франческой познакомились в лондонском музее. Никас приехал в Великобританию на три месяца и решил пойти на выставку русской живописи. Франческа показалась ему сошедшей с картины Борисова-Мусатова. Сафронов плохо говорил по-английски, а вот девушка по-русски говорила отлично. Потом итальянка приехала в Москву. Столица ей не понравилась. Молодая жена художника сказала, что в России смогла бы жить только в Петербурге, и Сафронов хотел купить там квартиру. Но вскоре семья переехала в Италию. Никасу, по его словам, быстро наскучила жизнь в итальянской глубинке. Супруги начали отдаляться друг от друга: он не хотел жить на Западе, она не хотела жить в России.
Вместе пара прожила год, но официальный брак продлился намного дольше. Художник утверждает, что содержал жену и маленького сына Стефана, но Франческа была недовольна размером выплат и подала на развод, узнав, насколько состоятельным стал ее муж, чтобы добиться большой компенсации. Франческа якобы долгие годы не давала художнику видеться с сыном, но требовать деньги «на сына» не забывала.
Впрочем, сам Сафронов тоже не без греха: он несколько раз утверждал, что не интересовался характером будущей жены, ему было важно только то, насколько хороша она в постели. Он также не скрывает, что браки с иностранками давали ему ощущение свободы от обязательств. И это похоже на правду. Так, его сын Лондин родился в 2000 году, когда Сафронов состоял в официальном браке с Франческой.
Художника привлекает экзотика, но ему не нравится, когда женщина приносит в семью свою культуру. Возможно, Франческа вовсе и не была такой уж взбалмошной, просто она немного отличалась от более спокойных русских женщин.
После развода Сафронов несколько раз заявлял, что Франческа была единственной женщиной, которую он любил. Впрочем, это не помешало ему прожить восемь лет в гражданском браке с Марией из Пензы.