Дети до пяти лет - пять основных правил. Дети до пяти лет - пять основных правил Недостаток внимания, общения

Если ребенок в 4 года не говорит, нужно с этим что-то делать. Первое, что должны выяснить родители, - это причины, по которым малыш растет молчуном, и для этого нужно будет пройти осмотр у отоларинголога, психолога, логопеда, детского невролога и психотерапевта. Сегодня рассмотрим самые частые причины того, почему ребенок не говорит в 4 года. Комаровский - детский доктор, который заслужил доверие многих родителей. Именно его советами будем пользоваться для составления статьи.

Во сколько лет дети должны говорить и что именно?

Прежде чем начинать бить тревогу и жаловаться, что ребенок в 4 года плохо говорит (что делать с этим, мы расскажем далее), нужно разобраться, что и во сколько лет говорят дети по нормам. Если ваш малыш четырех лет произносит невнятно некоторые слова, это еще не повод для беспокойства. Чтобы точно понять, нужна ли вам помощь, сопоставьте следующие данные с развитием вашего чада:

  1. К году малыши уже очень активно общаются, и на смену агуканью приходят односложные "дай", "гав", "на" и тому подобное и повторяющиеся слоги "ма-ма", "па-па" и так далее.
  2. К полутора годам, крайний срок к двум, словарный запас расширяется, появляются простые фразы (пусть и не четкие) наподобие "Миша будет кушать", "пойдем гулять" и так далее. Если ребенок до сих пор общается отдельными слогами, то это должно насторожить, и нужно будет посетить логопеда в первую очередь.
  3. С трех лет малыш уже простыми фразами может описать происходящее, картинку из книжки, задавать вопросы.
  4. Ребенок плохо говорит в 4 года - это когда он до сих пор не может описать картинку, составить по ней простой рассказ, описать происходящее или какое-либо явление, не умеет составлять сложные предложения и до сих пор общается самыми простыми фразами.

Если малыш хорошо говорит, но редко, он, скорее всего, просто молчун. Но может быть, проблема и в психологическом плане, давайте будем разбираться в том, почему ребенок не говорит в 4 года (совсем, или говорит, но редко) или почему он говорит плохо. По каждой причине будут предложены варианты решения проблемы.

Недостаток внимания, общения

Если с самого рождения родители приучают малыша к самостоятельности что касается и просмотра мультиков, картинок, мало с ним проводят времени, не читают книжки, а на элементарные вопросы дают односложные ответы ("да", "нет", "не сейчас", "отстань" и так далее), то малыш просто привыкнет к таком общению. Ребенок будет более комфортно себя ощущать без произношения лишних, как ему кажется, слов, да и вопросов много у него не возникнет, так как предыдущие односложные ответы не вызывают появления заинтересованности в чем-либо.

В данном случае ребенок в 4 года не говорит по простой причине - он вырос молчуном, и все благодаря "стараниям" родителей. Запомните: тихий ребенок не предел мечтаний и не идеал, он будет отставать в развитии от сверстников, так как ничем не интересуется и не развивается. Как бороться?

Начните вместе смотреть мультики, комментируйте их, задавайте ребенку вопросы, на которые ему нужно будет ответить фразой. Учите вместе песни и стихи, сами много рассказывайте ему, делайте так, чтобы малыш начинал задавать вопросы. Не отмахивайтесь от ребенка, и в скором времени из него получится настоящий болтун.

Индивидуальный темп развития

Если отставание небольшое и речь вашего малыша мало отличается от той, что произносят сверстники, то стоит ли вообще считать, что есть проблема? Возможно, ребенок в 4 года не говорит ровно так же, как сын соседки, из-за индивидуального темпа развития.

Бывает, что родители начинают переживать, если их ребенок сказал "мама" на месяц позже, чем ребенок друзей. Но подумайте, возможно, он раньше пошел, первый раз перевернулся и так далее. С небольшим отставанием малыш все же войдет в нужное русло и догонит по умению говорить своих одногодок.

Как ускорить процесс? Обычно ребенок плохо говорит в 4 года из-за отсутствия общения со сверстниками, то есть тот, что не посещает детский сад. Выход у вас один: отдайте малыша в сад, он в скором времени переймет от одногруппников слова и фразы, начнет общаться наравне.

Если ребенок посещает сад, но все равно отстает в развитии речи, то проконсультируйтесь с невропатологом, психологом, логопедом. Возможно, есть небольшие родовые или психологические травмы, а может, дело и правда в индивидуальном темпе развития.

Отсутствие мотивации

Если в первом пункте мы говорили о недостатке внимания со стороны родителей, то теперь поговорим о чрезмерной опеке. Балуя малыша своим чрезмерным вниманием, вы отнимаете мотивацию для высказывания своих желаний. Например: только запачкал ручки, вы уже бежите с платком. Если такое произойдет в саду и к нему никто не кинется на помощь, то ребенок не будет просить о помощи, а просто захнычет, требуя к себе внимания.

Итак, если ребенок 4 года мало говорит и делает это только в случае крайней необходимости, то мотивируйте его! Например, уберите с доступного места блюдо с конфетами или фруктами повыше. Пусть малыш не сам берет то, что нужно, а просит помощи у взрослых. Будет показывать пальцем на блюдо, не реагируйте, говорите: "Попроси нормально, словами". И все в том же духе.

Двуязычная семья

Если ребенок не говорит в 4 года, причина тому может крыться именно в том, что родители общаются то на одном, то на другом языке, а то и вовсе смешивают их. Детки, рожденные в двуязычных семьях, просто имеют право на отставание в формировании речи. Это может крыться в малом словарном запасе, в ошибках при составлении предложения, отказе от общения сложными предложениями, молчаливости. Малышу, чтобы просто понять, о чем идет речь, нужно сначала отделить один язык от другого, а потом подумать, как составить ответ или обращение.

Итак, если в двуязычной семье ребенок 4 года не говорит, что делать? Во-первых, пожалейте мозг своего малыша. Если вы легко отделяете один диалект от другого, то он этого сделать либо не может, либо реально "ломает мозг". Говорите с ним только на одном языке, не смешивайте слова и фразы. Потом обращайтесь на другом языке, который малышу тоже нужно усвоить. По большей части говорите на том диалекте, который будет основным (тот, что нужен в саду, в школе, для общения со сверстниками), а второстепенному языку уделяйте времени меньше.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье

Стресс угрожает не только взрослым людям, но и ребенку 4-5 года. Не говорит малыш совсем, произносит невнятные слова, заикается? Все это - последствия стресса, психологической травмы, испуга. Даже простые ссоры между родителями могут стать неблагоприятной обстановкой для развития ребенка. Малыш начинает бояться громких звуков, опасается и слово сказать, замыкается в себе. Это тревожные сигналы!

Обстановка в доме должна быть если уж не веселой, то хотя бы спокойной. Исключите скандалы при ребенке, он не должен этого видеть. Если малыш - постоянный свидетель родительских ссор, то у него будет постоянный стресс, который станет причиной отставания в развитии, а это чревато для будущего. Если ребенок в 4 года почти не говорит и причина этому - уже прошедшие скандалы, испуг по любому другому поводу и вы сами не справляетесь с положением, то есть один путь - идти к психологу, который специализируется на работе с детками. Не рано ли в таком возрасте "промывать мозги"? Это один из самых часто задаваемых вопросов. Ответ один: рано не бывает, бывает уже поздно!

Негативное отношение ребенка к разговорам

И такое тоже бывает. Многие родители охают и ахают, как только услышат от своего чада новое слово, а то и словосочетание, а потом надоедают ребенку с просьбами сказать так бабушке, дедушке, соседке и так далее. Стремление "разговорить" малыша может обернуться негативно. Ребенку надоест повторять заезженную фразу всем подряд, и каждое произнесенное слово будет только его утомлять, вызывать негативные ассоциации.

Как поступить? Да просто прекратите надоедать ребенку с просьбой сказать то-то и то-то. Через некоторое время малыш отдохнет от назойливости и станет нормально общаться, задавать вопросы, отвечать на них, пополнять словарный запас.

Генетическая предрасположенность

Если ваш ребенок в 4 года не говорит, то поинтересуйтесь у своих родителей, когда вы стали разговаривать. Все дело может быть в генетике, а это сильнейшая вещь. Бывает, что дети долго не говорят, чем начинают пугать своих родителей, а потом резко выдают целые "поэмы", чем родителей уже удивляют.

В любом случае, если без видимых причин отмечается отставание в речевом развитии, то нужно будет обойти врачей, дабы на ранних сроках выявить возможные нарушения неврологического или психологического характера. Но не паникуйте, не заставляйте ребенка "быстро что-нибудь сказать". Таким образом вы сделаете только хуже, малыш начнет замыкаться в себе, и желание говорить у него совершенно пропадет.

Тяжелая беременность или родовые травмы

Нервная система крохи формируется внутриутробно. Если во время беременности были осложнения, будущая мать переносила вирусные заболевания, была постоянно в состоянии стресса, то это все могло сказаться на формировании нервной системы.

Другая причина - травмы черепа при рождении, которые стали причиной нарушения мозговой деятельности. Чаще эта деятельность быстро восстанавливается, очень редко дает серьезные сбои, и бывает иногда, что по этой причине ребенок отстает в развитии, в нашем случае - речевом.

По обеим причинам сбои устанавливаются в более раннем возрасте. Например, ребенок к половине года еще не агукает, не улыбается, не хватает палец и игрушки, и многое другое. Но если травма не сильная, то узнать о ее наличии можно и в более позднем возрасте - к четырем или пяти годам, когда отставание в речи будет слишком явным.

Активировать речевой центр в мозге помогают упражнения по развитию мелкой моторики. Многие считают, что все это ерунда и речь с пальчиками никак не связана. Но нервные окончания - это загадочная вещь, и за центр речи отвечает именно выработанная мелкая моторика. Купите развивающие игры для работы руками: протягивать нитки через дырочки, пазлы и так далее. Просто дайте ребенку перебирать макароны, с закрытыми глазами, на ощупь угадывать, сколько в пуговичке дырок, и так далее.

Конечно, без профессиональной помощи невролога и логопеда вам не обойтись, но предложенные упражнения очень сильно помогут.

Нарушения слуха

Если малыш не говорит к четырем годам совсем или все его фразы сбиты, непонятны даже самые простые слова, то, возможно, у него нарушения слуха. Когда малыш плохо воспринимает слова на слух, он не может их правильно воспроизвести. И дело может крыться не в полной глухоте, которая определяется раньше, а в частичной, которую можно не заметить даже очень внимательному родителю.

Глухота у ребенка может быть наследственной или приобретенной: внутриутробное инфицирование, осложнения при беременности мамы, травмы при родах, осложнения после простудных заболеваний в младенчестве. Здесь потребуется квалифицированная помощь отоларинголога, невролога, логопеда, педиатра и так далее.

Пока проходите курс лечения, не отчаивайтесь и не останавливайте обучение малыша. Начните говорить более громко и четко, занимайтесь с ребенком, вместе проговаривая фразы, читая стихи, пойте песни - все это очень помогает в развитии речи, а стихи и песни проще и легче воспринимаются на слух, даже ослабленный.

Детский аутизм

Аутизм - это не приговор, это особенность малыша, живущего в своем собственном внутреннем мире. Ребенок не нуждается в постороннем общении, ему не плохо без разговоров, а вполне уютно в своей комнатке с бумагой и карандашами - часто дети-аутисты общаются и передают свое настроение и эмоции именно через рисунки, и родители учатся так их понимать. Немаловажную роль в развитии этих особенных детей играют именно родители, бабушки и дедушки. Но нельзя принуждать малыша к общению, если он этого не хочет, придется смириться с его настроением.

Обязательно детки с аутизмом должны наблюдаться у невролога, психолога и психотерапевта. С годами малыш все менее будет отличаться от ровесников, но для этого должны очень постараться и врачи, и родители.

Мало общения с живыми людьми

Ребенок не хочет говорить в 4 года? А вы не замечали, что по мере вашей усталости и занятости с ребенком все больше общается планшет, компьютер, телевизор и так далее? Ребенок занят видеоиграми, просмотром телевизора (по которому сейчас ничего полезного для детей не показывают), вместо того чтобы с мамой учить новый стих или песню, выходить на прогулку для общения и игр с другими детьми. Если вы понимаете, что отставание в развитии речи или просто отказ ребенка от общения стал итогом усердного просиживания за гаджетами, то пора что-то менять, не так ли?

Уберите подальше все компьютеры, телефоны, отключите телевизор и займитесь своим ребенком сами. Рассказывайте сказки, а потом просите пересказать услышанное, учите стихи для деток вашего возраста, придумывайте веселые игры и занятия, при которых нужно будет общаться. Первое время будет сложно, ведь малышу будет так не хватать любимого планшета (возможны истерики на этом фоне и отказ от других занятий), но все это - только временные трудности. От гаджета, как от наркотика, вскоре все отвыкают и начинают интересоваться "живыми" развлечениями.

Как научить ребенка говорить в 4 года?

Главное - это то, что вы заметили проблему, признали ошибки и начали исправлять ситуацию. Первым делом нужно обратиться к логопеду и детскому психологу. Посещать этих специалистов нужно будет стабильно, по мере решения проблемы. Но и дома вы должны заниматься с малышом, чтобы он быстрее начал нормально для его возраста общаться:

  1. Если дело в недостатке общения, то срочно меняйте отношения в семье. Начинайте больше интересоваться делами ребенка, спрашивайте, как дела в детском саду, что они проходили, что им рассказали, что снилось ночью и так далее. Провоцируйте возникновение у ребенка вопросов, и дело само заладится.
  2. Читайте, учите скороговорки, стихи, ходите на экскурсии, в зоопарк, да просто в парк!
  3. Готовьте обеды и ужины вместе, при этом нужно общаться. Например: "Мы сегодня будем готовить..." - ребенок должен продолжить. "Для этого нам понадобится..." - малыш должен перечислить продукты, которые потребуются в процессе приготовления.
  4. Придумывайте стихи сами. Вы говорите фразу или слово, а ребенок пусть придумает слово в рифму.

Упражнений для ускорения развития речи очень много, и вам придется много работать, чтобы малыш скорее начал полноценно с вами общаться!

И. А. Галкина (к.пс.н.)

Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. По словам Л.С. Выготского, у детей в этот период складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение. Рассмотрим возрастные особенности развития ребенка от трех до пяти лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможные сложности и скорректировать их.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека, центр тяжести смещается вниз.
  • Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек - жировой. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес. В раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.
  • Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
  • Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
  • Совершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.
  • К четырем годам у ребенка уже должен быть весь комплект молочных зубов. Если их меньше двадцати, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Три года . Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках. В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки.

Четыре года . Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в сторону, вперед и назад, чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой / левой руки.

Пять лет . Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками, ездит на двухколесном велосипеде, катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет - важнейшая ступень в становлении ребенка. Данный период развития отличается быстрым усвоением информации, поэтому родителям стоит позаботиться об организации увлекательных занятий со своим малышом.

В возрасте трех лет ребенок взаимодействует с миром, опираясь только на полученные знания. Он вспоминает то, что было с ним в прошлом и на основании прошлого опыта принимает решения, подтверждая старые или приобретая новые умения. Память ребенка в этом периоде развития непроизвольная: запоминание информации и запечатление образов происходят сами собой. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. К пяти годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).

К четырем-пяти годам формируются математические понятия и навыки счета. Дети используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку.

Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.

С четырех-пяти лет дети начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и активно расширяет свои знания об окружающем мире. Такой скачок в развитии ребенка происходит за счет развитие речи и творческого мышления.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В возрасте трех-пяти лет продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Период четырех-пяти лет – это пик сензитивного периода развития речи, и при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

В норме ребенок четырех - пяти лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, - возможно, он не слышит их.

Для того, чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, нужно чаще с ним разговаривать. И важно, чтобы контакт как можно чаще был обоюдный, то есть в форме диалога. Родителям не стоит ограничиваться простейшими темами, уже можно обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет - важнейшая ступень в становлении ребенка как личности. В этом возрасте формируется долговременная память. Малыш уже воспринимает себя как отдельную неповторимую личность, а чувства и эмоции складываются в воспоминания детства и свой уникальный опыт. В данном возрасте у ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как самоуважение, ценность собственной личности, чувство достоинства.

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех - пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает определить собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако имеет значение не столько одноразовый успех, сколько устойчивость успехов. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности. У него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.

После трех лет ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это тоже необходимо учитывать родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Игра для ребенка – это ведущая деятельность. Со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается, но на самом деле он выполняет важную работу. В игре дети реализуют свое стремление к самостоятельности, учатся терпению, настойчивости, общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, а также развивают волю, воображение, мышление и нравственные установки.

В играх дети уже придерживаются определенных правил и строго их контролируют, заранее продумывают сюжет игры и разделяют между собой роли. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте очень важна, но ребенок должен уметь играть не только в компании, но и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. Малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начинаете с ним игру, увлекаете его, потом на несколько минут выходите из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один и привыкает к тому, что постоянное присутствие взрослого необязательно.

Для того, чтобы развивать различные стороны интеллекта ребенка, необходимо, чтобы и игрушки были разные: игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки создает из сырого песка. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин и глина. Почаще занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, аппликацией и т.д. Эти занятия развивают творческое мышление и творческие способности ребенка.

Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Задача родителей - как можно больше расширять кругозор ребенка. Этот возраст можно назвать возрастом "интеллектуального голода" - малыш хочет знать обо всем и задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Очень важно на них отвечать и формировать у малыша правильные ценности. Делая это в игровой форме в этот период, вы сможете заложить основы нравственного развития, которые в более поздние годы обязательно принесут свои плоды.

Для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 3 до 5 лет прошло успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, но желательно также посещение детьми и специальных занятий, проводимых опытными психологами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологические развивающие занятия», которая рассчитана на детей этого возраста. Об этой программе мы расскажем во второй части нашей статьи.

10 голос, средняя оценка: 3,30 из 5

Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.


    Развитие ребёнка в 4 года. Игра "На приёме у врача"

    Занятия с ребёнком 4года.Чтение,письмо, математика

    Развитие речи у ребенка 3-4 лет

Voting

Отправить

Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход. Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши. Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу. Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.

Творческое развитие ребенка

Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно. Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию. Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации. Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.

К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности. Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость. Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Содержание:

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Видео: Развиваем мелкую моторику.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади ( и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.


В этом вопросе сразу два вопроса: 1) почему не «пять годов» и 2) почему после слов «два» и «пять» существительное стоит в разных формах: «два года» – родительный падеж единственного числа, «пять лет» – родительный падеж множественного числа.

Начнем со второго вопроса. Почему числительные «два», «три», «четыре» (а также составные числительные, оканчивающиеся на «два», «три», «четыре», например «двадцать два») сочетаются с существительным в форме родительного падежа единственного числа («два кота», «двадцать два кота»), в то время как числительные «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» и т. д. (а также составные числительные, оканчивающиеся на «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять», например «двадцать пять») требуют формы родительного падежа множественного числа («пять котов», «двадцать пять котов»)?

Такая разница связана с историей русского языка. Когда-то в русском языке имен числительных не было вовсе. Точнее, не было такой части речи. Слова «два», «три», «четыре», «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» и т. д., конечно, существовали, но относились к другим частям речи.

Названия чисел 5–9 были... существительными женского рода и склонялись как, например, слово «кость». Ср.: «нет пяти» – «нет кости», «пятью» – «костью». Будучи существительными, они управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как «пять котов», «шесть столов» (ср. сочетания с существительными: «лапы котов», «ножки столов» и т. п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2–4, которые были счетными прилагательными и (как и подобает прилагательному) согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: «три избы» (ср.: «красивые избы»). Но это еще не всё: название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): «две стене», «два стола». Позднее в русском языке категория двойственного числа разрушилась, и формы типа «два стола» начали восприниматься как родительный падеж единственного числа. Под эти формы подстроились и сочетания со словами «три», «четыре». Так и получилось: «два кота», «три кота», «четыре кота», но «пять котов».

Ну а теперь вернемся к первому вопросу. Особенностью слова «год» является то, что при счете (после количественных числительных) в родительном падеже множественного числа вместо формы «годов» употребляется форма «лет». Связано это с тем, что года наши предки считали по лету (самому теплому времени года). «Прошло столько-то лет» стало означать «прошло столько-то годов», у слова «лето» появилось значение «год» (ср.: «летопись» – запись событий по годам), и форма «лет» вытеснила форму «годов».