Скачать презентацию для детей вологодские кружева. Декоративное рисование с детьми: рисуем кружево

Cлайд 1

Cлайд 2

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)

Cлайд 3

История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Cлайд 4

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

Cлайд 5

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000.

Cлайд 6

В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.

Cлайд 7

В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию, художественному творчеству в старшей группе «Волшебные снежинки».

Программное содержание

Образовательные задачи:

Познакомить детей с вологодскими кружевами, их плетением и использовании их в жизненном быту.

Закрепить знания о снежинках: каждая снежинка имеет неповторимый узор, состоит из 6 ледяных лучиков. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь,точно употреблять слова по смыслу и выслушивать ответы других детей.

Формировать умение подбир ать слова-определения (снежинка белая,чудесная,кристальная,сверкающая,сказочная,серебристая,воздушная,лёгкая и т.д.). Совершенствовать навык восприятия художественного произведения: стихотворение. Развивающие задачи :

Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

Развивать артистические качества, поощрять импровизацию в играх.

Развивать умение осознанно и творчески выполнять физические упражнения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку сообща играть, рисовать, наблюдать, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников

Оборудование, материалы : мультимедийное оборудование, аудиозаписи классической музыке о зиме, слайды вологодских кружев, снежинка (пластик),слайд с изображением снегиря, квадраты чёрных, фиолетовых, коричневых цветов по количеству детей. Баночки с белилами, клей ПВА поднос с блёстками, стаканчики с водой, кисти, подставки, салфетки, лист ватмана квадратной формы с украшенными краями (платок).

Ход непосредственной образовательной деятельности.

В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом. Что значит поздороваться? (это значит пожелать здоровья). Возьмёмся за руки и почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и скажем другу: «Как я рад тебя видеть».Я тоже очень рада всех видеть и желаю всем хорошей творческой работы. В: Ребята,вы хотите отправиться в сказочное путешествие?Тогда пойдёмте за мной. Возьмемся за руки и пойдем. Сколько снега намело, сугробы высокие, перешагиваем через сугроб, а теперь наклоняемся и проходим под ветками деревьев. Ой,ручеёк не замёрз, перепрыгиваем через ручеёк.

Слайд №1 «Зимний лес»

В: Как здесь холодно, погрейте себя,обнимите себя руками, похлопайте руками перед грудью. В какой лес мы с вами попали? (зимний, сказочный, красивый и т.д) Как вы догадались, что лес зимний?(деревья в снегу ит.д

Слайд №2 «Прилет снегиря на ветку» Кто это?(снегирь) Как вы думаете почему прилетел снегирь, а не другая птица?(так как снегирь-зимующая птица). Он нам что-то принёс. Что это? (снежинка).

Звучит музыка

Слайд № 3 «Падающие снежинки»

Читаю стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».

Светло-пушистая, Но вот кончается

Снежинка белая, Дорога дальняя,

Какая чистая, Земли касается,

Какая смелая! Звезда кристальная.

Дорогой бурною Лежит пушистая,

Легко проносится, Снежинка смелая.

Не в высь лазурную, Какая чистая,

На землю просится. Какая белая!

Ребята, встаньте в круг. Давайте будем передавать снежинку друг другу и скажем, какая она? (снежинка- белая, чудесная кристальная, сверкающая, сказочная, серебристая, воздушная, лёгкая и т. д.).

Слайд № 4 «Вьюга » Игровое упражнение дыхательной гимнастики «Снежинка»

Вот они во круг нас, глубоко вдохнули, сделали губы трубочкой, сильно, сильно подуйте, летят снежинки! А вот снежинка села вам на нос, нижнюю губу оттопырьте, подуйте на кончик носа, чувствуете ветерок, снежинка полетела дальше с вашего носа. А вот протяните ладошки, снежинка села на них, сделайте губы трубочкой, подуйте.

Давайте посидим на волшебной полянке, отдохнём.

Слайд №5 «Вологодские кружева»

Люди смотрели на красивые снежинки, на морозные узоры и создали удивительные кружева.

Мы с вами любуемся вологодскими кружевами. Они так называются, потому что их плетут в городе Вологда. Как называются кружева? (Вологодские).

Слайд №6 «Мастерицы»

Посмотрите, вот мастерица с помощью тонких-тонких белых ниток плетёт кружева. Делает она это по рисунку, очень внимательно, старательно, с помощью специальных инструментов: валика, коклюшек и многочисленных булав. Вот девочки сидят на полянке и плетут каждая свой узор. Что же изображено на вологодских кружевах?

Слайд № 7 «Кружева».

Какими узорами украшены кружева? (белые листочки, снежинки, деревья, цветочки, бабочки.)

Слайд №8 «Воротнички»

Как вы думаете, а для чего нужны такие кружева? (кружевные воротнички, жилеты делают одежду красивой, праздничной, нарядной. Кружевные салфетки, шторы украшают дом, делают его уютным и неповторимым).

А вы хотите изобразить морозные снежинки, похожие на кружева? Пройдёмте за столы, мы в нашей художественной мастерской. Каждый из вас выберет по своему желанию бумажный квадрат - фиолетового, синего, коричневого цвета и нарисует на нём снежинку необыкновенной красоты. Рисовать будем тонкими-тонкими кисточками белой краской гуашь. Все снежинки разные, нет не одной похожей на другую, но в основе имеют общую форму. Сколько лучей у снежинки? (шесть, они все расходятся из одной точки). Как можно украсить лучи? (кружочками, травинками, бараньими рожками). Что бы снежинки были блестящими, посыпьте их блёстками, пока краска не высохла, лишнее стряхните на поднос.

Под музыку Вивальди «Зима» дети рисуют снежинки

Рефлексия.

Принесите свои снежинки и разложите на нашем платке. Какая у платка форма? (квадрат) Было много маленьких работ, а получилась одна, красивая, потому что мы работали вместе.

С чем познакомились? (с вологодскими кружевами). Почему они называются вологодские? (потому что плетутся в городе Вологда)

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)


История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей кружевниц, для обучения плетению кружев детей- сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».


Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт- Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.


Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались мастериц, в 1912 году


В годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.


В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.





В 1960 г. В связи с упразднением промкооперации и передачей кружевных артелей в государственную систему - местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевных фабрик, а в 1964 г. Было создано Вологодское специализированное кружевное объединение, которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.

Татьяна Максимова
Конспект занятия в старшей группе «Вологодское кружево»

Воспитатель : Максимова Т. Г.

ЦЕЛЬ :приобщение дошкольников к традициям родного края.

ЗАДАЧИ :

1 .Поддерживать у детей интерес к традициям родного края, уважение к людям прославляющим город своим мастерством.

2. Формировать умение детей видеть неповторимую красоту Вологодских кружев .

3. Развивать умение грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, совершенствовать выразительность речи.

4. Совершенствовать художественно- творческие способности дошкольников через рисование Вологодского кружева .

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу , воспитатель читает стихотворение :

Что я вижу! Что за диво?

Сколько кружева вокруг !

Правда дети здесь красиво,

Аж захватывает дух?

Посмотрите,зти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать : есть в стране

Чудо – люди мастера.

Вос.: оказывается кружевоплетение было известно на Руси давно.

(Имя реб.) расскажи нам,что ты знаешь о кружевоплетении ?

РАССКАЗ-ДОКЛАД

(стук в дверь,приносят письмо)

Вос.: «Что за письмо? Интересно! И адрес наш : Некрасова 61А д/с № 79 «Лучик» , ребятам старшей группы .

Вос.: Давайте прочитаем, что в нем написано.

«Здравствуйте ребята,пишут вам Вологодские кружевницы . Обращаемся к вам с огромной просьбой. Мы готовим кружева на ярмарку ,ярмарка скоро, а работы еще много. Скатерти,воротники,жилеты мы успеваем сплести,а вот салфетки –не успеваем. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится,а врозь-хоть брось.»(кружевницы )

Вос.: Ну, что ребята, поможем кружевницам-мастерицам ?

Дети : поможем

Вос.: А как мы можем помочь,ведь у нас нет умений для того, чтобы сплести кружева ? (ответы детей)

Вос.: Я предлагаю вам создать самим кружево . Если вы его создадите своими руками-это будет здорово. Давайте сначала рассмотрим кружева ,прежде чем приступить к делу.

Вос.: Какими словами можно сказать о красоте Вологодского кружева ,каке оно (ответы детей)

Вос.: С каким временем года можно сравнить Вологодское кружево ? (зимой)

Вос.: Почему так думаете?

Дети : кружевные узоры похожи на морозные узоры на стекле; оно белоснежное, как снежный покров; легкое,как первый выпавший снежок; оно легкое, воздушное,как падающие снежинки; в нем присутствует неповторимая сказочная красота; похоже на зимнюю волшебную сказку.

Вос.: молодцы ребята.

Вологодская метель- кружева ,

И заснеженная ель – кружева ,

Занавески на окне-кружева ,

От мороза на окне-кружева .

Вос.: Где в нашем городе выплетают кружева ?

Дети : В кружевном объединении Снежинка.

Вос.: Какое красивое название. Чтобы выполнить задание кружевниц , нам надо подготовиться. Давайте нарисуем ее. А рисовать мы будем ее по точкам, соединяя линиями. Но сначала разомнем пальчики.

ПАЛЬ ЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что принес нам почтальон (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он. (шагают пальчики по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты,

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали. (загибают пальчики по одному)

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СНЕЖИНКУ»

Вос.: Проверьте друг у друга-правильно ли выполнили задание,ровные ли линии, все ли точки соединили.

Вос.: Ребята, рисунок для своего узора кружевницы могут увидеть в поле,в лесу, на реке, в городе, т. е. там, где можем увидеть мы. И для своих узоров они берут все самое прекрасное, что нас окружает .

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (ребенок)

Окружают нас кружева :

Одуванчик дорожный едва,

Пенный гребень на гладкой волне,

И узор на морозном стекле,

Кружева в стрекозиных крылах,

И в летящих сквозных облаках,

В паутинке воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной,

Кружит лист кружевной надо мной ,

Заплелась кружевами трава-

Кружева , кружева , кружева .

Вос.: Сейчас ребята попробуйте и вы сплести свой кружевной узор плавными ,волнистыми и красивыми движениями.

(под музыку дети выполняют движения, воспитатель в это время читает стихотворение)

Вологда завьюжила белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами .

Рассыпает искорки северные краски,

Снежные присказки кружевные сказки .

Вос.: Молодцы ребята, замечательные кружева у вас получились .

Вос.: Кто знает, какое оборудование нужно кружевницам для плетения кружева ?

Дети : для плетения кружева используется подушка-валик,туго набитый соломой; пяльцы-деревянная подставка; коклюшки-деревянные палочки,на их концы наматываются льняные или хлопчатобумажные нитки; сколок.

Вос.: Кто знает,что такое сколок?

Дети : Сколок-это узор на бумаге с отмеченными точками.

Вос.: Првильно. Сейчас я покажу вам как кружевницы плетут по сколку – рисунку кружево .

ПЛЕТУ – дети смотрят.

Вос.: А вы хотите ненадолго стать мастерами кружевного дела ? Тогда представьте,что вы в кружевной мастерской , вы мастера, ваши столы это подушка - валик, кисточки-коклюшки, белая краска-нити. И так, у нас все готово. (перед рисованием тренируемся-рисуем волнистую линию в воздухе,затем по сухому листу). Приступайте к заданию наших кружевниц .

ДЕТИ РИСУЮТ КРУЖЕВНЫЕ САЛФЕТКИ

В конце занятия рассматривание рисунков.

Обсуждение с детьми каким образом будем отправлять заказ.

РЕФЛЕКСИЯ

(Примерные вопросы к детям)

Понравилось занятие ?

О чем сегодня говорили на занятии ?

Что нового узнали?

Какое задание было самым трудным, легким?