Загадки-описания комнатных растений. Комментарии к посту «Загадки про цветы Загадки про комнатные растения

, Экология

1. В Англии его называют “тещин язык”, в США – “змеиная кожа”, у нас в стране – “щучий хвост”. Это неприхотливое растение заслужило репутацию практически неистребимого. Листья могут достигать в длину 1 м. Существует много разновидностей. Как оно называется?

(Сансевьера)

2. Художники и поэты всех времен и народов не устают воспевать этот цветок – символ любви. С.Я. Маршак сказал о ней:

“Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей…”
Назовите этот цветок – царицу всех цветов?

3. Этот цветок изображен на государственном флаге Японии, на печати и денежных знаках. Высшая награда Японии – орден этого цветка. Одежду из ткани с изображением этого цветка до недавнего времени могли носить лишь члены императорского дома. В Китае и Японии из мясистых и сочных листьев растения готовят салаты. Что это за цветок?

(Хризантема)

4. Об этом цветке-огоньке сложено немало легенд. Ночью раскрывает он свои лепестки, будто светится в темноте звездочкой-огоньком. Зовут его еще “Ваня-мокрый” – уж очень он любит воду. Цветет на окошке почти круглый год. Забрел он к нам из Африки. Как называется этот цветок?

(Бальзамин)

5. Цветки этого растения могут быть разного цвета. Осенью на их месте появляются плодики с длинным отростком, будто птичий клюв. Они похожи на журавликов. В наших домах проживает почти 50 видов этого растения. Один из видов, душистый, рекомендован для школ, так как хорошо очищает воздух от микробов. В народе считается, что аромат листьев лечит от головной и ушной боли. Что это за растение?

6. Это растение называют душителем – солнце оно никому не уступает. Вырастает очень высоким. За вязкий белый сок, в котором много каучука, его еще называют резиновым деревом. Сок появляется, если надломить жесткий, глянцевый лист темно-зеленого цвета. Не цветет. Что за растение?

7. Листья этого растения похожи на крылья орла. Оно существовало еще тогда, когда по нашей земле бродили динозавры. Современные растения – бледная тень тех сорокаметровых древовидных гигантов. По легенде, в ночь на Ивана Купалу у лесных родственников этого растения появляется цветок. Если найдешь его – все тайны Земли будут тебе подвластны, всю жизнь будешь счастлив. Но на самом деле растение не цветет. Некоторые виды употребляют в пищу, их по вкусу не отличишь от грибов. Что это за растение?

(Папоротник)

8. Этих зеленых уродцев на Земле около 5000 видов. Говорят, что это не растение, а просто заколдованный карлик, состарившийся, съежившийся, заросший щетиной. Немногим приходилось видеть, как он зацветает. Растение называют “зеленым верблюдом” за свойство стеблей накапливать воду. Может долго жить без полива. В Мексике из него делают пастилу, сыр, сироп. Что это?

9. Скитается, что расцветает он один раз в сто лет. Оттого и называют его столетником. Это не так. На Родине, в Африке, цветет ежегодно. У нас в комнатах почти не цветет. Его другое название в переводе с арабского означает “горький”. Горький сок этого растения с медом – лекарство. Как называют столетник иначе?

10. Это растение было любимым цветком немецкого поэта Гете. Легенда гласит, что в пожилом возрасте Гете страдал многими недугами, а цветок помог ему избавиться от них. В народе зовут его домашний доктор или хирург. Есть еще одно название – комнатный женьшень. Помажь соком растения рану – она быстро затянется. Сок успокоит зубную боль, исцелит обмороженные конечности. Что это за домашний доктор?

(Каланхое)

11. Этот цветок называют “модницей” за то, что он очень любит менять свою окраску. То у него голубые цветы, то вдруг они стали розовыми, а через несколько дней – сиреневыми. Завезено растение из Индии. Как оно называется?

(Гортензия)

12. Листья это растения похожи на листья тюльпана, только стебель сплошь усажен множеством красивых цветочков, похожих на лилии. Цветы необычно пахнут. Рождается цветок из проросшей луковицы. В 17 веке завезены эти цветы в Голландию из Генуи. В переводе с греческого его назваение означает “цветок дождей”. Что это за изящные цветы с чудным запахом?

(Гиацинт)

13. Это комнатное растение рекомендовано для школ, так как хорошо очищает воздух. Выглядит оно забавно: из высоко подвешенных горшков от материнского растения свисают дугами плети – стрелки. На них расположены пучки молоденьких растений – дочек с толстенькими белыми корешками. Если рядом поставить горшок с почвой, молодые растеньица легко укоренятся. Родом растение из Южной Африки. Имеет пестролистную форму.

(Хлорофитум хохлатый)

14. Листья этого растения умеют “плакать” в пасмурную погоду. Листы у растения широкие, округлые, на длинных черешках, снизу целые, а повыше – как бы разрезанные. Стебель у этого растения – лиана, она умеет приклеиваться к стене, стремясь вверх. Со стебля свисают воздушные корни длиной несколько метров. Название растения переводится как “удивительная”, “причудливая”. Родина – тропические леса Бразилии.

(Монстера)

15. В народе это растение называют “бабьи сплетни”. Свисающие длинные стебли густо покрыты маленькими листочками. Они так переплетаются между собой, что их трудно отделить друг от друга, найти начало и конец. Родом растение из тропиков Америки. Листья у него бывают не только зелёными, но и розовато – фиолетовыми, серебристыми, с белыми на зелёном полосками. Очень легко размножается вегетативным способом.

(Традесканция)

16. Родина этого растения – Китай. Растёт оно в ращелинах скал, и, кажется, что оно своими корнями “разломило” камни. Это небольшое растение с круглыми красноватыми листьями. От материнского растения отходят тонкие волоски – побеги, на концах которых растут маленькие розетки – растеньица с корешками. Они похожи на паучков, висящих на паутине. Как оно называется?

(Камнеломка)

Литература

  1. В.Ф.Бибикова. “Зеленые оазисы дома и на работе”. Мн., “Полымя”, 1989.
  2. Н.Верзилин. “Путешествие с домашними растениями”. Детская лит-ра, 1954.
  3. В.С. Моложавенко. Тайна красоты. М., “Педагогика-Пресс”, 1993.
  4. Л.Н. Стороженко. “Как вырастить цветы”. М., “Просвещение”, 1978.

Номинация «Поэтические страницы»

АБУТИЛОН

Его в народе называют кленом,
И радует он видом всех зеленым.
Растет он дома на окне
Или в каком-то уголке.
Еще он любит полутень
В летний, жаркий день.
Очень любит он уход
И, как колокольчики, цветет.

ПЕПЕРОМИЯ ТУПОЛИСТНАЯ

Ох и долго я живу -
Туполистной я слыву,
Очень, очень мне вредны
Прямые солнышка лучи.
Иногда и я цвету,
И невзрачные цветки
На початках ты ищи.

САНСЕВЬЕРА

Пусть он похож на хвост,
Но желанный в доме гость,
На окне растёт.
Зеленеет круглый год!

ХЛОРОФИТУМ

Его воздушные корешки
Для посадки хороши,
А если плетни разрослись,
Возьми горшок и потрудись.
И пусть невзрачны так цветки,
Но представляет он собой,
Растет растенье особой красоты.

АМАРИЛЛИС

Я очень солнышко люблю.
На южной стороне расту.
С поддона только поливайте,
Про отдых мой не забывайте.
И красная воронка
Закивает звонко.

УЗАМБАРСКАЯ ФИАЛКА

Узамбарской называюсь
И капризной я считаюсь.
Освещение, друзья,
Очень важно для меня.
Так же правильно поливай,
Притенять не забывай.

БЕГОНИЯ РЕКС

Я хотя зовусь и «Рексом»,
Но ни капельки не злой.
Расту в горшке я на окошке,
Моих собратьев полон дом.

БАЛЬЗАМИН

Как у милого дитяти,
У него несколько имен:
«Ванька-мокрый» и
«Прилежная Лиззи» -
Так уж немцы нарекли,
«Огонек» и «Недотрога».
Уход любит очень строгий:
Чаще летом поливай
И рыхлить не забывай.

КОЛЕУС

Если я цвету -
Значит я умру,
Чаще нужно поливать
И, конечно, удобрять.
Чем больше света и тепла,
Тем краснее я, друзья.
А если света не хватает,
Зеленеть я начинаю.

ДЕКАБРИСТ

Говорят, что в декабре
Все деревья в серебре.
Я же в комнате зимой
Расцветаю, как весной.
И жду всегда я декабря,
Чтобы радовать себя.
И любуются все мной,
Восхищаясь красотой.

Загадки о комнатных растениях

Расскажу я вам стихотворение

Про разные чудесные растения.

Вы смекалку приложите

И растенье покажите…
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Комнатные растения)

В ствол запрятан белый сок,

Будто кожаный листок,

Может он расти в горшке,

Может в джунглях, на реке.

В Индии рождается.

Как он называется? (Фикус)
Плоский, длинный, а не брус.

Полосат, но не арбуз. (Сансевьера)


У садовницы - первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое. (Гортензия)
Вырос кустик пышный,

На окне не лишний,

Листья незаметные,

А плоды запретные. (Аспарагус)


На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно…(Бальзамин)


Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей. (Сансевиерия)


Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Я повешу шторочку,

На белую распорочку,

Не крючком плетеную -

Живую и зеленую.(Традесканция)


Плоские лепешки

На длинной тонкой ножке.

Лепешки очень колки, на них растут иголки.(Опунция)
Стоит мокрый Ванёк,

А в кудрях – огонёк. (Бальзамин)


- Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке –

На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост/)
Куст оконный и балконный,

Лист – пушистый и душистый,

А цветы о окне – словно шапка в огне. (Герань)
Круглый шарик

Словно ёжик,

Но без мордочки и ножек.

На моём растёт окне,

Очень нравится он мне. (Кактус.)
Вышла балерина:

Блузка, как рябина.

Юбочка лиловая, лента васильковая.

Ножки, как точеные,

Туфли золоченые. (Фуксия)
Комнатное растение, называемое в народе "крапивкой".

(Колеус)
Она пришла к нам из Китая,

Прижилась и, устали не зная,

Круглый год цветет на радость, от души!

А цветы разноцветны и очень хороши!

(Китайская роза-гибискус)

Не подушка для иголок,

Не ежик, и не елка,

Но не даст себя в обиду,

Потому что весь в иголках. (Кактус)


Зелёное, колючее,

Сто лет ему дремучему,

Как только насморк

Вас застал врасплох,

Бежите Вы к нему со всех ног!(Алоэ)
У меня растёт лиана
В кадке около дивана.
Листья у неё резные –
В них окошечки сквозные. (Монстера)
Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою (герань).
- Как ещё называют это растение? (Пеларгония)
Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки. (Хлорофитум)
В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт. (Нефролепис, папоротник)

Стебли древовидные,


Листья мечевидные.
Может он живёт сто лет?
Что вы скажете в ответ? (Алоэ)

Как его называют в народе? (Столетник, ранник, лечебник)

Второе название этого красивоцветущего растения – сенполия, можно размножать листочками. (Фиалка)

Из листка на удивленье


Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. (фиалка).

Среди листьев – огоньки,


Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам назвать! (Бальзамин)
На окне, на полке

Выросли иголки.

Да цветы атласные,

Алые и красные. (Кактусы)


Занимательные опыты по ознакомлению детей с комнатными растениями

Опыт «С водой и без воды»
Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
Материал: Два одинаковых растения (бальзамин), вода
Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость) Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.

Опыт «На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона , две емкости с землей.
Ход: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Зарисовывают результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь зарисовывают результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)

Опыт «Может ли растение дышать»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
Ход: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия , через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Опыт «Есть ли у растения органы дыхания?»
Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материал: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Ход: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья во внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист»: наливают в бутылку воды , оставив ее не заполненной на 2-3 см. вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду. Плотно замазывают отверстие бутылки пластилином, как пробкой. Здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином. Встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков в воду из стебля.

Опыт «Кому лучше?»
Цель: Выявить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Материал: Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
Ход: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве . Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, с почвой. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы (у растения в почве новый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу, в воде растение слабое)

Опыт «Лабиринт»
Цель: Установить, как растение ищет свет.
Материал: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта; в одном углу картофельный клубень, в другом отверстие.
Ход: В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления в отверстии ростков картофеля . Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, искривленные). Оставив коробку открытой, продолжают наблюдать за изменением цвета ростков и направлением роста (они позеленели, тянутся в разные стороны). Формулируется вывод: на свету растение лучше растет.

Опыт «Что нужно для питания растениям?»
Цель: Установить необходимость света для питания растения
Материал: Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, толстянка), лейкопластырь
Ход: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет попадать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают, дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется.

Опыт «Фабрика питания»
Цель: Определить, что растение может само себя обеспечивать питанием.
Материал: Горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.
Ход: Внутрь большой прозрачной емкости дети помещают черенок растения в воде или растение в небольшом горшочке. Почву поливают. Емкость герметично закрывают крышкой, ставят в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдают за растением. Выясняют, почему оно не погибло (растение продолжает расти, на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). Растение кормит само себя.
Опыт «Для чего нужны корни?»

Цель : доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней .

Оборудование : черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта : Обучающиеся рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость , отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней (воды стало мало). Предположение детей проверяют через 7-8 дней (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корнями. Результат дети зарисовывают.

Вырос высокий росточек в горшочке,

Ласковым утром раскрыл лепесточки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.
Опыт «Как увидеть движение воды через корни?»

Цель : доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование : черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта : Обучающиеся рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель - «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корни могут забирать не только воду (корни должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в дневнике наблюдений . Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Дидактические игры


«Где спряталась матрешка?»

Дидактическая задача . Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие . Поиск спрятанной игрушки.
Правило . Нельзя подсматривать.
Оборудование . На столе расставляют 4 – 5 растений.
Ход игры. Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? – сейчас, я расскажу вам, куда спряталась матрешка. Педагог рассказывает на что похоже растение (на дерево, травку), описывает его стебель, листья, цветы. Дети отгадывают, где спряталась матрешка.
«Найди такой же»

Дидактическая задача
Игровые действия . Поиск похожего предмета.
Правило.
Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений .
Ход игры . Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.
«Магазин цветов»

Содержание знаний . Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.
Дидактическая задача . Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило . Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры . На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.
«Что изменилось?»

Дидактическая задача: найти предметы по сходству

Игровое действие: поиск похожего предмета

Правило: показывать узнанное растение можно только по сигналу взрослого, выслушав его описание.

Оборудование: одинаковые растения по 3-4 расставлены на двух столах.

Ход игры: взрослый показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает найти ребенку такое же на другом столе. Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
«Найди растение по названию»

Дидактическая задача: найти растение по названию.

Игровые действия: поиск названного растения

Правило: смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры: Взрослый называет комнатное растение, а ребенок должен найти его. Если ребенку трудно найти растение во всей площади комнаты, то можно упростить задачу, поставив растения на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.
«Отгадай, что за растение»

Задача. Описать предмет и узнать его по описанию.

Ход. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение . Необходима последовательность описания. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растения данного вида.
«Найди такой же»

Дидактическая задача . Найти предметы по сходству.

Игровые действия. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.
«На какой цветок села бабочка?»

Задача. Закрепить названия цветов.

Оборудование. Бабочка.

Ход игры. Воспитатель показывает бумажную бабочку на тонкой резинке, позволяющей имитировать ее полет. Бабочка взлетает и садится на фикус. Воспитатель предлагает назвать цветок.
«Чей цветок?» /Авторская разработка/

Задача. Соотнести растение и цветок.

Оборудование: картинки «цветы».

Ход игры. Воспитатель показывает цветок, а дети находят растение, которое так цветет.


«Третий лишний»

Задача. Закрепить отличительные особенности растений.

Оборудование. Картинки или комнатные растения.

Ход игры. Назовите одно растение, отличное от двух других по каким-либо признакам.

Алоэ, кактус, циперус.

Традесканция, сеткрезия, колеус.

Хлорофитум, папоротник, бальзамин.


«Откуда родом?»

Задача. Найти родину растений.

1 вариант

Оборудование. Иллюстрации растений, карточки стран (или континентов).

Ход игры.

Что за чудо этот сад-

Просто глаз не отвести.

И откуда же могли их

К нам сюда всех привезти?

Воспитатель раскладывает на столе иллюстрации и карточки стран (или континентов); дети должны соотнести их.

2 вариант

Оборудование. Карта мира, кружки на горшках, кружки для карты

Ход игры. Ребята, вы любите путешествовать? А знаете ли вы, что растения – тоже путешественники. Хотите узнать, где родина растений? На цветочных горшках приклеены кружки (на каждом горшке разного цвета) Дети находят на карте родину какого либо растения и приклеивают кружок такого же цвета, как и на горшке.
«Как размножаются комнатные растения»

Задачи. Закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений, условиях, необходимых для молодых посадок, и учить заботиться о растениях.

И вездесущая герань.

Да, мало им тепла и света -

На севере нашли приют.

Но как важна наука эта:

То, что имеют, - отдают.

От всех невзгод твое оконце

Заслонит их живой букет.

И разноцветным этим солнцем

Ты будешь ласково согрет!
****
Фонарик чудный, разноцветный –
это что за волшебство?
Он цветки свои распустит
прямо перед Рождеством!
Словно капельки листочки,
он прекрасен и лучист,
Вам квартиру озарит в декабре
своим сиянием – декабрист.

Светлана Титанкова
Для чего нужны растения?


очищают воздух

лечат


дают кислород

предсказывают погоду

создают уют (красота)


поднимают настроение


Для чего рыхлят землю?

Рыхление почвы проводят во влажном состоянии, при рыхлении сухой почвы можно повредить корни.

Рыхлая почва способствует лучшему обеспечению растения водой (лучше впитывается вода)

Рыхлая почва дольше удерживает влагу, чем уплотненная

Недаром рыхление называют сухим поливом.
Приветствие

…Давай пройдемся медленно по кругу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

СамедВургун


Карточки

  1. «Я могу помочь»
Рассмотрите рисунки. МазилаБабашкин предлагает так ухаживать за комнатными растениями:


  • зимой ставить как можно ближе к открытой форточке, чтобы они дышали свежим морозным воздухом;

  • поливать как можно чаще и обильнее;

  • когда форточка закрыта убирать в самое темное место – лучше под кровать; никогда не рыхлить почву.
А вы согласны?
2 Задание. Мишка решил полить растения, но опять забыл, что надо делать. Помоги ему полить растение. Расскажи, что надо делать. Посмотри на картинки и скажи, что забыл мишка приготовить для поливки. Нарисуй это в пустой клеточке .

Подсказка для взрослого. Детям предлагается рассказать по моделям о том, в каком порядке нужно поливать растение. Задается следующий вопрос: Что забыл мишка приготовить для поливки? (Воду) После правильного ответа дети рисуют ведро с водой.

3 задание. Посмотри, какой красивый бальзамин вырос у мишки. Напомни мишке, какие части есть у бальзамина, покажи их стрелочками.

Подсказка для взрослого. Сначала дети должны рассмотреть модели частей растения и назвать их. Далее детям предлагается провести стрелочки от моделей к соответствующим частям бальзамина.

4 задание. Нарисуй, чего не хватает растению.

Подсказка для взрослого. Ребенок должен самостоятельно нарисовать любую емкость с водой.

Список использованной литературы


  1. Гринева Е., Зелеева С.«Рабочая тетрадь по предмету «окружающий мир» Журнал «Обруч» № 2, 2001г.

  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет Младшая группа. Ч. 2. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. -32с.

  3. Репникова Л., Федорова Г., Вашурина Р. Игры с перфокартами Журнал «Обруч» № 3, 2001г.С.33
4

Счастливый ребенок 08.04.2018

Дорогие читатели, с наступлением весны всё вокруг просыпается и расцветает. В городских парках появляются первые нежные росточки мать-и-мачехи. Совсем скоро подарят нам свою красоту и другие прекрасные цветы. А вот о каких ещё первоцветах и других видах цветущих растений знают наши дети?

Узнать много нового помогут загадки про цветы, которые содержат их короткое описание и указывают места, где они растут. Обо всем этом малыши узнают в игровой форме, а значит, это будет для них интересно и полезно.

Жёлтые, пушистые цветочки золотистые…

С простыми загадками, в которых нужно договорить отгадку в рифму, легко справятся маленькие дети. Малыши бывают очень довольны, когда быстро находят правильный ответ, а похвала от взрослых доставит еще больше удовольствия и радости. Ниже вы найдёте загадки о цветах для детей дошкольного возраста.

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … .
(Одуванчик)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.
И первым появляется
В проталине … .
(Подснежник)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми … .
(Гвоздиками)

Посмотрите – у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка … .
(Роза)

На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается … .
(Сирень)

На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
И тут поможет нам смекалка –
Все зовут цветок … .
(Фиалка)

Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду … .
(Шиповник)

Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В тонких веточках … .
(Мимоза)

Цветики – корзинкой,
С желтой серединкой,
Белая рубашка –
Хороша … .
(Ромашка)

Выросли звоночки в ряд,
Жалко только, не звенят.
Синие бутончики –
Это … .
(Колокольчики)

В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный … .
(Мак)

Желтую надел он маску
И на бал зовет нас в сказку.
Головой склоняясь вниз,
Всех приветствует … .
(Нарцисс)

Мячики колючие,
Очень приставучие.
Их прицепит всем бездельник –
Пакостный сорняк … .
(Репейник)

Кто там смотрит из межи
Посреди колосьев ржи?
Это цветики-малютки,
Голубые … .
(Незабудки)

Чьи высокие макушки
Розовеют на опушке?
Лето красное встречай!
Расцветает … .
(Иван-чай)

Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … .
(Василёк)

Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую … .
(Анютины глазки)

У гигантского цветочка
Вся середка в черных точках.
Вертится за солнышком,
А зовут … .
(Подсолнушком)

Посмотрите видео с загадками про цветы для самых маленьких, где нужно угадать цветок среди предложенных картинок.

Азбука цветов – сложная наука…

Дети школьного возраста о цветах знают довольно много, поэтому для них не составит труда разгадать более сложные загадки: про букеты цветов, про цветы в горшке, про цветок с ответами. И начнем мы этот раздел с загадок про цветы сложные с ответами.

Был скован ознобом
И спал под сугробом.
Весной раскустился,
К лету распустился,
Стал белым, как невеста,
И розовым, прелестным.
(Пион)

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
(Колокольчик)

Хорош собой, как принц восточный.
Вельможа он, но лишь цветочный.
Халат парчовый, изумрудный,
А головной убор пречудный:
Тюрбан – восточной творенье.
Цветок, достойный восхищенья!
Самой весны он талисман.
Кто символ праздника? … .
(Тюльпан)

По легенде, мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:
Я вообще-то не цвету!
(Папоротник)

У нас ни пальцев нет, ни рук –
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся,
Но в маникюре не нуждаемся!
(Ноготки)

Со дна озера, реки,
Как верёвки, стебельки.
Над водою стебелёк
Превращается в цветок
И горит он летним днём
Жёлтым пламенем-огнём.
А цветы назвали люди
Наподобие посуды.
(Кувшинки)

Их, смотри, на клумбах сколько!
Те цветочки звать красолька.
Вон они и на балконах
В разноцветных капюшонах!
Листья, как для чая блюдца.
Как ещё они зовутся?
(Настурция)

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе чистом-чистом
И солнышке лучистом.
(Незабудка)

Цветочки открыто глядят на меня,
И утром глядят, и в течение дня.
На них с удивленьем я тоже гляжу,
Ведь сходство с лицом я в цветах нахожу!
Назвали красиво! Вот чудное слово –
Зовут ясноглазый цветочек … .
(Виола)

Вася в класс принес цветы
Небывалой красоты.
Лепестки как из пластмассы
У цветов Василия.
Дайте поскорее вазу,
Он поставит … .
(Лилии)

Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед?
(Цветок)

Зеленеет, и растет,
И всю жизнь лишь воду пьет.
Место жительства – горшок,
А зовут его … .
(Цветок)

Расцвели весной на кочке
В поле первые … .
(Цветочки)

Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы)

Их на окошко, полку ставят,
От холода и ветра берегут.
Весну зимой они нам дарят,
Потому что зеленеют и цветут.
(Цветы)

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Цветы)

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Они пахучи и милы,
Из них плетут венки,
На праздники дарят,
Как их называют?
(Цветы)

Пчёлы кружатся над ними,
Собирают с них нектар,
И тем самым опыляют,
Получая урожай!
(Цветы)

Они разные бывают
И оттенков, да и форм,
Но цветением своим
Вызывают лишь восторг!
(Цветы)

Из них букеты собирают,
На дне рождения вручают,
И залы, холлы украшают,
Как красоту ту называют?
(Цветами)

К подарку прилагаются,
В букеты собираются,
И пахнут, словно как духи,
Кто отгадал? Скорей скажи!
(Цветы)

Дарят радость, аромат,
В лепестках их весь наряд,
С весны по осень цветут,
Пыльцу пчёлам раздают!
(Цветы)

В теплицах и садах,
В скверах, парках и лугах,
Растут, цветут, благоухают,
Собой окрестность украшают!
(Цветы)

На окне горшок стоит,
В нём растение сидит,
Зелёный стебель, листья под стать,
И шапкою пышной украшена стать!
(Цветок)

На рассвете распускаются,
Ночь приходит, закрываются,
Красотой притягивают,
Ароматом славятся!
(Цветы)

Загадка про цветок в горшке

На окне стоит горшок,
В нём чудеснейший цветок:
Фиолетовый, изящный,
Ароматами манящий.
(Фиалка)

Загадки с ответом «букет цветов»

Я принес в подарок маме
Большое чудо с лепестками.
Чудо разноцветное,
Пахнущее, светлое.
(Букет)

На зеленых ножках
Листья и горошки,
Разноцветные снежинки
И душистые пушинки.
(Букет)

В этом видео интересные загадки про цветы – нужно угадать цветок, пока художник его рисует.

Самый первый, самый нежный, самый бархатный цветок…

На праздник 8 Марта многим женщинам подарили именно весенние цветы: нарциссы, подснежники, тюльпаны. И эти цветы действительно необыкновенные – самые свежие, нежные, трогательные. Недаром многие так их любят. Так что и эту тему стоит выделить отдельно – загадки про весенние цветы.

Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился.
(Подснежник)

Пробивался сквозь снежок
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
(Подснежник)

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыши)

Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке.
(Ландыши)

На стебле зеленом
Рос красный бокал,
Нектаром он бабочек
Всех угощал.
(Тюльпан)

Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)

Мой цветок как блюдце,
В середине чашечка,
Чтобы пить могла росу
Каждая букашечка.
(Нарцисс)

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)

Золотой цветочек,
Листья изумрудные,
С одной стороны нежные,
А с другой чуть грубые.
(Мать-и-мачеха)

Над кустами гул стоит,
Здесь для пчёлок стол накрыт:
Ароматом целый день
Манит нежная … .
(Сирень)

Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились … .
(Крокусы)

Цветы на окне – словно шапка в огне

В каждом доме на окнах растут красивые комнатные цветы. И нам хочется, чтобы наши дети тоже принимали участие в уходе за растениями. Но не всем малышам это нравится. Загадки про комнатные цветы помогут пробудить в детях интерес к ним, желание ухаживать за ними, чтобы они радовали всех своей свежестью и цветением.

Куст оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый,
А цветы на окне,
Словно шапка в огне.
(Герань)

У садовницы, первой модницы,
Платье то ли полиняло,
То ль окраску потеряло:
Было всё лиловое,
Стало васильковое.
(Гортензия)

Круглый шарик, словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне.
(Кактус)

Его в народе называют кленом,
И радует он видом всех зеленым.
Растет он дома на окне
Или в каком-то уголке.
Еще он любит полутень
В летний жаркий день.
Очень любит он уход
И как колокольчики цветет.
(Абутилон)

Я очень солнышко люблю.
На южной стороне расту.
С поддона только поливайте,
Про отдых мой не забывайте.
И красная воронка
Закивает звонко.
(Амариллис)

Узамбарской называюсь
И капризной я считаюсь.
Освещение, друзья,
Очень важно для меня.
Меня не сильно поливай,
Притенять не забывай.
(Узамбарская фиалка)

Как у милого дитяти,
У него несколько имен:
Ванька-мокрый и
Прилежная Лиззи –
Так уж немцы нарекли,
Огонек и недотрога.
Уход любит очень строгий:
Чаще летом поливай
И рыхлить не забывай.
(Бальзамин)

Говорят, что в декабре
Все деревья в серебре.
Я же в комнате зимой
Расцветаю, как весной.
И жду всегда я декабря,
Чтобы радовать себя.
И любуются все мной,
Восхищаясь красотой.
(Декабрист)

Анна Летягина
Загадки комнатных растений

Современная жизнь требует внедрение новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно это актуально для подрастающего поколения .

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогике, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности, проявляющие творческую активность, умеющие самостоятельно построить межличностные отношения в рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях и дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проект ориентирован на развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира и повышения экологической культуры. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но для нашей группы в настоящий момент она актуальна и значима.

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия заложить основу экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Предметом деятельности является процесс по изучению жизни комнатных растений и их связи с экосистемой.

Традиционно осенью и весной мы пересаживаем комнатные растения , дети принимают активное участие в процессе. В ходе работы они спрашивают, почему у одного растения листья красные , у другого светло – зелёные, как называется цветок, рассказывают, что дома тоже есть такое растение , что растениям нужен свет , тепло, вода, земля, растения очищают воздух . Дети хотят знать, как правильно посадить растение , как за ним ухаживать, больше узнать о своём любимом растении , как они размножаются. Так возникла идея исследования.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствуют экологической грамотности, безопасному поведению и для природы, и для собственного здоровья. Практическая деятельность по созданию земного уголка группы позволит детям и родителям под руководством педагога изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Настоящий проект нужен для того, чтобы обратить внимание на такую проблему как развитие потребности и у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности детского населения.

Стратегическая цель проекта : создание благоприятных условий для достижения бережного отношения к природе.

Тактические цели :

Создать условия для формирования творческого воображения

Сформировать элементные представления о комнатных растениях . Отразить знания в различных видах деятельности.

Способствовать формированию у дошкольников желаний и способностей к самостоятельному поиску, сбору информаций, развивать чувство ответственности за порученное дело.

Задачи :

1. Способствовать развитию и воспитанию экологической культуры у детей.

2. Расширять знания детей о комнатных растениях , сформировать представление о

значимости их для человека.

3. Воспитать любовь к природе родного края.

4. Развивать исследовательскую деятельность дошкольников.

Ожидаемые результаты :

1. Развиты исследовательские качества у детей.

2. Воспитана любовь к природе родного края.

3. Сформированы знания у детей о значимости комнатных растений для человека .

4. Сформированы правильные, осознанные отношения к природе.

Продукт :

1. Развита исследовательская деятельность у детей. Создан проект «Загадки комнатных растений

2. Повышен уровень экологической культуры у детей и родителей.

3. Развит познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения.

4. Ведется сотрудничество родителей с детским садом.

Настоящей работой мы хотели обратить внимание на то, что любовь к природе, сознательно, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должно воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном учреждении. Природа - не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будет в нем лучшие чувства. Помочь детям открыть для себя мир комнатных растений , научить любить, понимать и беречь их – вот основные направления, которые мы определили в экологическом проекте.

В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы её построение :

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста , в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста ;

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает : признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личности потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребёнка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступеней дошкольного образования. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определённым объектом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Пути решения проекта :

Разработать систему реализаций идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;

Оценить риски реализации проекта.

План мероприятий.

1 этап. Подготовительно – ориентировочный.

1. Поставить перед детьми цели и задачи, определить объект и методы исследования, выбор оборудования и материалов. Ответственный : воспитатель.

2. Беседа с родителями об экологическом проекте «Загадки комнатных растений » , привлечение их к проекту : изготовление альбома «Комнатные растения » , папки – передвижки. Ответственный : воспитатель, родители.

3. Сформулировать проблемные вопросы вместе с детьми :

Комнатные растения живые ? Почему?

Что общего у комнатных растений ?

Чем отличаются комнатные растения друг от друга ?

У растения может быть настроение?

В чем оно выражается? От чего зависит?

Для чего нужны комнатные растения ?

Что хотели бы узнать дети о комнатных растениях ?

2 этап. Практический.

1. Просмотр энциклопедий, интернета. Ответственный : родители.

2. Рассматривание внешних признаков комнатных растений под лупой .

Ответственный : воспитатель.

3. Заучивание стихов, загадок о комнатных растениях . Ответственный : воспитатель,

родители.

4. Оформление паспорта комнатных растений . Ответственный : Воспитатель.

5. Фотовыставка «Помощники интерьера» с участием родителей. Ответственный :

воспитатель, родители.

3 этап. Обобщающе – результативный.

1. Итоговое мероприятие. Ответственный : воспитатель.

2. Организация конкурса рисунков «Моё любимое комнатное растение » .

Ответственный : воспитатель.

3. Презентация сборника «Загадки комнатных растений » . Ответственный :

воспитатель.

Ресурсное обеспечение программы.

Нормативно – правовые ресурсы :

Закон РФ «Об образовании» ;

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного образования» от 5.07.2001 г. ;

Устав ДОУ;

СанПиНы 2.4.1.2660 – 10;

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольного и начальное звено) ;

Закон РФ «Об образовании в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 г. № 309 – ФЗ;

Приказ Министерства Образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Риски :

1. Низкая познавательная активность детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта.

Предупреждение рисков :

1. Для повышения познавательного детей и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту «Загадки комнатных растений » .

2. Привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

3. Распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта.

Выводы :

В ходе проведенного проекта дети заинтересовались комнатными растениями . Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. На основе исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к природе. Данный проект сформирован коллективом : педагогов, родителей, заинтересованные в положительном результате, и дети, увлеченные экологической темой. Масштабы проекта не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения уголка в группе перейти к озеленению участка.