Безнадежность тоска и мгла. Тоска и тревога не дают жить! Что делать? Тоска и тревога не дают радоваться жизни

Я встречаю много активных, упорных людей, которые вдруг сдаются, сдуваются и уходят в тоску с чувством полной безнадёжности. И ситуации-то не “аховые”, и в более серьёзных переделках человек бывал и выплывал, мог, делал, “впивался зубами” и продирался вперёд, шёл, двигался, активничал и развивался.

Почему же сейчас вдруг опустились руки? Что произошло?
А произошло вот что. В простонародье это называется ” на старые дрожжи”. Ситуации, возникшие сейчас, прорвали заброду и выпустили на волю старую, глубокую тоску.

Это чувство тотальной беспомощности и безнадёжности уже было. И тогда, когда оно было, оно полностью соответствовало ситуации.

” У меня сейчас часто бывают странные ощущения. Вдруг ни с того ни с сего меня немного подташнивает и через секунду резко портиться настроение. Это состояние ни с чем не сравнить. Оно особенное. Накатывает снизу вверх и как-будто укладывает на спину. Если ему податься, то надо лечь на спину как солдатик, вытянуть руки и ноги, а потом, сложить руки на груди, обездвижиться и … умереть. Я помню такое состояние накатывало на меня в детстве. Дедушка забирал меня с детского сада, мы шли по асфальтированному тротуару вдоль деревянных заборов частных домов, я вела палочкой по дощечкам заборов, она так прикольно тарахтела… и вдруг – оно. Тошнота и резкий провал в плохое настроение. Будучи маленькой я научилась распознавать его в себе и убегать от своего плохого настроения.”

Маленький ребёнок не может называть чувства, они прорывались “плохим настроением” и телесными ощущениями. Но вспомнив ощущения и ситуацию им соответствующую, “заглянув в своё детство”, можно высвободить из памяти и те невероятные чувства, которые так проявлялись в теле.

“… О, боже!.. Эта была безнадёжность, полная и тотальная безнадёжность моего детсадовского детства. Шкафчики с картинками, коридоры, железные раскладушки с острыми пружинами, которые надо было тянуть и раскладывать самим; матрасы, которые выдавали каждому в руки, чтобы он сам застелил себе постель. И эта еда, которая так отвратительно пахла, что и её можно было есть, только задержав дыхание и постаравшись не чувствовать склизкие куски во рту. Злобные, всемогущие воспитательницы, хитрые и двуличные одногрупники, всегда кого-то травили… Эти страшные туалеты с дыркой в полу, невозможность уединиться… Деревянные веранды, где заставляли сидеть всю прогулку до самого позднего вечера, иногда счастье- давали огрызки карандашей и маленькие тоненькие листочки серой бумаги, можно было рисовать … дом с крылечком, труба, палисадник…

Однажды, когда дедушка с бабушкой остались дома, я попросила меня в детский сад не водить. Только в это день. Они засомневались, помню их улыбающиеся лица, и мне показалось, что они согласились, но…вдруг передумали, видимо, решив, что в детский сад “ходить надо” и нечего тут расслабляться. Наверное в этот момент я поняла, что ничего не смогу изменить.”

Эта тотальная безнадёжность ребёнка, понимание и ощущение своей полной беспомощности, необходимости жить и терпеть все, что выпадает ему на долю – переживание настолько тотальное, что психика ребёнка не может его переварить. С этим невозможно ничего сделать. Жить, осознавая всё это, нельзя. Поэтому психика блокирует осознававшие и позволяет прожить это как телесный симптом – ощущение тошноты и эмоционального упадка.

Чувство полной безнадёжности, отчаяния и желание просто умереть – адекватная реакция ребёнка в безысходной ситуации. Действительно, там и тогда эта девочка была полностью беспомощна перед миром взрослых людей.

Если вы родились и выросли в Советском Союзе, прошли через систему ясель и детских садов, то эти чувства вам знакомы. Любая другая драматичная ситуация, а не только детский сад, может стать травмой для ребёнка и глубокой зарубкой в его душе.

Безнадёжность, беспомощность и отчаяние навсегда остаются врощенными в психику. И в периоды нашей жизни, когда несколько событий, произошедших одновременно, выбивают нас из колеи, мы, не осознавая того сами, оказываемся на деревянной веранде старого детского сада, как будто маленький ребёнок перед лицом огромного жестокого мира, где он ничего не может изменить.

Знаете, в инете есть видео эксперимента с блохами. Их накрывают банкой, держат несколько часов, потом снимают банку, и блохи уже никогда не могут выпрыгнуть за границы, когда-то обозначенные банкой.

Так и мы. Став взрослыми и сильными людьми, которые могут справиться и найти выход из большинства ситуаций, у которых много сил и ума сделать это, мы вдруг опускаем руки. Это происходит тогда, когда несколько событий в нашей жизни создают ситуацию, которую психика воспринимает похожей на наш детский опыт. И выдаёт готовый результат – “не иди, не борись, всё бесполезно, не стоит пытаться”.

И детская, горькая беспомощность накрывает с головой и опустошает душу.

Стать взрослым – это пережить и принять свой детский опыт.

А пока этого не произошло, психика часто может выдавать неадекватные детские реакции на ситуации, из которых состоит наша взрослая жизнь. И с которыми, может справиться любой взрослый человек.

На то он и взрослый)

Другая основная тема есть тема тоски. Всю жизнь меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась. Нужно делать различие между тоской и страхом и скукой. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с трансцендентным, бездну между мной и трансцендентным. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. Это есть до последней остроты доведенный конфликт между моей жизнью в этом мире и трансцендентным. Тоска может пробуждать богосознание, но она есть также переживание богооставленности. Она между трансцендентным и бездной небытия. Страх и скука направлены не на высший, а на низший мир. Страх говорит об опасности, грозящей мне от низшего мира. Скука говорит о пустоте и пошлости этого низшего мира. Нет ничего безнадежнее и страшнее этой пустоты скуки. В тоске есть надежда, в скуке – безнадежность. Скука преодолевается лишь творчеством. Страх, всегда связанный с эмпирической опасностью, нужно отличать от ужаса, который связан не с эмпирической опасностью, а с трансцендентным, с тоской бытия и небытия. Кирхегардт отличает Angst от Furcht. Для него Angst есть первичный религиозный феномен.

Тоска и ужас имеют родство. Но ужас гораздо острее, в ужасе есть что-то поражающее человека. Тоска мягче и тягучее. Очень сильное переживание ужаса может даже излечить от тоски. Когда же ужас переходит в тоску, то острая болезнь переходит в хроническую. Характерно для меня, что я мог переживать и тоску и ужас, но не мог выносить печали и всегда стремился как можно скорее от нее избавиться. Характерно, что я не мог выносить трогательного, я слишком сильно его переживал. Печаль душевна и связана с прошлым. Тургенев – художник печали по преимуществу. Достоевский – художник ужаса. Ужас связан с вечностью. Печаль лирична. Ужас драматичен. Это странно, но мне казалось, что я вынесу тоску, очень мне свойственную, вынесу и ужас, но от печали, если поддамся ей, я совершенно растаю и исчезну. Печаль очень связана для меня с чувством жалости, которой я всегда боялся вследствие власти, которую она может приобрести над моей душой. Поэтому я всегда делал заграждения против жалости и печали, как и против трогательного. Против тоски я не мог ничего поделать, но она не истребляла меня. С точки зрения старой и довольно неверной классификации темпераментов у меня сочетались два типа, которые обычно считают противоположными. Я сангвиник и меланхолик. Может быть более бросались во мне в глаза черты сангвинического темперамента – мне легко бросалась кровь в голову, у меня была необыкновенно быстрая реакция на все, я был подвержен припадкам вспыльчивости. Но меланхолические черты темперамента были глубже. Я тосковал и был пессимистически настроен и тогда, когда внешне казался веселым, улыбался, проявлял большую живость. В моей натуре есть пессимистический элемент. Характерно, что во время моего духовного пробуждения в меня запала не Библия, а философия Шопенгауера. Это имело длительные последствия. Мне трудно было принять благостность творения. Обратной стороной этого был культ человеческого творчества. Поразительно, что у меня бывала наиболее острая тоска в так называемые «счастливые» минуты жизни, если вообще можно говорить о счастливых минутах. Я всегда боялся счастливых, радостных минут. Я всегда в эти минуты с особенной остротой вспоминал о мучительности жизни. Я почти всегда испытывал тоску в великие праздники, вероятно потому, что ждал чудесного изменения обыденности, а его не было. Трудно было то, что я никогда не умел, как многие, идеализировать и поэтизировать такие состояния, как тоска, отчаяние, противоречия, сомнение, страдание. Я часто считал эти состояния уродливыми.

Есть тоска юности. В юности тоска у меня была сильнее, чем в зрелом возрасте. Это тоска от нереализованности преизбыточных жизненных сил и неуверенности, что удастся вполне реализовать эти силы. В юности есть надежды на то, что жизнь будет интересной, замечательной, богатой необыкновенными встречами и событиями. И есть всегда несоответствие между этой надеждой и настоящим, полным разочарований, страданий и печалей, настоящим, в котором жизнь ущерблена. Ошибочно думать, что тоска порождена недостатком сил, тоска порождена и избытком сил. В жизненной напряженности есть и момент тоски. Я думаю, что юность более тоскует, чем обычно думают. Но у разных людей это бывает разно. Мне были особенно свойственны периоды тоски. И я как раз испытывал тоску в моменты жизни, которые считаются радостными. Есть мучительный контраст между радостностью данного мгновения и мучительностью, трагизмом жизни в целом. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем. В обращенности к будущему есть не только надежда, но и тоска. Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски. Будущее враждебно вечности, как и прошлое. Но ничто не интересно, кроме вечности. Я часто испытывал жгучую тоску в чудный лунный вечер в прекрасном саду, в солнечный день в поле, полном колосьев, во встрече с прекрасным образом женщины, в зарождении любви. Эта счастливая обстановка вызывала чувство контраста с тьмой, уродством, тлением, которыми полна жизнь. У меня всегда была настоящая болезнь времени. Я всегда предвидел в воображении конец и не хотел приспособляться к процессу, который ведет к концу, отсюда мое нетерпение. Есть особая тоска, связанная с переживанием любви. Меня всегда удивляли люди, которые видели в этом напряженном подъеме жизни лишь радость и счастье. Эросу глубоко присущ элемент тоски. И эта тоска связана с отношением времени и вечности. Время есть тоска, неутоленность, смертоносность. Есть тоска пола. Пол не есть только потребность, требующая удовлетворения. Пол есть тоска, потому что на нем лежит печать падшести человека. Утоление тоски пола в условиях этого мира невозможно. Пол порождает иллюзии, которые превращают человека в средство нечеловеческого процесса. Дионисизм, который означает преизбыток жизни, порождает трагедию. Но стихия пола связана с дионисической стихией. Дионис и Гадес – один и тот же бог. Пол есть ущербность, расколотость человека. Но через жизнь пола никогда по-настоящему не достигается целостность человека. Пол требует выхода человека из самого себя, выхода к другому. Но человек вновь возвращается к себе и тоскует. Человеку присуща тоска по цельности. Но жизнь пола настолько искажена, что она увеличивает расколотость человека. Пол по своей природе не целомудрен, то есть не целостен. К целостности ведет лишь подлинная любовь. Но это одна из самых трагических проблем и об этом еще впереди.

Мне свойственно переживание тоски и в совсем другие мгновения, чем чудный лунный вечер. Я всегда почти испытываю тоску в сумерки летом на улице большого города, особенно в Париже и в Петербурге. Я вообще плохо выносил сумерки. Сумерки – переходное состояние между светом и тьмой, когда источник дневного света уже померк, но не наступило еще того иного света, который есть в ночи, или искусственного человеческого света, охраняющего человека от стихии тьмы, или света звездного. Именно сумерки обостряют тоску по вечности, по вечному свету. И в сумерках большого города наиболее обнаруживается зло человеческой жизни. Тоска ночи уже иная, чем тоска сумерек, она глубже и трансцендентнее. Я переживал очень острую тоску ночи, переживал ужас этой тоски. Это у меня со временем ослабело. В прошлом я не мог даже спать иначе, чем при искусственном освещении. Но я это преодолел. У меня бывали тяжелые сны, кошмары. Сны вообще для меня мучительны, хотя у меня иногда бывали и замечательные сны. Во время ночи я часто чувствовал присутствие кого-то постороннего. Это странное чувство у меня бывало и днем. Мы гуляем в деревне, в лесу или поле, нас четверо. Но я чувствую, что есть пятый и не знаю, кто пятый, не могу досчитаться. Все это связано с тоской. Современная психопатология объясняет эти явления подсознательным. Но это мало объясняет и ничего не разрешает. Я твердо убежден, что в человеческой жизни есть трансцендентное, есть притяжение трансцендентного и действие трансцендентного. Я чувствовал погруженность в бессознательное лоно, в нижнюю бездну, но еще более чувствовал притяжение верхней бездны трансцендентного.

Тоска очень связана с отталкиванием от того, что люди называют «жизнью», не отдавая себе отчета в значении этого слова. В «жизни», в самой силе «жизни» есть безумная тоска. «Сера всякая теория и вечно зелено древо жизни». Мне иногда парадоксально хотелось сказать обратное. «Серо древо жизни и вечно зелена теория». Необходимо это объяснить, чтобы не вызвать негодования. Это говорю я, человек совершенно чуждый всякой схоластике, школьности, всякой высушенной теории, уж скорее Фауст, чем Вагнер. То, что называют «жизнью», часто есть лишь обыденность, состоящая из забот. Теория же есть творческое познание, возвышающееся над обыденностью. Теория по-гречески значит созерцание. Философия (вечно зеленая «теория») освобождена от тоски и скуки «жизни». Я стал философом, пленился «теорией», чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной «жизни». Философская мысль всегда особождала меня от гнетущей тоски «жизни», от ее уродства. Я противополагал «бытию» «творчество». «Творчество» не есть «жизнь», творчество есть прорыв и взлет, оно возвышается над «жизнью» и устремлено за границу, за пределы, к трансцендентному. Тоска исходит от «жизни», от сумерек и мглы «жизни» и устремлена к трансцендентному. Творчество и есть движение к трансцендентному. Творчество вызывает образ иного, чем эта «жизнь». Слово «жизнь» я употребляю в кавычках. В мире творчества все интереснее, значительнее, оригинальнее, глубже, чем в действительной жизни, чем в истории или в мысли рефлексий и отражений. Во мне раскрывался мир более прекрасный, чем этот «объективный» мир, в котором преобладает уродство. Но это предполагает творческий подъем.

Свойственно ли мне переживание скуки, которая есть притяжение нижней бездны пустоты? Я почти никогда не скучал, мне всегда не хватало времени для дела моей жизни, для исполнения моего призвания. У меня не было пустого времени. Но многое, слишком многое мне было скучно. Я испытывал скуку от мирочувствия и миросозерцания большей части людей, от политики, от идеологии и практики национальной и государственной. Обыденность, повторяемость, подражание, однообразие, скованность, конечность жизни вызывают чувство скуки, притяжение к пустоте. Когда же наступает момент пассивности в отношении притяжения пустоты этого низшего мира, когда по слабости мир кажется пустым, плоским, лишенным измерения глубины, то скука делается диавольским состоянием, предвосхищением адского небытия. Страдание является спасительным в отношении к этому состоянию, в нем есть глубина. Предел инфернальной скуки, когда человек говорит себе, что ничего нет. Возникновение тоски есть уже спасение. Есть люди, которые чувствуют себя весело в пустыне. Это и есть пошлость. Многие любят говорить, что они влюблены в жизнь. Я никогда не мог этого сказать, я говорил себе, что влюблен в творчество, в творческий экстаз. Конечность жизни вызывает тоскливое чувство. Интересен лишь человек, в котором есть прорыв в бесконечность. Я всегда бежал от конечности жизни. Такое отношение к жизни приводило к тому, что я не обладал искусством жить, не умел использовать жизни. Для «искусства жить» нужно сосредоточиться на конечном, погрузиться в него, нужно любить жить во времени. «Несчастье человека, – говорит Карлейль в Sartor resartus, – происходит от его величия; от того, что в нем есть Бесконечное, от того, что ему не удается окончательно похоронить себя в конечном». Этот «объективный» мир, эта «объективная» жизнь и есть погребение в конечном. Самое совершенное в конечном есть погребение. Поэтому «жизнь» есть как бы умирание бесконечного в конечном, вечного во временном. Во мне есть сильный метафизически-анархический элемент. Это есть бунт против власти конечного. Иначе это можно было бы назвать элементом апофатическим. И в обыденной, и в исторической жизни слишком многое казалось мне или незначительным, или возмущающим. Мне противны были все сакрализации конечного. Тоска может стать религиозной. Религиозная тоска по бессмертию и вечности, по бесконечной жизни, не похожей на эту конечную жизнь. Искусство было для меня всегда погружением в иной мир, чем этот обыденный мир, чем моя собственная постылая жизнь. Именно приобщение к непохожему на эту жизнь есть магия искусства. Постоянная тоска ослабляла мою активность в жизни. Я от слишком многого уходил, в то время как многое нужно было преображать. Я редко, слишком редко чувствовал себя счастливым. Мне иногда казалось, что жизнь была бы хороша и радостна, если бы исчезла причина того, что меня мучит сейчас. Но когда эта причина исчезала, сейчас же являлась новая. Я ни от чего не чувствовал полного удовлетворения, в глубине считая его греховным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Самопознание автора Бердяев Николай

Глава II Одиночество. Тоска. Свобода. Бунтарство. Жалость. Сомнения и борения духа. Размышление об эросе.

Из книги Христианство и философия автора Карпунин Валерий Андреевич

Тоска, уныние и депрессия: христианское отношение к ним «Депрессия» - слово иностранное. Означает оно то же самое, что и русские слова «уныние» и «тоска». Мы находимся в состоянии депрессии, когда нас «съедают», «гложут» грусть и тоска. Характерной особенностью депрессии

Из книги Шок будущего автора Тоффлер Элвин

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ТОСКА Однако же «не передвигающиеся» люди кардинальным образом отличаются друг от друга. Речь идет не только о занятых в сельском хозяйстве жителях Индии или Ирана, которые большей частью закреплены всю свою жизнь на одном месте. То же относится и к

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Хроническая депрессия и скука (тоска) Проблема стимулирования (возбуждения) тесно связана с феноменом, который не имеет ни малейшего отношения к возникновению агрессии и деструктивности: речь идет о скуке (тоске). С точки зрения логики феномен скуки следовало бы

Из книги Человек среди учений автора Кротов Виктор Гаврилович

Неутолённая тоска по единству Не будем забывать, что у того явления, которое мы называем здесь учением, двойственная природа. Носителями его являются живые люди с естественным ощущением единой человеческой природы. Поэтому любое учение таит тоску по единству, по тому,

Из книги Чувства и вещи автора Богат Евгений

Из книги Философия экзистенциализма автора Больнов Отто Фридрих

5. СКУКА, ТОСКА, ОТЧАЯНИЕ Наряду с этим и другие становящиеся значимыми для экзистенциальной философии настроения - скука, тоска, отчаяние - обретают свое экзистенциальное значение за счет того, что в соответствующих формах повторяют результат страха, выкликая

Душевная тоска, кто ты

«Чего-то хочется, но не знаю чего. Откуда берется душевная тоска, съедающая мое существование изнутри? Я бы хотел избавиться от тоски, почувствовать легкость бытия, но на душе тошно.

Когда тебе говорят: «Да брось ты, не грусти, все будет хорошо, поверь!» – хочется взвыть от отчаяния и бежать куда подальше. В это время никто не видит, насколько глубока, нет, бездонна пропасть между тобой и ими. И такая тоска… Как далеки все хлопающие по плечу или сопливо-сочувствующие от понимания настоящей душевной пустоты и безысходности!»

Нет причин для душевной грусти, кроме глухого одиночества и бессмысленности жизни. Апатия, сопровождающая чувство тоски, знакома не всем.

Но что делать? Как лечить это убийственное чувство тоски?

Любовью и сосредоточением. Только не на себе и не для себя, а для других.

Не много, но оказывается так сложно! Со знанием системно-векторной психологии все становится на свои места. И ответ уже не кажется таким странным, когда удается избавиться от тоски раз и навсегда.

О чем болит душа

Есть такая тоска, о которой сказать невозможно, и некоторые люди переживают душевную боль сильнее других. Они похожи на лунатиков, спустившихся с другой планеты. Задумчивые, ищущие смысл жизни, погруженные в себя, но обладающие тонким слухом. Закрытые от внешнего мира темными очками и наушниками, прекрасно ориентирующиеся в лабиринтах онлайн-пространства. Их тоска не видна никому. Потому что она из другого мира.

Тоска по чему-то, что ни увидеть, ни потрогать. Но зато ощутить ее, пережить чудовищную душевную тяжесть выпадает на долю только таких лунатиков-одиночек. Они каждый день ищут потерянные, сломанные крылья, спотыкаясь в земных потемках и набивая шишки о непонятные, чуждые им земные дела и ценности. Люди со встроенным внутри навигатором, ведущим их к поиску высшего замысла, смысла жизни. Им кажется, что душевная тоска не имеет конца.

Ищущие смысл должны его найти. А иначе избавиться от тоски невозможно. Отправная точка этого поиска находится в знаниях, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. «Лунатики» обладают абстрактным интеллектом, способным рождать гениальные идеи, если конечно человек развивался и рос в благоприятных условиях.

Разоблачение тоски

Крики, грубые слова, оскорбления, подзатыльники сделают из гения шизофреника, суицидника, наркомана, массового убийцу. Ведь ухо – его главный сенсор. Нереализованность огромной мощности интеллекта превращается в яд замедленного действия, который начинает ощущаться однажды как тоска. Всего лишь тоска, приступы которой накатывают все чаще и чаще, пока не утопят в черной бездне бесконечного бессилия.

Чувство тоски, отравляя изнутри, разъедает огромную душевную дыру. Они рождаются для открытий, способных изменить мир, но битые громким и горьким словом, проживают всю жизнь, убиваемые изнутри депрессией, состояниями тоски и страхом сойти с ума. И все это происходит незаметно для окружающих, ведь они страдают молча. В системно-векторной психологии такие люди определяются, как обладатели звукового вектора.

Справиться с чувством тоски поможет осознание собственной природы, понимание законов человеческой психики, распознавание скрытого бессознательного в каждом встречном. Невероятно, но факт: крылья можно обрести заново, выходя из своих мыслей наружу, сосредотачиваясь на других.

С помощью системно-векторной психологии приходит понимание, как это делать и зачем. Тоска уходит, остается смысл жизни.

Моя любимая душевная тоска

Кроме звуковых «лунатиков», встречаются среди нас очаровательные, бескрайней душевной широты экстраверты – люди праздника, эмоций и чувств. Тяга к красоте и искусству, богатое воображение, душевная открытость и, самое главное, любовь – их особые приметы. Тоска им неведома, когда весь мир сияет яркими красками.

Но и эти люди испытывают эмоцию тоски. Хотя в отличие от звуковой, их тоска находит выход наружу через слезы, разговоры по душам. В системно-векторной психологии таких людей называют обладателями зрительного вектора. Образный интеллект дает невероятный простор фантазии и творчеству, возможность парить на седьмом небе от счастья, летать на крыльях любви. Для них нет ничего ужаснее, чем состояние тоски.

Зрительники любят погрустить иногда под красивую музыку, с бокалом вина, сидя на подоконнике и задумчиво глядя в окно. Но долго испытывать состояние тоски они не могут.

Как правильно любить

Эмоциональные связи таким людям нужны, как воздух! И зрительник начинает их искать в новых знакомствах, отношениях, затягивая в свою душевную дыру первого встречного, обманывая себя иллюзией, что это и есть любовь. Но тоска все равно покажет свое унылое лицо.

Не только отсутствие реализации является причиной тоски у зрительника. Это самые чуткие люди на земле. Утрату близкого человека они переносят тяжелее других. Тоска по человеку, которого нет, скорбь от потери накрывают мир черной пеленой.

Испытывая сильнейшую душевную боль, по разным причинам, зрительники подвержены фобиям, паническим атакам. Приступы страха, предчувствия чего-то ужасного впереди толкают их обращаться к экстрасенсам, гадалкам, целителям и прочим любителям поживиться на чужих проблемах. А выход находится совсем в другом месте. Унять душевную тоску зрительнику поможет реализация его природной способности – любить.

Именно обладатели зрительного вектора положили начало культурному развитию человечества. Избавиться от тоски поможет сосредоточение на чужой боли, способность отдать от себя душевное тепло и сострадание, ведь его так много заложено природой. И все эти богатства даны, чтобы их отдавать другим, а это и значит – реализовывать себя.

Что делать с тоской

Тоска – не повод опускать руки. Наоборот, она, как и телесная боль, всего лишь индикатор душевных неполадок. Так просто избавиться от тоски, когда ты выполняешь то, зачем пришел на эту землю!

Звуковые «лунатики» перестают существовать между небом и землей, открывая невидимые причинно-следственные связи между людьми. У них получается жить на земле и ощущать смысл происходящего.