Ребенок стал рассеянный и невнимательный 8 лет. Если у вас очень рассеянный ребенок: что делать

Лечить расстройство внимания можно разными способами. Они зависят от множества факторов – от причин и происхождения этого симптома, а также самого человека – его характера и индивидуальных особенностей.

Корректировать рассеянность у ребёнка можно при помощи специальных занятий, направленных на улучшение концентрации. Таковыми являются головоломки и логические задачки, которые малыш должен решать. Также важно чётко распределить занятия на день, выделив побольше времени для физической активности и полноценного отдыха. Если психические заболевания у ребёнка не обнаружены, то причиной рассеянности, скорее всего, будет отсутствие интереса к предлагаемым занятиям. Так что на начальном этапе корректировки нужно попробовать решить проблему без привлечения лекарственных препаратов. Необходимо увлечь малыша, чтобы ему самому было интересно то, чем он занят – тогда он сможет лучше концентрироваться.

Растущий детский организм требует баланса полезных витаминов, ведь его отсутствие тоже может стать причиной проблем с внимательностью. В таком случае полезно будет попринимать комплекс витаминов. Если же проблема возникла вследствие нарушений в иммунной системе, можно пройти курс лечения иммуностимуляторами.

Лекарственное лечение

Среди медикаментов, которые могут лечить рассеянность у ребёнка, выделяют психостимуляторы, которые нужно принимать под контролем врача.

  • Глицин, являющийся ноотропным лекарством. Он способствует улучшению умственных способностей, увеличивает работоспособность, влияет на повышение защитных процессов в ЦНС. Дозировка составляет приём 1 табл. под язык.
  • Пирацетам, улучшающий мозговой обменный процесс, что помогает лучше усваивать школьный материал. Для детей суточная доза лекарства составляет 30-50 мг.

Побочные эффекты: раздражительность, тревожность, тошнота, диарея, головные боли, тремор, судороги.

Противопоказания: нельзя принимать детям с диабетом и аллергиями на фруктовые соки. Также нельзя назначать младенцам до 1 года.

  • Биотредин, положительно влияющий на когнитивные функции мозга. Он повышает внимательность и улучшает память. Дозировка для детей составляет по 2 мг/кг массы тела на 3-10 дней.

Противопоказания: не принимают совместно с антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами.

  • Фенибут, способствующий улучшению притоку крови к мозгу – он улучшает мозговую работоспособность, память, и помогает лучше запоминать большой объём информации.

Противопоказания:

  • беременность;
  • при кормлении грудью;
  • печёночная недостаточность.

Дозировка лекарства для детей составляет 20-250мг. Более точно её назначает врач, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Побочные эффекты: может проявляться тревожность, раздражительность, чрезмерная возбудимость.

Физиотерапевтическое лечение

Рассеянность у ребёнка может корректироваться без применения лекарственных препаратов – курс состоит из различных процедур, среди которых коррекция нейропсихологическим и педагогическим методами, психотерапия, способы модификации поведения. Применяются и физиотерапевтические процедуры.

  • Лазерная терапия – курс включает 7-10 процедур, за одну из которых производится облучение 3-5 зон организма.
  • ДМВтерапия, состоящая из 8-10 процедур.
  • 5-10 ингаляционных процедур.
  • Курс УФО носоглотки на 3-5 процедур.
  • Курс УЗИ, состоящий из 8-10 процедур.

Родителям нужно пройти консультацию у психотерапевта, где им объяснят что они не должны воспринимать такое поведение ребёнка негативно – он не делает это нарочно, поэтому к нему нужно относиться терпеливо и с пониманием. Также необходимо следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня – в определённое время ел, делал уроки, ложился спать. От избытка энергии пусть избавляется во время долгих прогулок, бегая, прыгая, совершая физические упражнения.

Потому как такому ребёнку трудно сконцентрироваться, старайтесь не загружать его заданиями – пусть будет только одно на отдельный временной промежуток. Также следует тщательно подбирать ему партнёров по играм – они должны быть спокойными и уравновешенными.

Народное лечение

Рассеянность у ребёнка можно лечить некоторыми народными средствами.

Например, хорошо подойдут ягоды можжевельника. Их необходимо есть, начав с 1й штуки в сутки, и так, постепенно увеличивая на одну, дойти до 12 штук. Далее необходимо провести обратный курс – в порядке убывания.

  • Татарник колючий – траву заливаем 20г кипятка и оставляем на маленьком огне на 10 минут. Получившуюся настойку нужно пить 3-4 раза в сутки 1 ст.л.

Перемешайте между собой по 2 части порезанного сухого корня розовой родиолы и эхинацеи и прибавьте к получившейся смеси шишки хмеля (1 часть). Столовая ложка этого сбора заливается стаканом кипятка и настаивается в течение четверти часа. В получившийся отвар добавляют мёд (2 ч. л.) и пьют в течение дня, поделив содержимое на 3 части. Длится такой курс примерно месяц.

  • Траву бессмертника заливают кипятком (примерно 10грамм), после чего эту настойку нужно завернуть в полотенце и оставить настаиваться в течение 30-40 минут. Когда отвар будет готов, его нужно пить в дозировке треть стакана. Процедура выполняется 3раза/сут.

Очень полезен для организма в целом, и улучшения внимательности в частности, обыкновенный чеснок. Съедайте перед каждым приёмом пищи по 1-2 зубчика.

Лечение травами

Улучшать внимание ребёнка можно при помощи различных способов. Не помешает в этом случае приём лечебных трав. Они положительно влияют на организм, хотя нельзя забывать о том, что такое лечение тоже должно назначаться врачом. На рассеянность у ребёнка хорошо действуют такие травы, как ромашка и мелисса. Они способствуют лучшей концентрации, оказывая успокаивающий эффект.

Применяется также такой метод, как фитотерапия.

  • Положительное влияние оказывает настойка из боярышника – её пьют по четверти стакана ежедневно. Рецепт выглядит следующим образом: цветки травы (1 ст.л.) заливаются стаканом горячей воды и настаиваются в течении 2х часов;
  • Выпивать 2-3 раза ежедневно по 2 таблетки настойки валерианы – она тоже оказывает успокаивающий, смягчающий эффект;
  • Лекарственный травяной сбор, состоящий из различных трав. В него входит пустырник (берётся доза в размере 3 частей), сушеница (тоже включает 3 части), боярышник (опять же 3 части смеси), ромашка аптечная в виде цветочных корзинок (в размере 1й части). Далее берётся 1 ст.л. получившегося продукта, заливается стаканом кипятка, и настаивается 8 часов. Далее сбор процеживают и принимают дважды в день после приёма пищи по полстакана.

Гомеопатия

В качестве альтернативы лечения при помощи лекарств может использоваться гомеопатия. Её могут назначить в случае, если ребёнок проявляет токсическую или аллергическую реакцию на медпрепараты. Гомеопатическими средствами улучшают деятельность ЖКТ, повышают защитные силы организма, лечат аденоиды и проблемы с поведением – например, рассеянность у ребёнка.

Данный симптом может наблюдаться при наличии синдрома гиперактивности. Ребёнок не только становится слишком шумным, буйным и неконтролируемым, но также ещё и ведёт себя невнимательно – может забывать, терять вещи и пр. Многочисленные обследования показали, что при таком заболевании поведение детей, принимавших индивидуальные дозы гомеопатических средств, улучшилось в разы – они стали спокойнее, аккуратнее, внимательнее, исчезла постоянная рассеянность. Среди самых эффективных средств гомеопатии при СДВГ:

  • Stramonium, применяемый в виде отвара для ванн на ведро воды берётся 20г средства (3 или 6 уровень разведения);
  • Cina – курс длится 2-3 месяца, принимают 7 крупинок препарата 1 раз/неделя;
  • Hyoscyamus niger, применяемый под видом белёного масла, которое используется для наружного втирания в кожу.

В современном стремительно изменяющемся мире, переполненном огромным количеством информации, все труднее становиться оставаться внимательными и сконцентрированными даже взрослым людям, не говоря уже о малышах. Рассеянное внимание у детей сегодня становится чуть ли не нормой, и все чаще детские специалисты диагностируют синдром дефицита внимания, сокращенно СДВ.

Рассеянность у детей встречается достаточно часто

В медицинской практике первое описание этой проблемы относится к середине XIX века. Немецкий психолог Г. Хоффман создал собирательный образ маленького непоседы Фила и подробно объяснил причины возникновения СДВ и способы борьбы с этой болезнью.

Симптомы рассеянного внимания

Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.

Рассеянность приводит к проблемам в учебе

Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого. Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности. Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.

Таким образом, дети с рассеянным вниманием живут в постоянной дисгармонии с собой и окружающим миром. Они нуждаются в особенном уходе родителей и учителей, в индивидуальном подходе к воспитанию и учебе.

Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтому нужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.

Определение рассеянности и ее причины

Причины невнимательности

Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает. Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка. Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.

Вот несколько причин, вследствие которых ребенок может быть невнимателен и не собран.

Методы воспитания

Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.

Режим дня

Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.

Каждый ребенок должен иметь определенный режим дня

Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.

Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку.

У подростков рассеянность провоцируют гаджеты

Особенности физиологии

Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.

Расстройства психики

Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.

Родителям не следует требовать от ребенка с психическими расстройствами особой внимательности. С такими детками занимаются в специальной группе по особой программе.

Защитная реакция

Часто рассеянность - это защитная реакция на стресс

Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.

Нехватка витаминов в организме

Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.

Нехватка витаминов приводит к рассеянности и отсутствию интереса ко всему

Отсутствие интереса

Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом. Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке. Поэтому пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу.

Переизбыток впечатлений и информации у детей снижает внимание

Генетически заложенные факторы

Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.

Способы устранения СДВ

Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью лекарств. Обычно, если врач поставил диагноз СДВ, стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы ребенка.

Чтобы малыш был собран и внимателен, родителям необходимо установить четкий режим дня. Прием пищи, время сна и физических упражнений должны быть расписаны заранее. Надо оставить два часа для свободных занятий, когда ребенок будет рисовать или строить домик для куклы.

У детей должны быть посильные обязанности по дому

У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки. Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность ребенка и позволит ему проявить себя.

Но в то же время нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами. Он всегда должен чувствовать рядом плечо взрослого, надеяться на его помощь и совет в разрешении сложных ситуаций.

Пазлы учат концентрировать внмиание

С раннего детства надо проводить развивающие внимание занятия с малышом. Можно собирать кубики или детские пазлы. Если ребенок не удерживает внимание на чем-то одном, надо привлекать его к действию, попросив взять именно зеленый кубик, или раскрасить только середину цветочка.

Очень важно не забывать хвалить ребенка. Если у малыша рассеянное внимание, не стоит давать ему заведомо невыполнимых заданий. А если получилось хоть немного, надо не скупиться на похвалу.

Никогда не стоит требовать от ребенка слишком много. Жизнь порой такая интенсивная и насыщенная, что иногда можно и просто поехать в лес или на реку, давая себе и ребенку избавиться от напряжения и усталости.

Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?

Что это такое?

Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.

Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.

Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.

Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:

  • Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
  • Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
  • Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.

Как проявляется?

Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:

  • Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
  • Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
  • Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
  • Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
  • Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
  • Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
  • Ребёнок быстро отвлекается.
  • Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
  • Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
  • Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
  • Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
  • Тревожность.
  • Беспечность, небрежность.
  • Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
  • Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
  • На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
  • Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
  • Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.

Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?

До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:

  • Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
  • Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
  • Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
  • Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, курение и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
  • Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
  • Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
  • Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).

Диагностика

Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.

Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.

Как избавиться от проблемы?

Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.

Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:

  1. Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
  2. Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
  3. Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
  4. В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
  5. Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.

Здоровья и успехов вашему ребёнку!

Мечта любого родителя – здоровый, активный ребенок, который хорошо учится, успешно овладевает навыками игры на инструментах и рисования и всегда успевает выполнить намеченные планы. Но, к сожалению, эти мечты омрачает одна неприятная черта малыша – невнимательность.

Причины детской невнимательности

Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3-5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.

Частые затяжные болезни. Слабое здоровье – еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.

Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.

Высокие нагрузки, как результат - переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.

Отсутствие мотивации. Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией.

Группа риска

Рассеянный и невнимательный ребенок сегодня не редкость, но в некоторых случаях проблема стоит особенно остро. Стрессы, хроническая усталость, негармоничный распорядок дня, злоупотребление нездоровой пищей и плохая экология усугубляют эту особенность характера. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы обеспечить своему чаду идеальные условия проживания.

Признаки невнимательности малыша

Рассеянность и отсутствие концентрации у ребенка может проявляться в следующем:

  1. Быстрое поверхностное выполнение поставленных задач, в особенности школьных заданий.
  2. Медлительность.
  3. Мечтательность.
  4. Быстрая утомляемость даже от небольшого объема работы.
  5. Большое количество ошибок при выполнении несложных заданий.
  6. Отсутствие внимательности и сосредоточенности в процессе работы.

Поиск решения проблемы

Если ребенок невнимательный, что делать? Главное - не горячиться и не ставить сложных диагнозов. Об этом должны помнить все родители. Специалисты в области педиатрии рекомендуют тренировать произвольное внимание с грудного возраста. В помощь мамам и папам широкий ассортимент развивающих игрушек в детских магазинах. Динамические атрибуты улучшат внимание малышей до года.

Если проблемы с расстройством внимания появились в более взрослом возрасте, например, когда чадо пошло в садик или школу, необходимо заняться поиском основных причин невнимательности. Педагоги рекомендуют максимально оптимизировать рабочее пространство ребенка – выделить в доме отдельное тихое место, где он сможет сосредоточиться и подготовить домашнее задание.

Невнимательность на уроке

Развитие памяти и внимания – прямой путь к пятеркам. Основная причина рассеянности младшеклассника – недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка, нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую - проследить, как проявляется рассеянность у ребенка.

Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

В стремлении помочь ребенку взрослым необходимо руководствоваться всего одним правилом – нужно воспитывать не малыша, а себя. Эта работа непростая, отнимает много сил и времени, но результат будет просто ошеломительным! По большому счету, от родителей требуется не так много:


Важно понимать, что все приложенные усилия в борьбе с невнимательностью ребенка будет сведены на нет без ежедневных занятий и упражнений. Они просты, доступны, не требуют особых временных и эмоциональных затрат. Взамен они обеспечат занимательное времяпрепровождение и отличное настроение.

«Не собьюсь» - упражнение на развитие внимания

Несложная техника направлена на развитие сосредоточенности и устранение расстройства распределения внимания у детей. Ребенку предлагается сосчитать до 31, произнося каждую цифру вслух. При этом цифры, которые содержат тройку или кратны этому числу, называться не должны. Вместо них школьник должен сказать «не собьюсь». Например: 1, 2, «не собьюсь», 4, 5, «не собьюсь», 7, 8, «не собьюсь» и далее до 31.

«Буква под запретом»

Типичное задание на внимательность. Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н», на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями – ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

«Наблюдательность»

С этим упражнением невнимательный ребенок сможет развить зрительное внимание. Мама или папа должны предложить ему вспомнить объекты, с которыми он встречался много раз. Вариантов масса – бабушкина квартира, дорога в школу, расположение аттракционов на детской площадке. Описывать необходимо максимально детально, уделяя внимание даже несущественным мелочам.

Игра может быть командной. Например, один из детей выступает в роли ответчика, а другие подсказывают ему или дополняют ответ.

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое задание на внимательность отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

«Летает – не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника – поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Загадки на развитие внимания

Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка.

Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?

Ответ: пустота.

Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты – его штурман. Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?

Ответ: фамилия ответчика.

Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит керосиновая лампа, на столе газовая плита, в стакане – свечка. Какой предмет придется зажечь первым?

Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.

Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?

Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.

Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?

Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.

Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?

Ответ: Самый вежливый.

Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?

Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).

Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-ых классов.

На вопрос «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» только 31 % учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).

Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащиеся ответили «нет» — 53 %, «да» — только 19 %.

Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.

Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66% .

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

  1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
  2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
  3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
  4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
  5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
  6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
  7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
  8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
  9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6) (устойчивость внимания).
  10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
  11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
  12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    • Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    • По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
  13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

Л. П. Прохватилова, преподаватель гимназии (г. Печоры),
победитель областного конкурса «Учитель года»

Обсуждение

меня сегодня будила старшая сестра катя я не как не пороснулась в школу и катя моя старшая сестра меня до сих пор очухивает в школу ставит мне будильник под ухо я его не слышу

Комментировать статью "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Научить думать - сосредотачиваться. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Научить думать - сосредотачиваться. Накидайте пожалуйста упражнений или заданий (можно ссылки) которые научат думать - размышлять.

Как помочь ребенку стать внимательным? Как часто мы говорим своему ребенку -школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от...

Как научить учиться "копушу". Школа. Ребенок от 7 до 10. Есть ребенок - мальчик 8 лет. Умница, сообразительный, но ленивый и медлительный до жути (подозреваю, что наследственное - муж был таким же).

Как развить в ней концентрацию внимания? Вроде и возраст уже не совсем маленький... Ругаться лишний раз на нее не хочется, говорю с ней, она обижается. Надо подумать, что помогает и непросто пинать, а приучить ребенка к некоторым палочкам-выручалочкам.

Как повысить грамотность?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Мне не помогало, например. Я стала писать резко грамотно на 1-м курсе филфака, когда стала понимать что и почему. Как помочь ребенку стать внимательным?

Как выработать у ребенка усидчивость и сосредоточнность? Как научить его не отвлекаться каждую минуту? Как добиться, чтобы домашнюю работу, где дел от силы на 40 минут, он делал меньше 3 часов? Уверена, что мне сейчас напишут про отсутствие мотивации у ребенка...

Как помочь ребенку стать внимательным? Как часто мы говорим своему ребенку -школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Неаккуратный, невнимательный ребенок: ломать или перерастет?

Как только ребенок стал много и бегло читать, она и списывать стала гораздо лучше! Очень помогает диктовка вслух при письме. Каждый день переписывал по предложению. Внимательно читал по слогам все предложение, потом слово, и дальше писал по памяти.

Посмотрите другие обсуждения на тему " Как ребенка научить внимательности " Научить думать - сосредотачиваться. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Как научить учиться "копушу". Школа. Ребенок от 7 до 10. Есть ребенок - мальчик 8 лет.

Как помочь ребенку с гиперактивностью. Как воспитывать гиперактивного ребенка. Давайте разделим нашу статью на две части. Как помочь ребенку стать внимательным. Сейчас убеждена - лучше знать заранее, можно подготовиться, информацию собрать. у нас есть центр...

Как помочь ребенку стать внимательным? Кстати, все назначения были только после ЭЭГ. С 5 лет в логосаду, с 4х занимались с логопедом. Сейчас 7 - говорит очень нечисто. Только таблетками не вздумайте ребенка пикчать, как Вам советают. 01.02.2008 12:05:11...

У кого есть такой опыт, расскажите, пожалуйста. Такой ребенок по своим природным задаткам может стать лидером коллектива. Несколько странно, что вам не дали рекомендаций в отношении социализации ребенка, как с одной стороны не поломать человечка, а с другой...

Внимательность. -- посиделки. Ребенок от 7 до 10. Внимательность. Сегодня в школе на подготовке учительница по мат-ке хвалила, но упомянула что не внимательный, ворон считает, а можно как то научить этой собранности, внимательности, привить чтоли, или это с возрастом...

Как помочь ребенку стать внимательным? Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание.

Внимание ясно не очень, но не до такой же степени. Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения на тему "зачем ребёнок должен находить и исправлять в тетради ошибки других"

1 класс поведение. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье Наша сумела больше 10 таких "говорунов" научить когда и как можно реализовывать свою страть...

Срочно ПОМОГИТЕ ребенку. Допзанятия, если есть деньги - хорошие учителя. А мой ребенок учится во 2 классе, и учительница новая. Она сумасшедшая, такое ощущение, что она издевается над нами и делает все, чтоб наш мальчик плохо учился.

Научите ребенка падать. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Развитием надо заниматься. Научите ребенка падать. 10 правил: как научить ребенка правильно говорить.

Как помочь ребенку стать внимательным? Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5...

Как привить (выработать, научить) ребенку усидчивость или хотя бы внимательность? Мой сын (ему три года), даже когда занимается любимым делом, все время норовит "встать на голову" (попрыгать,сесть на шпагат, залезть мне на шею).

Если вы считаете своего малыша рассеянным, неорганизованным, не внимательным, прежде всего, надо узнать, в чем причина такого поведения. Чтобы грамотно помочь малышу родители должны серьезно разобраться в этом вопросе.

На что влияет внимание?
Прежде всего, внимание влияет на процесс ВОСПРИЯТИЯ. При нарушении, внимание ни на чем не задерживается, а бессистемно перескакивает с одного на другое. Скользящее, поверхностное восприятие становится причиной ошибок узнавания. ПАМЯТЬ удерживает импульсивно воспринятые ОБРЫВКИ информации, которые никак не складываются в единый образ. В результате внутренние представления ребенка об окружающем оказываются не полными.

От состояния внимания, безусловно, зависит работа ПАМЯТИ. Обычно человек обладает способностью непроизвольно, “на всякий случай”, запоминать многое из того, что попадает в поле его зрения. Конечно потом ненужная информация забывается. А вот ребенок с нарушенным вниманием часто нуждается в специальной инструкции, чтобы запомнить происходящее, а потом с трудом вспоминает нужное, потому что содержимое его памяти в беспорядке.

РЕЧЬ и МЫШЛЕНИЕ, также зависят от состояния внимания. Любое слово − это ключ не к самому объекту, а к системе признаков, которые этот объект характеризуют.

Если из-за невнимательности признаки не объединяются в систему, то и слово не несёт за собой устойчивого значения, похожие по смыслу слова путаются. Такие мыслительные операции, как поиск сходств и различий, обобщение, абстрагирование, понимание причинно-следственных связей, также НЕ СМОГУТ полноценно развиваться в условиях нарушенного внимания.

Свойства внимания

  • Концентрация – способность удерживать “взор” на объектах, деталях, событиях.
  • Избирательность – способность видеть только то, что необходимо в данный момент и игнорировать ненужное (это свойство очень важно в условиях помех).
  • Устойчивость – способность быть бдительным долгое время.
  • Распределение – умение заниматься одновременно несколькими вещами.
  • Переключение – способность оставить одно дело и своевременно заняться другим.

Все эти свойства в полной мере задействованы в познавательной деятельности.

Признаки нарушенного внимания

  • Ребенку трудно даётся пересказ, изложение.
  • При выполнении математических заданий особая трудность – решение текстовых задач, может, несколько раз подряд, выполнив сложение, снова сложить.
  • Трудно контролировать выполнение заданий, находить и исправлять допущенные ошибки.
  • Трудно заниматься каким-либо делом продолжительное время.
  • Любой звук, движение за окном отвлекают его от занятий.
  • С трудом вычленяет главное в объяснениях взрослого и устанавливает причинно-следственные связи.
  • Совершает множество ошибок, хотя может быть и мотивирован на хорошую работу, изо всех сил старается.
  • Из-за постоянных неудач интерес к любым занятиям быстро снижается, поэтому ребёнок начинает отдавать предпочтение тем видам деятельности, которые не сопряжены с оценкой окружающими его успешности (компьютерным играм…).

Нарушенное внимание – следствие физиологических причин, состояния здоровья!

Генетическая природа и причины невнимательности

Одной из причин является нарушение мозговой деятельности: в/ч гипертензии (ВЧГ) − повышенное внутричерепное давление (ВЧД) головного мозга; ВСД – вегето-сосудистая дистания; ММД − минимальные мозговые дисфункции, астения (утомляемость), таким детям свойственно:

  • снижение функций памяти и внимания;
  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • трудности в общении со сверстниками;
  • гиперактивность или медлительность;
  • трудности в принятии познавательной задачи;
  • снижение самоконтроля.

Такие ребята могут иметь нормальный средний уровень готовности к школе, НО в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной нагрузки у них появляются “сбои” в учебной работе.

ПРИЧИНЫ , вызывающие функциональные и органические отклонения в развитие нервной системы:

  • тяжёлое протекание беременности;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • наркоз;
  • хронические заболевания матери;
  • осложнённые роды;
  • резус – конфликт матери и ребёнка;
  • некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте (1 − 3 г.);
  • травмы и ушибы головы;
  • стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей);
  • неблагоприятные условия в семье.

Причины возникновения невнимательности могут отличатся по своей природе и источнику возникновения. Это может быть:

  • банальная усталость;
  • ребенку может быть неинтересно;
  • в данный момент у малыша превалируют другие желания;
  • вокруг слишком много посторонних раздражителей.

Также ослабленный организм и ухудшение состояния здоровья могут послужить причиной рассеянности:

  • анемия − низкий гемоглобин крови;
  • пониженное артериальное давление (кардиолог), хронические заболевания сердца;
  • любое заболевание;
  • положительная реакция манту (надо к фтизиатру);
  • хронический тонзиллит или аденоиды (лор-врач);
  • хронические заболевания бронхо-лёгочной системы;
  • дисфункция эндокринных желёз.

Причиной может ствть носительство возбудителей хронических вялотекущих инфекций (вирус Эпштейна-Барр, простой герпис, цитомегаловирус, лямблии, микоплазмы, хламидии). На этом фоне формируется незрелость головного мозга и всех его регулирующих систем. Так может сформироваться астено-невротический синдром, именуемый у взрослых неврастенией.

Нарушение осанки – тоже может стать причиной!

Нарушения осанки или другие биомеханические нарушения позвоночника ведут к неблагоприятному воздействию на позвоночные артерии, затруднению тока крови по ним и создают условия для возникновения гипоксии головного мозга. Это может проводить к повышенной возбудимости, неусидчивости, снижению концентрации внимания, незрелым поведенческим реакциям.

Также малыш может из-за слабого мышечного корсета всё время менять позу, отвлекается, искать удобное положение.

Рассеянность – расстройство внимания

Рассеянность характеризуется неспособностью к длительному сосредоточению на объекте, явлении или мысли за счёт нарушений концентрации, устойчивости и произвольности распределения внимания. Наблюдается в широком спектре состояний – от утомления у здоровых людей до астенических состояний разного происхождения. (Л. Ю. Данилова – канд. мед. наук, детский психиатр, В.Е. Каган – д-р мед. наук).

Если Ваш ребёнок отвлекается, неусидчив, то ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВСЕ причины. Для этого лучше проконсультироваться со специалистами: педиатром (гемоглобин…), неврологом (осмотр по Вашим жалобам!), психологом, логопедом, ортопедом, эндокринологом, лором, окулистом (оценить глазное дно: если сосуды расширены, есть полнокровие − это признаки повышенного внутричерепного давления, поле этого обязательно за лечением к неврологу), кардиологом (при низком артериальном давлении человек быстрее утомляется).

Будьте внимательны к себе и вашему ребенку!

«Рассеянные дети. Что делать?»

Задачи собрания:

1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

2. Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания младших школьников.

Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящается проблемам, связанным с успешной учебной деятельностью Ваших детей. Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки...

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки...

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание?

Внимание - это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

К основным свойствам внимания относятся : концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Ученик с высокой концентрацией внимания отличается организованностью, хорошей наблюдательностью. И, наоборот, ученик, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 6-7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

Распределение внимания - это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и воспринимать дополнительные разъяснения учителя или родителей, читать и одновременно осмысливать текст и т.п.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу.

Причины рассеянности:

1 Рассеянное внимание не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова, а является нарушением, обратимым и нормализуемым по мере роста и созревания мозга, и говорит о факте наличия легких (т.к. почти не осложняют жизнь ребенка) нарушений в работе мозга. Это повышенная утомляемость мозга, когда мозг работает активно 10-15 мин., а затем 3-5 мин. отдыхает, во время чего ребенок не воспринимает, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. В течение урока ребенок может отключиться 4-5 раз и перестает понимать объяснения учителя, но сам этого не осознает. Таким образом, ребенок пропускает куски объяснений учителя, из-за чего может запомнить неправильные алгоритмы и правила.
С какими-либо нарушениями интеллектуального развития ММД не связана.

2. Достаточно часто причиной таких состояний является гиперактивность . Ребенок расторможен, постоянно находится в движении, ни минуты не может усидеть на месте, хватается то за одно, то за другое, но ничем не может увлечься дольше двух минут, «не слышит» инструкций, занимается на общих занятиях чем-то своим! Это повод обратиться к специалистам – психологу и дефектологу, чтобы подтвердить или исключить синдром дефицита внимания. Если диагноз будет подтвержден, то понадобится усиленная коррекция и, возможно, медикаментозное лечение.

3. Возможно, причиной рассеянности является чрезмерное увлечение чем-то одним, например, компьютерными играми или выдумыванием собственного волшебного мира. Это опасная тенденция, которая говорит о том, что ребенок глубоко неудовлетворен реальностью, ему недостает внимания, любви, у него снижена самооценка. Это повод посетить психолога и пересмотреть свои отношения с ребенком.

4. Неправильное питание. Возможно, вашему ребёнку не хватает витаминов или минеральных веществ.

5. Недосыпание. Укладывайте ребенка спать пораньше. Поговорите с ним: возможно причиной плохого сна являются ночные кошмары и страхи.

6.Усталость. Не переусердствуйте, стараясь развить у своего ребенка разнообразные таланты и отдавая его во всевозможные секции и кружки!

  • Развивать внимание можно при помощи различных игр. Детям всегда нравится совместное рассматривание картинок. Показывая картинки, акцентируйте внимание ребенка на мелких деталях, обсуждайте сюжет, причинно-следственные связи, просите найти на картинке что-нибудь маленькое и малозаметное. Предлагайте игры типа «найди отличия», «нарисуй по образцу», «съедобное – несъедобное».
  • Научите ребенка рукоделию, требующему внимания – вышивке, бисероплетению, выжиганию. Почаще просите выполнить какую-нибудь кропотливую работу – перебрать крупу, сложить в несколько кучек однотипные предметы.
  • Работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, поэтому необходимо обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу. Необходимо избегать переутомления детей в течение учебного дня. Также не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня, потому что они в гораздо большей степени, чем их здоровые сверстники, нуждаются в отдыхе после школьных занятий, многим необходим дневной сон и всем – относительное одиночество, отдых от группового общения. Длительное нахождение среди ребят, шумные игры, споры – все это приводит детей с ММД к перевозбуждению, еще больше дезорганизуя их умственную деятельность. В группе продленного дня они не только менее аккуратно делают уроки, но и обычно ничего не запоминают из того, что делали сами, и что объяснял им учитель.
  • Вы должны быть готовы к тому, что в обучении детей с рассеянным вниманием, до относительно нормализации их мозговой деятельности (т.е. в течение 1-4 классов) основную роль играют домашние занятия. Дома необходимо не только выполнять домашнее задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. Очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему было легче включиться в классе, и вынужденные «отклонения» не нарушали общее понимание того, что объясняет учитель.
  • Необходимо как можно чаще показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (буквально 2-3 минуты), легкими, быстрыми и веселыми (а не нудными).
  • Дома у ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. Родители легко могут подстроить выполнение домашних заданий под этот ритм. Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать – одевать тапки или «мечтательно» смотреть в пространство, надо сразу прекращать занятия, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам. В конце «работы» надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировать он свои знания или только смотрел, слушал и повторял.

Очень полезны для развития внимания настольные игры: мозаики, лото и т.п. Предложите ребёнку такую игру: покажите несколько предметов (пусть это будут любимые игрушки), а потом спрячьте один из них, ребенку нужно будет угадать, что же пропало.

Больше читайте вместе. Смотрите мультфильмы. А потом просите вспомнить, о чем была сказка.

Полезно для тренировки внимания рисование и прослушивание музыки.

Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.

  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.
  • И главное – не ругайте ребенка, даже когда он откровенно «ловит ворон». Мягко направляйте и помогайте, давайте четкую пошаговую инструкцию. И чаще хвалите!

Гений - это внимание.

Не важно, кто это сказал, важно, что это так.

Внимание - это на раз и навсегда данное качество.

Внимание можно и нужно развивать.