Работа над дыханием загони мяч в ворота. Артикуляционная гимнастика

Занимаемся дыхательной гимнастикой

Советы родителям

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях дыхания дифрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды в хорошо проветренном помещении. Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее.

Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми :

  • Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
  • Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;
  • Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;
  • Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Дыхательные упражнения :

«Загнать мяч в ворота»

  1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота») .
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.
  1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, -произносит: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.

«Надуй шарик»

Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух ффф, при словах «шарик лопнул» - хлопает в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.

Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох, можно поддержать интерес ребенка стихотворной строкой: жу-у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.

«Подуем на плечо»

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой дует на плечо, голова прямо – вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох (подуем на плечо, подуем на другое, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка станет рот, ну а теперь – на облако и остановимся пока») .

«Подуй на одуванчик»

Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик,

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее».

«Косарь»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и слегка назад: «зз-уу», возвращается в исходное положение – вдох, машет руками влево и слегка назад: «зз-уу»

«Косарь идет косить жнивье: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Идет со мной косить вдвоем: зу-зу, зу-зу, зу-зу,

Замах направо, а потом налево мы махнем,

И так мы справимся с жнивьем, зу-зу, зу-зу вдвоем».

«Игра «бульканье»

Ребенок сидит, перед ним – стакан (или бутылочка) с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».

Игра «мыльные пузыри»

Эта забава известна всем, научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

Кроме того, для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, перечисление чего-либо). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки? ».

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС (для свистящих звуков)

Загнать мяч в ворота

Ц е л ь. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

К р а т к о е о п и с а н и е. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я. 1. Следить чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Ц е л ь. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя...

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Ц е л ь. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

Ц е л ь.

О п и с а н и е. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф

У к а з а н и я. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щёки.

Ф а не Х

Почистим зубы

Ц е л ь. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх.

У к а з а н и я. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу-вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС (для шипящих звуков)

Наказать непослушный язык

Ц е л ь . Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным

О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я . 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Ц е л ь . Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

У к а з а н и я. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

Приклей конфетку

Ц е л ь . Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

О п и с а н и е. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот) 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Ц е л ь . Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

О п и с а н и е . Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

У к а з а н и я . 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я . 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х , т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная

Вкусное варенье

Ц е л ь . ш .

О п и с а н и е

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Ц е л ь . Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала ни одна из сторон языка.

Фокус

Ц е л ь . Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

О п и с а н и е. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС (для [Л])

Наказать непослушный язык

Ц е л ь. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным

О п и с а н и е. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье

Ц е л ь. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .

О п и с а н и е . Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит

Ц е л ь . Выработать подъём спинки языка вверх.

О п и с а н и е . Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

У к а з а н и я. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Ц е л ь.

О п и с а н и е бл-бл (как индюк болбочет).

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Качели

Ц е л ь. Вырабатывание умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными, а, ы, о, у.

О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

У к а з а н и я. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка

Ц е л ь.

О п и с а н и е.

У к а з а н и я

Беззвучно пощёлкивать кончиком языка

Ц е л ь. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука Л .

О п и с а н и е. Ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

У к а з а н и я . 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС (для [Р])

Чьи зубы чище?

Ц е л ь. Выработать подъём языка вверх и умение владеть языком.

О п и с а н и е . Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

У к а з а н и я. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Ц е л ь . Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

О п и с а н и е. Улыбнуться, открыть рот и “погладить” кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

У к а з а н и я. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Ц е л ь. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

О п и с а н и е. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположный край стола.

У к а з а н и я. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить за тем, чтобы дети произносили звук Ф а не Х , т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Пощелкать кончиком языка

Ц е л ь. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

О п и с а н и е. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

У к а з а н и я . 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Вкусное варенье

Ц е л ь. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .

О п и с а н и е . Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язык”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк

Ц е л ь. Выработать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

О п и с а н и е . Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

У к а з а н и я. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Барабанщики

Ц е л ь. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

О п и с а н и е. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно.

Постепенно убыстрять темп.

У к а з а н и я. 1. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлопающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги.

При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Описание : данная статья может использоваться педагогами как для выступления перед родителями на родительских собраниях так и для выступления перед коллегами на методических объединениях. Описанные ниже игры могут быть использованы на логопедических занятиях и в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями. Игры на развитие речевого дыхания предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов [Логопедия: практическое пособие / авт.сост. В.И. Руденко - Ростов н/Д: 2008.]

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;

В нашем детском саду игры на развитие дыхания проводятся не только на логопедических занятиях, но и активно используются в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями.

Вот описание некоторых игр применяемых на наших занятиях:

1. "Забей гол Дракоше"

Цель : развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование : легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры : Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. "Кто загонит мяч в ворота"

Цель : развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование : шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3."Самый быстрый карандаш"

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. "Волшебные бабочки"

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование : искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

5. "Бабочки порхают"

Цель : развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование : коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

6."Горячий чай"

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование : стаканчики из цветного картона.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!

7. "Снег кружится, летает, летает"

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры : Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

8. "Фокус"

Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры : Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

Для занятий с детьми я также создала с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом - поддувалочки, распечатала листы на картоне и получилось интересное пособие, где дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с нее одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.

Елена Мощинская
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения

1. «Загнать мяч в ворота» .

Цель – выработать длительную направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватку (шарик) пытаться загнать в ворота это шарик на одном выдохе.

2. «Наказать не послушный язычок» .

Цель – выработка умения расслаблять мышцы языка и удерживать его распластанным.

Приоткрыть рот положить распластанный язык на губы и произносить звуки (п) на счет от 1 – 10, края языка должны касаться угла рта. Так же можно делать это упражнения без звука.

Цель – выработка плавной не прерывной струи, которая идет по середине языка.

Дуть на ватку не прерывать струю, при этом стараться как можно дальше её отодвинуть.

4. «Почистить зубки» .

Цель – научить детей удерживать кончик языка, за нижними зубами.

Проводить кончиком языка по зубам.

5. «Киска сердится» (горка)

Цель – выработать удержания спинки языка верху, а кончика языка за нижними зубами.

Рот открыт, губы в улыбке кончик языка упирается в нижние зубы. Следите, чтобы кончик языка не отрывался от зубов.

6. «Приклеить конфету» .

Цель – укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Положить широкий кончик языка, на нижнюю губу, на кончик языка положить маленький кусочек ириски и приклеить к нёбу.

7. «Грибок» .

Цель – выработка подъёма языка вверх и растягивание подъязычной уздечки.

Рот открыт губы в улыбке, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу. Упражнение выполняется под счет.

8. «Вкусное варенье»

Цель – выработать движение широкой передней части.

Язык верху и положение языка близко к форме чашечки.

9. «Чашечка» (ковшик) .

Цель – укрепить мышцы языка, выработать подъём боковых краёв и кончика языка и умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка поднят, а средняя часть спинки языка опущена и прогибается, в таком положении удерживать язык от 1 – до 10 счетов, следить чтобы нижняя челюсть не двигалась.

10. «Заборчик»

Зубы сжаты, так чтобы верхние зубы прикрывали немного нижние зубы.

11. «Трубочка»

Цель - укрепить круговую мышцу рта выработать умение быстро менять положение губ.

Губы сомкнуты, губами имитируется произношения звука (и, о, у) .

12. «Фокус»

Цель – выработать подъём языка верх и умение предавать языку форму ковша, направление воздушной струи по середине языка.

Приоткрыть рот, губы в улыбке, широкий передний край языка

13. «Катушка»

То же положения языка, что и при упражнении «киска сердится» , только язычке нужно прикусить нижними и верхними зубами.

14. «Качели»

Цель – удержания языка в одном положении, и резкая смена этого положения.

Высунуть язык и поднять его вверх к носу, дотянутся до максимальной точки и резко опустить в низ и тянутся языком до подбородка, как можно ниже. Это упражнение может делаться как быстро, так и медленно, под счет.

15. «Моляр» (покрасить потолок)

Цель - выработка подъёма языка вверх.

Кончиком языка проводить от мягкого нёба, до зубов.

16. «Лошадка»

Цель – укрепить мышцы языка выработать подъём языка вверх.

Приоткрыть рот поднять кончик языка к альвеолам и оттолкнутся от них, при этом должен получаться звук копыт.

17. «Индюк»

Цель – выработать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Рот открыть, положить язык на нижнюю губу. сначала медленно затем быстро и добавлять голос (б, л) .

18. «Пароход»

Цель – выработать подъём спинки и корня языка и укрепить мышцу языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу, длительно произносим звук ы, следить сто бы кончик языка находился в глубине рта и чтобы звук ы не переходил в звук и, нижняя челюсть должна быть не подвижна.