Здоровье ребенка в ваших руках. Здоровье детей - в ваших руках! главное правило для мамы: ничего не бояться и верить в успех

Круглый стол для родителей

«Здоровье ребёнка в ваших руках!»

Цель: Показать необходимость здорового образа жизни в семье.

Задачи:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни.
  2. Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
  3. Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

Правила работы :

  • Взаимопомощь!
  • Быть на равных условиях!
  • Спорить, но не ссориться!

Вступительное слово:

Здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Однако физическое воспитание детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Часть времени активного бодрствования дети проводят в семье и на родителей ложится особая ответственность за здоровье ребёнка. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребёнка заботиться о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении.

Беседуя с детьми о здоровье, я спросила: " Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?" Ответ был однозначным - пить таблетки. "Подождите",- сказала я. "Ведь человек не болен. Что нужно делать чтобы оставаться здоровым?" "Пить таблетки". Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.

1.Правильное питание

2.Режим

3.Культурно- гигиенические навыки

4.Закаливание

5.Физкультура

6.Прогулки на свежем воздухе.

7. Отказ от вредных привычек.

Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.

Однако нельзя насильно принуждать. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребёнка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому.

Вопросы дискуссии:

1.Что такое здоровье? Ответы

«Здоровье - это не отсутствие болезней - это физическое, психическое и социальное благополучие» На сегодняшний день в России сложилась социальная катастрофа, связанная с состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

2.Что значит здоровый человек? Он какой? Ответ: Он жизнерадостен; активен; доброжелателен; развит физически, достаточно быстр, ловок и силен; закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Благодаря правильному питанию и регулярным занятиям физкультурой ребенок не имеет лишней массы тела. Это получился, портрет” идеально здорового ребенка.

3. Какие факторы влияют на здоровье детей? Ответы

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.

4.Что такое «здоровый образ жизни»? Ответ : Здоровый образ жизни - это деятельность, активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

5.Какие вредные привычки детей плохо влияют на их здоровье? Ответ : Дети, хотя они ещё не понимают всех опасностей вредных привычек родителей, они непроизвольно начинают их копировать. По этой причине необходимо по возможности не проявлять при детях свои нездоровые наклонности, уделив им время вне присутствия ребёнка. А лучше, стараться избавиться полностью, чтобы не подавать плохой пример своим детям. Это же касается и просмотра передач и фильмов. В этом случае лучше заблокировать взрослые каналы и ограничиваться просмотром фильмов, допустимых к просмотру в семейном кругу. Это будет отнимать много времени, но зато Ваш ребёнок будет расти психически здоровым.

6.Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы? Ответ: Привычки к здоровому образу жизни, прививаемые детям в детском саду, можно объединить в программу - минимум, которую ребенок должен выполнять самостоятельно:

Мыть руки перед едой, и после посещения туалета.

Полоскать рот после еды.

Умываться холодной водой.

Следить за своим внешним видом.

Уметь расслабиться и гасить отрицательные эмоции.

Уметь избегать опасности.

Ежедневно менять трусики и носки.

Уметь пользоваться носовым платком.

Не есть овощи и фрукты немытыми.

Не есть много сладкого.

Викторина на тему: «Здоровье».

(Если отвечаете правильно, делаете шаг вперед, если неправильно - шаг назад)

Вопросы.

1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? - ДА.

2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? - НЕТ.

3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? - НЕТ.

4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10.000 чел? - ДА.

5. Правда ли, что бананы снимают плохое настроение? - ДА.

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения? - ДА.

7. Правда это или ложь, что есть безвредные наркотики? - ЛОЖЬ.

8. Отказаться от курения легко? - НЕТ.

9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? - НЕТ.

10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? - ДА.

11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? - ДА

12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? - НЕТ.

13. Правда ли, что надо ежедневно выпивать 2 стакана молока в день? - ДА

14. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? - ДА-7-

15. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? - НЕТ.

Все, кто оказался в 1 линии, получают приз и садятся на места, а кто во второй линии - остаются.

Игра «Закончи пословицу! »

Чистота - залог …. здоровья!

Чисто жить - здоровым …. быть!

Кто аккуратен - тот людям …. приятен!

Грязь и неряшливость - путь…. к болезням!

Чистая вода - для хворобы …. беда!

Гигиена, чистота - нам здоровье…. красота!

Быть здоровыми хотим - помогает нам…. режим!

Солнце, воздух и вода - наши лучшие… друзья!

Проведите дома эту игру с детьми и повторите пословицы!

Питание.

1. Максимально разнообразить стол.

2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.

3.Не заставлять есть, когда не хочется.

4.Не награждать едой.

5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.

6.Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.

7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.

8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.

Режим дня.

Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.

Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

1.Перед сном не наедаться.

2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.

3. Спать нужно, как можно более раздетым.

4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.

5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи.

6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.

7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.

Закаливание.

Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!

При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.

Двигательная активность.

Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.

Кроме пользы - только польза.

Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) - всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.

Ограничение телевизора и компьютера.

В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера - ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.

К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым!

Здоровье - это целенаправленная работа на всю жизнь!

А то, что закладывается в ребёнка с детства - остаётся с ним на всю жизнь!

Подведение итогов.

Здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни!

Здоровый образ жизни - это

Отказ от вредных привычек;

Оптимальный двигательный режим;

Рациональное питание;

Закаливание;

Личная гигиена;

Положительные эмоции;

Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

(Предложить памятки родителям)

Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!

Практикум для родителей ДОУ «Здоровье детей в ваших руках»

Слайд №1
Цель: Развивать чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности, формировать у родителей ответственность за здоровье детей и за свое здоровье, с мотивацию на здоровый образ жизни.
Слайд№2
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Слайд№3
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).
К сожалению, в силу развитого культурного уровня нашего общества, здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов, закаливанию, занятиям физкультурой, прогулки на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Слайд№4
Мы провели анкетирование «Формирование здорового образа жизни в семье»
В исследовании принимали участие 20 человек - родители группы «Пчелки»
и так итоги анкетирования.........
Слайд№5
Мониторинг физического развития, также как и анализ заболеваемости детей в нашем дошкольном учреждении, позволил сделать вывод о том, что необходимо пересмотреть содержание и методы физического воспитания, повысить его качество, использовать новые формы и методы оздоровления детей.
Мы убедились в том, что необходимо активизировать работу с родителями, так как ни один навык здорового образа жизни невозможно сформировать без семьи. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера.
Слайд№6
Нами были определены основные направления в работе:
Во-первых, создание условий для развития и оздоровления ребенка. В детском саду имеется оснащенные современным оборудованием площадки для проведения занятий на улице. В групповых помещениях оборудованы физкультурные уголки.
Во-вторых, разработка новых форм тесного взаимодействия с родителями.
Работу с родителями мы условно разделили на три части. Первая часть включает анализ потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры.
Методы использовались общепринятые (анкетирование, беседа). Следует отметить, что мы не использовали метод анонимного анкетирования на родительских собраниях, а рассматривали в отдельности каждую семью.
Вторая часть включает привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых.
Третья часть – активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Практикум
Слайд№7
"Здравствуйте". - Это слово одно из первых и у тебя, и у меня. Ты услышал его сразу, как только начал ходить жить и говорить. Нет дня, чтобы человек не произнес его. Проснулся, открыл глаза: "Здравствуйте!". Так на земле начинается день. "Здравствуйте!". Кажется на первый взгляд, какое оно простое и самое обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несет в себе! В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.
Одно только здравствуйте! - а на лицах улыбки, и беседа дружней. (по Цветаеву).
Слайд№8
Слово "Здравствуйте" - очень старое. Связано оно со Словом "дерево". Когда-то давно люди, произнося Слово "здравствуйте", желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево дуб. И теперь, когда мы произносим это Слово, желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным.
Слайд№9
«Здоровалка» дети видео
Слайд№10
Так что же такое ЗДОРОВЬЕ?
"Что же такое здоровье?"
Ваши ответы предлагаю повесить на этом дереве - "дубе" в виде листьев
- Здоровье - сила и ум,
- Здоровье – это настроение.
- Здоровье - это красота.
- Здоровье – богатство, которое не продается и не покупается
- Здоровье – счастье
- Здоровье - смех
- здоровье - это эмоциональное состояние
- здоровье - это то, что нужно беречь

Здоровье - мы и природа
- здоровье - дружная семья
- здоровье -
- здоровье
Слайд№11
Слайд№12
А что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Ваши ответы также вывешиваются на "Дубе".
- следить за физическим состоянием,
-не заниматься самолечением,
- правильно питаться,
- следить за состоянием зубов,
- передавать виды деятельности,
- спать не менее 7-8 часов в сутки,
- заниматься спортом или физическими упражнениями,
- закаливать свой организм (аромотерапия, фитотерапия, цветотерапия+),
Слайд№13
Слайд№14
А сейчас из ваших ответов, которыми украшен этот могучий "Дуб", попытаемся сформулировать и обобщить "Кодекс здоровья" (Зачитывают сами на листочках)
1. Помни: Здоровье не все, но все без здоровья - ничто!
2. Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.
3. Здоровье - не только физическая сила, но и душевное равновесие.
4. Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
5. Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
6. Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
7. Здоровье - социальная культура человека, культура человеческих отношений.
8. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.
9. Здоровье - это стиль и образ твоей жизни, источник здоровья и источник всех бедствий, зависит от тебя и от твоего образа жизни.
10. Хочешь быть здоровым - подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.
11. Помни: солнце нам друг и все мы - дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.
12. Ходи периодически по земле босиком - земля дает нам силу, отводит из тела лишнее электричество.
13. Учись правильно дышать - спокойно, неглубоко и равномерно.
14. Семья - наша опора и наше счастье: делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал нужность и зависимость друг от друга.
15. Люби нашу землю - мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему он дала жизнь. Хочешь жить - люби жизнь!
16. Здоровье - наш капитал. Его можно увеличить, его можно и прокутить - хочешь быть здоровым - будь им!
Слайд№15
Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: "В здоровом теле - здоровый дух".
Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом.
Договорить пословицу, поговорку
Кто любит спорт- здоров и бодр.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Делу время- потехе- час.
Здоровье в порядке- спасибо зарядке.
Болен- лечись, а здоров- берегись.
- Здоровье дороже богатства.
- Лук с чесноком – родные братья.
- Зелень на столе – здоровье на сто лет.
- Через рот сто болезней входит.
- Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
"Здоровье дороже золота",
"Здоровье ни за какие деньги не купишь".
Слайд№16
Как было вами сказано ранее и + вынужденная статическая поза, умственная работа ведут к утомлению, снижают уровень работоспособности". Из-за ограниченной амплитуды движений уменьшается подвижность плечевых, тазобедренных, голеностопных суставов, нарушается поступление кислорода ко внутренним органом к головному мозгу.
Для того, чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научиться чередовать умственное напряжение с физической работой, то есть с активным отдыхом. К таким малым формам активного отдыха можно отнести физкультурные минутки, физкультурные паузы.
Слайд№17
Видио детей
Слайд№18
Связь голоса со здоровьем была установлена еще в древности. В ту минуту, когда вы смеетесь из "зоны смеха" поступают нервные импульсы. Эти сигналы заставляют мозг вырабатывать вещества удовольствия. Минута смеха продлевает жизнь. Мне бы хотелось продлить свою и вашу жизнь, предложив выполнить задание
Кто знает и расскажет анекдоты.
Слайд№19
Одной из формул здоровья является эмоциональное состояние. Предлагаю пройти по залу и выбрать из палитры красок тот цвет, который соответствует вашему настроению. Звучит спокойная музыка. (По всему залу, на полу, лежат геометрические фигуры восьми цветов).
Ж. Вьено утверждает: "Цвет способен на все. Он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу". Сказано очень верно. Ведь цвета влияют на организм человека, на его нервную систему и сферу эмоций. Они делятся на биологически активные, оказывающие возбуждающее действие на организм; красный, оранжевый, желтый и биологически пассивные, угнетающего действия на нервную систему - синий, голубой, фиолетовый.
Слайд№20
Согласно исследованиям ряда авторов, физиологическое воздействие цветов можно свести к следующему:
Красный - проникающий, увеличивает мускульное напряжение, а следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, активизирует все функции организма. Цвет жизни и действия.
Оранжевый - одновременно является и согревающим, и стимулирующим, то может в разных случаях и успокоить, и раздражать. Этот цвет улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови.
Желтый - тонизирующий, способствует мускульной деятельности, стимулирует зрение, а следовательно, и нервы. Успокаивает слишком возбужденное состояние, стимулирует мозг, активирует умственную работу. Цвет хорошего настроения и веселья.
Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. Пробуждает в человеке терпение, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность,; главный символ мусульманского рая.
Голубой - снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Он наиболее успокаивающий, вызывает чувство свежести.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует затормаживанию функций физиологических систем организма.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов, угнетающее влияет на нервную систему, действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивая их органическую выносливость.
Коричневый - успокаивает, вызывает депрессию и печаль, усыпляет, притупляет эмоции. Чтобы коричневый цвет не вызывал депрессию, его нужно применять с добавлением желтого и оранжевого.
Слайд№21
"Цвет сам по себе что-то выражает - от этого нельзя отказаться, это надо использовать" - считал В.Ван Гог.
Другие безумно тратят здоровье, разрушая себя.
Запомни пять простых классных вещей, которые у тебя есть.
Слайд№22
Друзья – те, кто тебя не оставит, поддержит
Слайд№23
Здоровье. Быть здоровым – одна из прелестей жизни
Слайд№24
Родители. Может быть, они не самые идеальные родители в мире, но то, что они любят тебя – это точно
Слайд№25
Выбор. Ты иногда не замечаешь, что он у тебя есть
Слайд№26
И наконец, будущее. Ты можешь повлиять на него
Слайд№22
Народная мудрость гласит: «Здоровье за деньги не купишь».
У здорового человека ничего не болит, а оттого он ощущает себя легким, сильным, красивым.
Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам и может сделать счастливыми своих друзей.
Здорового человека легко узнать: у него прекрасная фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, легкая походка.
Здоровье человека во многом зависит от него самого. Одни люди заботятся о своем здоровье, стараясь сохранить этот волшебный дар. Каждый день они «строят» сами себя, стремясь к тому, чтобы стать сильнее, умнее, добрее.

Абсолютно здоровый ребенок — сегодня, увы, явление очень редкое. А между тем, впервые за последние годы в Татарстане отмечен устойчивый прирост населения. В 2011 году родилось на 2033 ребенка больше, чем в предыдущем. Этот факт был особо отмечен на прошедшей в начале февраля коллегии минздрава РТ. То есть рождаемость, наконец, превышает смертность. Однако состояние здоровья, ухудшающееся по мере взросления детей, вызывает тревогу специалистов. Две трети школьников имеют те или иные отклонения. К первой группе здоровья относятся всего около 20% учеников школ, при этом столько же, то есть около 20%, уже имеют хронические заболевания или являются инвалидами. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века, а к концу первого класса это число еще значительно снижается.

… Чаще всего ребенок подвержен простудным заболеваниям, ОРЗ, гриппу, ангине, ветрянке, краснухе. Также возможно заражение педикулезом и конъюктивитом.

И для родителей, и для самих детей важно осознать, что сейчас самое важное научиться сохранять здоровье, вовремя получать медицинскую помощь, а еще лучше — не допускать болезней. Главные помощники в этом — мы сами, нужно просто вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек. Основы здоровья, как известно, закладываются в детстве, и любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

В детском возрасте вся ответственность за жизнь и здоровье малышей лежит на родителях. С самых первых дней жизни важно создать оптимальные условия для жизни ребенка. Но это не значит, что малыша нужно кутать, а в квартире создавать тропики. Температура воздуха должна быть в районе 20-22 градусов, причем обязательно регулярно проветривать комнату, выходить на прогулки вплоть до температуры -15 градусов. Крайне важно правильно организовать режим сна и бодрствования: новорожденные спят до 20-22 часов в день, к 2 годам потребность во сне снижается до 12-13 часов.

Важный вклад в будущее здоровье малыша — это грудное вскармливание. До 1-1,5 лет лучше кормить грудью. Замечено, что «естественники» обладают более высоким интеллектом, меньше болеют. Есть наблюдения, что дети, не получавшие грудного молока, склонны к асоциальному поведению и жестокости по отношению к другим детям, родителям и животным. В процессе вскармливания между матерью и ребенком устанавливается особый невидимый контакт, который в последующем формирует привязанность к матери. К тому же это прекрасная профилактика страшного заболевания — рака молочной железы. Для кого-то аргументом станет цена на детские молочные смеси — хорошие стоят от 500 рублей до 1 тысячи и выше за баночку, которой хватает на три дня. В Татарстане около 30% детей вскармливаются грудью — это очень мало. В странах западной Европы и США эта цифра составляет около 70-80%!

С 4-6-ти месячного возраста, когда детям начинают вводить прикорм, на повестку дня встает вопрос о рациональном питании. До 1-1,5 лет детское питание резко отличается от взрослой еды, и здесь нужно строго следовать рекомендациям педиатра и вкусам самого малыша. К 3 годам рацион детей плавно приближается к «общему» столу, но все еще существует множество табу: это касается колбас, копченого мяса, свиного сала, говяжьего и бараньего жира, маргарина, сырых яиц. Рановато включать в рацион в этом возрасте и торты, пирожные, шоколад, кофе, какао. Еще нужно следить, чтобы дети случайно, пока родители не видят, не попробовали алкоголь, — это очень вредно.

Конечно же, здоровый образ жизни для малышей не ограничивается правильным питанием. С 1-1,5 месяцев можно начинать делать массаж и гимнастику. Не стоит забывать и про закаливание. Как это ни страшно слышать мамашам, вечно трясущимся над своими детьми, но закаливание можно и нужно производить с раннего возраста. Это повышает сопротивляемость организма к инфекциям и переменам погоды. Для самых маленьких — это сон на улице, непродолжительные воздушные ванны, купание. Начиная с 4 недель, можно постепенно снижать температуру воды до 33-33,5 градусов, а в дальнейшем — начать обливать малыша водой, чуть более прохладной, чем вода для купания. Принимать солнечные ванны.

Множество споров у современных родителей вызывают прививки. Во многом этому способствует распространение информации в СМИ об их вреде или бесполезности. Приведем некоторые факты на тему «если бы не было прививок»: риск умереть от кори — 1%, стать инвалидом — 5%, каждый десятый умирает от дифтерии, после полиомиелита есть опасность остаться на всю жизнь калекой, свинка страшна осложнением в виде бесплодия и т. д. В календарь прививок РФ входят прививки от: туберкулеза, гепатита В, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита и краснухи. Помимо этого, можно дополнительно вакцинировать ребенка вакцинами, которые в этот календарь не входят, но давно используются в более чем 100 странах, — это вакцины против гемофильной инфекции типа В, пневмококковой инфекции, гепатита типа А. В случае, если ребенок склонен к аллергиям, стоит подготовить его к вакцинации по схеме, которую предложит педиатр. Но выбирать, делать или не делать прививки, конечно, только родителям.

Огромное значение для воспитания у ребенка привычки здорового образа жизни — это физическое воспитание как профилактика гиподинамии. Если до 2-3 лет это просто подвижные игры по 10-20 минут, то по мере взросления ребенка нужно начинать делать утреннюю гимнастику, совершать пешие прогулки, походы в лес. В школе — это, конечно же, уроки физкультуры, а при желании ребенка можно записать его в какую-нибудь спортивную секцию. Однако нужно знать, что чрезмерные нагрузки также вредны. А занятия на силовых тренажерах, например, подросткам запрещены, пока у них не закончится период интенсивного роста тела.

Особое внимание стоит уделить тем вещам, которые окружают вашего ребенка: одежду и обувь нужно выбирать из натуральных дышащих материалов. Мебель, игрушки должны быть из безопасных и легкомоющихся материалов.

Когда малыш становится школьником, крайне важным элементом для поддержания его здоровья становится соблюдение правильного режима дня. Хотя многие родители скептически к этому относятся. Режим дня способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности. Примером может служить жизнь философа Иммануила Канта. С детства он отличался хилым здоровьем, но выработал для себя режим дня и соблюдал его неукоснительно, что помогло ему долго поддерживать свое здоровье и сохранить высокую работоспособность.

Можно составить такой график и для вашего ребенка, учитывая следующие моменты: не стоит садиться за уроки сразу после школы, лучше всего делать это, пообедав и погуляв на свежем воздухе 1,5-2 часа; время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано — это позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние. В графике надо предусмотреть около 1,5 часа на увлечения, кружки, просмотр фильма и т. п. Полезно бывает также выкроить немного времени для того, чтобы просто посидеть в тишине, выключив музыку и телевизор — отдохнуть, почитать книжку. Это снизит утомляемость, повысит работоспособность и даст заряд бодрости на весь день. Сон в 10-12 лет должен составлять 9-10 часов, в 13-14 лет — 9-9,5 часов, в 15-16 лет — 8,5-9 часов.

Правильное питание также имеет огромное значение. Детям в 7-10 лет необходимо потреблять 2300 ккал в сутки, в 11-13 лет — 2700 (мальчики) и 2450 (девочки). Детская кулинария несложна и ее особенности сводятся к отказу от острых и сильных вкусовых приправ, таких как хрен, горчица, аджика, кетчуп, майонез, умеренно стоит давать лук и чеснок. Также нужно помнить, что некоторые продукты могут вызывать аллергию. Предпочтение отдается варке, тушению и запеканию в духовке. А вот в микроволновке лучше не готовить, а только разогревать. Пища должна быть разнообразной. По возможности фрукты и овощи стоит давать в сыром виде, не стоит увлекаться сахаром и солью. Не нужно добавлять большое количество жиров.

Если рацион дошкольника и даже младшего школьника родители еще могут контролировать, то с подростками все намного сложнее. Свободные деньги они начинают тратить на фаст-фуд, чипсы, газировку, шоколад и пиво. В идеале питание подростка должно быть 4-разовым и регулярным, с интервалом между приемами пищи 4-4,5 часа. Это способствует хорошей работе желудочно-кишечного тракта, хорошему аппетиту, правильному усвоению пищи.

В подростковом возрасте к общим правилам по ведению здорового образа жизни добавляется много нового. Прежде всего, это связано с взрослением и половым созреванием. В первую очередь это задача для родителей — таким образом сформировать психику у ребенка, чтобы к подростковому возрасту у него появилось негативное мнение о курении, злоупотреблении алкоголем и употреблении наркотиков. Важно, чтобы он знал обо всех ужасных последствиях их применения, научился ответственно относиться к своему здоровью. А лучше, — чтобы у подростка просто не было времени «знакомиться» с вредными веществами. Ведь есть же куда более интересная альтернатива — какие-то увлечения, хобби, занятия спортом! Важно, чтобы родители подтверждали это на своем примере — если курят, лучше бросить курить, выбираться всей семьей на пикник, на лыжи, устраивать безалкогольные праздники. Здорово, если подростку будет интересно проводить время дома (например, возиться с младшими детьми) и с родителями (в поездках на море или походах в гости). Хотя в переходном возрасте добиться этого бывает непросто.

Итак, курение. В последние годы в России растет число курящих детей и подростков. Первая проба курения у мальчиков происходит в 10-11 лет, у девочек — в 13 лет. А в 16-17 лет уже 45% юношей и 16% девушек курят постоянно. Расскажите своему ребенку, что каждый день в мире от курения умирает 10 тысяч человек. Табак оказывает сильнейшее действие на человека: появляются морщины; возрастает риск возникновения катаракты, ведущей к слепоте; есть риск рака ротовой полости и горла, а также псориаза, болезней легких, язвы желудка и заболеваний сердца; желтеют пальцы и ногти. Запах от одежды и изо рта может стать причиной ссор с любимым или любимой.

Алкоголь оказывает еще более разрушительное воздействие на неокрепший организм. Пристрастие к «зеленому змию» у молодых развивается в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых. А последствия могут быть страшными. Пропадает желание учиться и работать, появляется агрессия. Развиваются смертельно опасные болезни, ведущие к циррозу печени, поражению поджелудочной железы, инфаркту миокарда, мозговому инсульту. Десятки тысяч людей умирают из-за отравления алкоголем и кончают жизнь самоубийством из-за алкогольной депрессии. Дети и подростки должны знать, что эти последствия могут наступить не когда-то в старости, а буквально через несколько лет. Если слова не имеют действия, полезно бывает сходить в наркологический диспансер.

Тяжелейшие последствия для человека вплоть до смерти вызывает употребление наркотиков. Поскольку попасть в зависимость от наркотических веществ можно даже после одной дозы, важно рассказать и показать подростку, какое будущее у наркомана. Не пришла ли эта беда в ваш дом, можно определить по косвенным признакам: широкие или узкие зрачки, невнятная речь и «пьяная» походка без запаха алкоголя, раздражительность, скрытность, резкий рост финансовых запросов, следы от уколов, желание носить одежду с длинными рукавами, чтобы их скрыть.

Половое развитие мальчиков начинается в возрасте 10,5-14 лет, у девочек — в 10-13 лет. В этой связи с 8-10 лет нужно начинать половое воспитание у детей. Лучше рассказать все честно и откровенно, но не вдаваясь в детали. Так вы точно будете знать, что ребенок правильно информирован об «этом», а в дальнейшем ему самому будет проще подойти к вам за некоторыми уточнениями. Почему это важно? В нашей стране непомерно высока частота абортов среди подростков и масса случаев их заражения инфекциями, передающихся половым путем (ИППП). Наиболее опасна, конечно, ВИЧ-инфекция — вирус иммунодефицита человека. Вирус неизбежно вызывает СПИД — заболевание, при котором организм теряет способность защищаться от инфекций и развития злокачественных опухолей. Половым путем передается гепатит В, реже — гепатит С, а также сифилис, гонорея, хламидиоз и другие инфекции, которые могут привести к бесплодию.

Наконец, пару слов нужно сказать о личной гигиене детей и подростков. Такие вещи, как регулярная (2 раза в день) чистка зубов, умывание и мытье, конечно же, должны прививаться с самого раннего возраста родителями. В подростковом возрасте организм меняется. Подросткам можно посоветовать дважды в день принимать душ, пользоваться дезинфицирующими средствами от прыщей, 1-2 раза в неделю мыть голову. Перед сном обязательно мыть ноги, а обувь просушивать после носки, для этого лучше иметь 2-3 пары сменной обуви. Молодым людям приходит пора начинать бриться. Чтобы эта привычка не вызывала негатива, лучше сразу выбирать качественные станки и косметические средства.

Большую роль играют те эмоции и чувства, которые мы переживаем в течение жизни. Каких больше — положительных или отрицательных? От этого во многом зависит и здоровье, и качество жизни. Подсчитано, что ребенок в возрасте 4 лет смеется около 500 раз в день, взрослый — от силы 15. Давайте же брать пример у самых маленьких, с самого утра настраиваться на позитив, быть оптимистами и не обращать внимания на мелочи жизни.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. Поэтому необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Здоровье ребенка в ваших руках».

Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», и другими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического процесса у детей необходимо сформировать потребность в здоровом образе жизни, потому что в этом возрасте происходит усиленное умственное и физическое развитие, закладывается основа черт характера, формируются важные человеческие качества.

Движение - физиологическая потребность растущего организма, и природа проявила великую мудрость, сделав почти всех детей непоседами, стремящимися постоянно бегать, прыгать, лазать. Испокон веков взрослым приходилось в основном ограничивать эту подчас слишком бурную активность детей. В настоящее время все по-другому. Мы охотно пользуемся транспортом, ведем малоподвижный образ жизни. Меньше двигаться стали и наши дети.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Основная задача дошкольного учреждения - привить ребёнку необходимость быть здоровым. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.

Главным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья держится на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья.

Дошкольное учреждение и семья призваны заложить у детей основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни.

И именно в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. Поэтому необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья - физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

В дошкольных учреждениях широко используются здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физкультурные прогулки
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.

Здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Поэтому положительный результат по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни может быть достигнут только при поддержке родителей. Доброжелательные семейные отношения определяют эмоциональное состояние ребёнка. Его психическое здоровье. Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который и родители в состоянии влиять. Прививая с ранних лет привычку к здоровому образу жизни, проводя с малышом время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь.

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, родители должны стараться быть в хорошем настроении. А наше раздражение механически переходит на ребенка. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня. Режим дня - это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Прогулка – один из компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуются аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

В своей работе педагоги дошкольных учреждений используют разнообразные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни. Сюда относятся: родительские собрания, консультации, беседы, папки-передвижки по приобщению к здоровому образу жизни, анкетирование о состоянии здоровья детей, совместные мероприятия и т.

В заключении хочется напомнить родителям:

Здоровая семья - это крепость, в которой ребенок чувствует себя

защищенным! Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. Семья,

родители должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности

ребенка, должны многому научить детей. Ребенок - это пластилин, что

из него вылепишь - то и будешь иметь! Это чистая доска, что

напишешь, - то и останется на всю жизнь! В здоровой семье -

здоровый ребенок! В больной семье - больной!