Современная пища. Чем вредит современная еда

Оригинальное сообщение

Зеленый чай Матча


Особенности японского зеленого чая матча


С недавних пор я стала регулярно пить зеленый чай матча. Это не совсем обычный зеленый чай. Листья для него собирают лишь один раз в году. Причем за несколько недель до сбора чайные кусты затеняют, чтобы уберечь от прямых солнечных лучей. Благодаря этому листья становятся нежнее и сочнее, из них уходит лишняя горечь. Чай из таких листочков получается слаще, а в его составе повышается содержание аминокислот.


Отличительной особенностью японского чая матча является его форма: его получают из высушенных молодых и нежных чайных листьев без прожилок и стеблей, перетираяв порошок в каменных жерновах. При приготовлении напитка порошок частично растворяется в горячей воде, что увеличивает количество полезных антиоксидантов и витаминов в содержании этого чая. Если знать, как заваривать чай матча, он будет гораздо полезнее классического зелёного чая.


Матча является богатым источником антиоксидантов и полифенолов. Одна чашка чая матча по своим питательным свойствам приравнивается к 10 чашкам заваренного зеленого чая.



Можно назвать по меньшей мере 9 причин, по которым стоит начать пить матча:


1. Матча содержит большое количество антиоксидантов


Антиоксиданты — это вещества и ферменты, отвечающие за борьбу с окислением. В частности, они омолаживают кожу и предотвращают ряд опасных заболеваний.


Ученые обнаружили, что матча содержит в 100 раз больше эпигаллокатехина (EGC), чем любой другой чай. EGC — самый сильный антиоксидант из четырех основных чайных катехинов, в 25-100 раз сильнее, чем витамины C и E. В матча 60% катехинов — это именно EGC. Из всех антиоксидантов он широко известен своими противораковыми свойствами.


Вечерком

Чем вредит современная еда

Суббота, 31 Марта 2012 г. 14:43 (ссылка)

Во времена Советского союза ни один человек не задумывался над качеством употребляемых им продуктов. Все знали - продукты качественные. Да,конечно, свои ухищрения были и тогда, но такого безобразия как сейчас не было. Все продукты строго готовились по ГОСТу, за редким исключением по ТУ. Сейчас же ГОСТ - явление редкое. А ТУ - основной критерий качества продуктов. К тому же довольно часто под ТУ подразумевается не установленная государством схема производства продукта, а та, что продумали сами технологи на своем заводе. Из всего этого следует, что качество продуктов в настоящее время оставляет желать лучшего. Давайте рассмотрим, чем же нас кормят производители и чем вредит современная еда человечеству.


Мы то, что мы едим?



  1. Фаст-фуд - лидер по заболеваниям. Высококалорийная пища, обжаренная на неоднократно подогретом (!) масле наносит сокрушительный удар не только по фигуре, но и по всем внутренним органам. К этой же категории относятся чипсы, шаурма, снеки, различные вермишели быстрого приготовления.

Queen_de_la_reanimaR

Гиперреалистичный американский натюрморт – мотивация для сыроедов и худеющих

Четверг, 12 Января 2012 г. 16:38 (ссылка)

искусство, диета, еда, современная еда, мотивация

Натюрморты 21 века


Pamela Michelle Johnson - художница, рисующая гиперреалистичные натюрморты с современной едой. В какой-то момент людей перестали вдохновлять плоды матушки земли, теперь еда не может быть достаточно вкусной, если не прошла огонь, воду, медные трубы, и еще сто разных обработок, включая красители, добавки и усилители вкуса.



Питание является одним из важнейших факторов, опосредующих связь человека с внешней средой и оказывающих решающее влияние на здоровье, работоспособност ь, устойчивость организма человека к воздействию экологически вредных факторов производства и среды обитания. Особое значение для поддержания здоровья, работоспособност и и активного долголетия человека имеет полноценное и регулярное снабжение его организма всеми необходимыми веществами. Они должны поступать регулярно, в полном наборе и количествах, соответствующих физиологическим потребностям организма.

Вопросы питания населения в настоящее время являются крупной физиолого-гигиен ической проблемой. Материалы исследований показывают, что фактическое питание отдельных групп населения страны характеризуется в последние годы снижением потребления мясных, молочных, рыбных продуктов, свежих овощей и фруктов. Как неблагоприятный факт следует рассматривать понижение потребления с пищей энергии (91%), особенно за счёт белков животного происхождения. Это создаёт предпосылки для формирования у отдельных, особенно низко доходных, категорий населения признаков белково-энергети ческой недостаточности. Содержание витаминов в рационах питания отдельных групп населения составляет 55-60% от рекомендованного уровня. Несбалансированн ость структуры продуктовых наборов и фактического питания сопровождается нарушениями физического развития, напряжённостью обменных процессов и адаптационных механизмов, увеличением анемизации, высоким уровнем заболеваемости, что вынуждает отнести значительную часть населения к группам повышенного риска.

Современный человек недостаточно потребляет необходимые вещества в результате монотонизации рациона, утрате им разнообразия, сведения к узкому стандартному набору нескольких основных групп продуктов и готовых блюд; увеличения потребления рафинированных, высококалорийных, но бедных витаминами и минеральными веществами продуктов питания (белый хлеб, макаронные, кондитерские изделия, сахар, спиртные напитки и т.п.); возрастания в нашем рационе доли продуктов, подвергнутых консервированию, длительному хранению, интенсивной технологической обработке, что неизбежно ведет к тому же к существенной потере витаминов.

Поэтому возникает необходимость питаться рационально.

Рациональное питание - физиологически полноценное питание, способствующее сохранению здоровья человека и поддержанию нормальной и устойчивой работы органов и систем организма.

Важно подчеркнуть, что рациональное питание для каждого человека не является некой постоянной величиной. Напротив, рациональное питание - величина переменная, она изменяется с возрастом, зависит от пола, этнической принадлежности человека, уровня физической и психо-эмоциональ ной активности, состояния здоровья, действия внешних факторов.

Заповеди здорового питания следующие:

1. Умеренность

2. Разнообразие

3. Индивидуальность

4. Стабильность ритма и режима питания

5. Предпочтение традиционного питания.

Предлагаемые принципы питания, несмотря на кажущуюся простоту, обеспечивают наиболее полноценное и здоровое питание без применения каких-либо серьезных расчетов.

Умеренность в питании снижает избыточную пищевую и метаболическую нагрузку на систему пищеварения и весь организм, способствует увеличению продолжительност и жизни, сохраняя более высокое качество жизни.

Разнообразие в выборе продуктов питания гарантирует сбалансированнос ть питания и позволяет избежать дефицита отдельных пищевых веществ.

Индивидуальность в питании, с учетом пищевых привычек и пристрастий согласовывает питание с индивидуальными особенностями работы органов пищеварения и обмена веществ.

Стабильность режима питания обеспечивает устойчивую без сбоев работу системы пищеварения и всего организма с учетом естественных биологических ритмов.

Человек, рожденный в 2016 году, привык считать самой обыкновенной пищей такие вещи, о которых его предки не могли и помыслить. Предложите острые Doritos и оранжевую Fanta средневековому обывателю — и гореть вам на костре за занятие черной магией. Впрочем, пища будущего для нас с вами тоже может показаться чем-то странным и несъедобным.

Современные научные исследования не только регулярно предоставляют нам более удобные и дешевые продукты питания и способы их хранения, но также дают надежду на сохранение и развитие стабильности пищевого рынка. Мясная промышленность, к примеру, играет огромную роль в экологических проблемах планеты: порядка 10% от всех парниковых газов в крупных странах вырабатывает именно сектор сельского хозяйства. Кроме того, население Земли неуклонно растет, и проблема массового голода все чаще всплывает в качестве почвы для научных дебатов. Прокормить 9 миллиардов человек, которые при благоприятном раскладе будут населять нашу планету в 2050 году, будет ой как не просто!

Вот некоторые из списка продуктов будущего, которые помогут человечеству отсрочить голодную смерть и переход на здоровый социальный каннибализм:

Насекомые

Одним из будущих продуктов питания, к которому придется привыкать цивилизованным европейцам, могут стать насекомые: сверчки, кузнечики и даже мучные черви. Сейчас уже продаются макаронные изделия, изготовленные из муки с добавлением измельченных насекомых, что значительно повышает их пищевую ценность. 100-граммовая порция сверчков содержит 13 грамм белка, а аналогичная порция кузнечиков — 21. Ученые также изучают особенности применения в пищевой промышленности мучных червей как дешевого источника пищевых жиров. Дискуссия также затрагивает вопрос о том, что насекомые, как и обычный домашний скот, могут зависеть от диеты. К примеру, вырастить достаточно крупных сверчков удалось лишь при обильном рационе, а вот черные львинки растут одинаково, невзирая на характер питания, так что их разведение и культивация в разы выгоднее. Основной проблемой остаются вкусовые качества насекомых и их эстетика — многие люди просто не могут заставить себя попробовать макароны из измельченных жуков.

Мясо, выращенное лабораторным путем


Ученые таких компаний, как Memphis Meat и Mosa Meat хотят решить проблему с разведением крупного рогатого скота с помощью стволовых клеток, на базе которых они надеются выращивать самое настоящее синтетическое мясо. Исследование от 2011 года, опубликованное в журнале Environmental Science and Technology, рассказывает о том, что выращивание мяса в лабораториях потребует на 7−45% меньше энергозатрат, на 99% сократит эксплуатацию земельных ресурсов и снизит выработку парниковых газов на 78−96%. Стоит ли говорить, что это не только невероятно выгодно, но еще и гуманно по отношению к животным?

Впрочем, ученый Марк Пост объясняет, что массовый выпуск синтетического мяса на рынок будет возможен лишь спустя 10−20 лет. Его компания собирается продавать пробные образцы уже через пару лет, однако, как сообщают первые дегустаторы, пирожок с мясом за $300 000 хоть и съедобен, но совершенно лишен каких-либо выдающихся вкусовых качеств. Стоит отметить, что с подобной проблемой сталкиваются все производители синтетических пищевых изделий, однако рано или поздно они, стараниями ученых и профессиональных кулинаров, все же становятся полноценными продуктами питания.

Рыбные фермы


Для многих современных людей убийство млекопитающих даже с целью добычи пищи является неприемлемым, а потому они вынуждены искать другой источник природных белков: рыбу. В отличие от пастбищ крупного рогатого скота, рыбные фермы не занимают обширные плодородные земли, при этом, в сравнении с коровами, самим рыбам требуется лишь небольшая часть корма для того, чтобы произвести эквивалентное количество белка.

В настоящее время перелов становится все более значимой проблемой, однако исследователи утверждают, что ограничение на вылов определенных видов рыбы позволит морским жителям быстро восстановить численность. По их мнению, коммерческое будущее рыболовных компаний заключается не в ловле, а в разведении рыбы в питомниках. Еще в 2011 году сельское хозяйство достигло исторической вехи, когда впервые в истории люди вырастили рыбы больше, чем говядины — и с тех пор индустрия лишь наращивает темпы.

Рыбозаменители


Раз уж речь зашла о рыбе, так почему бы не выращивать ее в лабораториях так же, как и мясо? Исследователи из NASA уже разработали полноценное рыбное филе с помощью внедрения мышечной ткани золотых рыбок в эмбриональную телячью сыворотку. Другая компания, New Wave Foods, работает над тем, чтобы синтезировать креветок из красных водорослей.

Как уже было отмечено, в настоящее время сложно сказать, как именно подобные методы повлияют на использование природных ресурсов. Как бы то ни было, пока прогнозы самые оптимистические: Орон Каттс, директор биотехнологического центра SymbioticA при Университете Западной Австралии уверен, что подобные методы уже в ближайшем будущем произведут настоящую пищевую революцию.

Водоросли


Микроскопические водоросли, как и другие растения, поглощают углекислый газ из атмосферы. Исследование от 2013 года показало, что эти зеленые крошки производят впечатляющее количество белков, жиров и углеводов, что делает их хорошим источником питательных веществ. Новые работы также говорят о том, что некоторые виды водорослей содержат много омега-3 жирных кислот, а также другие жирные кислоты, которые положительно влияют на работу сердечно-сосудистого аппарата.

К сожалению, пробные испытания микроскопических водорослей в качестве продуктов питания прошли не очень гладко. Компания Soylent уже выпускала на рынок продукты, содержащие измельченную муку, но товар пришлось отозвать, поскольку он вызвал серьезные проблемы с пищеварением у ряда покупателей. Впрочем, компания-поставщик TerraVia отрицает свою вину и настаивает на том, чтобы водоросли снова появились на прилавках.

ГМО-продукты



Подобный метод производства пищи позволяет значительно сэкономить время на ее приготовление, а также сделать любую пищу доступной для пожилых людей, которым трудно пережевывать и проглатывать обычные блюда. Даже инвесторы NASA настаивают на том, чтобы космонавты в будущем обходились не питательной пастой, а полноценным рационом, который можно будет «готовить» с помощью трехмерной печати во время дальних перелетов. Важно и то, что распечатанная еда всегда будет горячей и свежей.

Быть может, мы все дружно перейдем на фотосинтез?

Производство пищи — это огромная индустрия, которая нуждается в непрерывном обслуживании огромным количеством людей и роботов. Морской слизень Elysia chlorotica уже научился воровать ДНК водорослей, чтобы осуществлять фотосинтез, так почему не можем и мы? Увы, сейчас это скорее почва для научной фантастики, а не для реальной науки: как показывают даже приблизительные расчеты, чтобы организм получал достаточно количество энергии и ресурсов, его фотосинтезирующая площадь должна быть намного больше того внешнего покрова, которым мы сейчас располагаем. Не исключено, что фотосинтетикам будущего придется отращивать дополнительные кожаные перепонки и другие фантастические органы для поглощения солнечного света.

Проблеме здорового питания сегодня посвящена огромная литература, как научная, так и популярная, и в той или иной степени она волнует практически всякого современного человека. Все мы хотим питаться правильно, чтобы еда шла на пользу здоровью и долголетию (и была вкусной, конечно). Однако какую диету выбрать? Почему их вообще так много и в каких случаях следует предпочесть одну другой? И почему медики не спешат поставить точку в этом «состязании» диет, признав одни из них более, а другие - менее полезными? Быть может, мы меньше задавались бы такими вопросами, если бы помнили, что выбор еды - вопрос далеко не только медицинский. Огромную роль играют также культурно-социальные традиции, из-за которых разные люди и народы считают здоровой очень разную еду. Об этих различиях мы и поговорим.

Антропологов всегда интересовала тема питания, как с эволюционной, так и с культурно-социальной точек зрения. Бесчисленные научные статьи, книги и даже целое научное сообщество посвящены изучению образа жизни представителей различных культур настоящего и прошлого, в том числе таких вопросов, как их отношение к еде, наличие запретных или особо ценных продуктов, способы приготовления пищи, церемонии трапезы и гостеприимства, гендерные различия в еде и взаимосвязь между едой и здоровьем.

Не хлебом единым

Важной особенностью антропологического подхода к полезной еде и здоровому питанию является ориентация на понимание внутренней точки зрения изучаемого народа и используемых им терминов. То, что мы с вами называем «здоровым» и «полезным», может считаться вредным в других обществах и наоборот. Надо помнить, что еда может считаться полезной не только с биологической точки зрения, но и символической, особенно с точки зрения духовной связи человека с предками, богами и животными.

Например, для христиан употребление освященного хлеба и вина как тела и крови Христа является важным ритуалом, который выходит за рамки питательной ценности хлеба и вина как бытовых продуктов. Для инуитов из арктической Канады употребление мяса и крови свежедобытого тюленя - не менее важный ритуал единства человека с животными, так как инуиты верят, что души людей и тюленей находятся в постоянной циркуляции в этом и потустороннем мире и поэтому тело инуита не может быть здоровым, если в его крови нет тюленьей крови. Залогом здоровья считается ответственная охота, разделение добычи между соседями и родственниками и употребление в пищу всех частей тела тюленей, включая внутренние органы и свежую кровь. Таким образом, «здоровое питание» у инуитов напрямую связано с представлениями об экологическом балансе популяций людей и тюленей, а также взаимосвязи души и тела.

Благодаря символической ценности пищи люди из разных областей мира и в разные исторические эпохи считали полезными совершенно разные продукты и субстанции, включая, например, собачье мясо, съедобные птичьи гнезда и даже человеческие тела . Конечно, не стоит думать, будто такие «продукты» входили в постоянный рацион. Скорее, они употреблялись в особо значимых или крайних случаях (например, в ходе редкого ритуала, для исцеления от тяжелой болезни или во время сурового голода), но так или иначе считались неотъемлемыми ингредиентами поддержания здорового тела и здорового духа. При этом, с точки зрения антропологии, важно не только то, что едят люди в разных культурах, но и как происходит процесс приготовления и принятия пищи, особенно церемониальные трапезы.

Гравюра, изображающая людоедскую оргию, работы Теодора де Бри, из немецкого издания «Бразильского дневника» Жана де Лери 1593 года. Написанная по-французски в 1578 году, эта книга рассказывала о путешествии автора по Бразилии и, в частности, включала в себя красочные описания каннибализма аборигенов.

Library of Congress, Rare Book & Special Collections Division

Но обратимся к повседневному питанию. В кросс-культурных и археологических исследованиях часто проводятся сравнения стандартного рациона представителей различных культур с образом жизни современных европейцев и американцев для того, чтобы понять, чем определяется долголетие и здоровье. Однако иногда осторожные гипотезы ученых интерпретируются широкой публикой как доказанные истины и превращаются в модные тренды.

Например, в 1985 году Бойд Итон и Мелвин Коннер выдвинули «гипотезу несогласованности» (the discordance hypothesis), суть которой состоит в том, что гены человека эволюционируют очень медленно, не успевая адаптироваться к стремительно меняющимся историческим эпохам и образу жизни людей. Авторы предположили, что физиология современного человека до сих пор работает в соответствии с рационом охотников-собирателей, живших в палеолите (то есть до появления земледелия и скотоводства) и питавшихся кореньями, ягодами, орехами и мясом. Следовательно, согласно гипотезе Итона и Коннера, причины современных болезней коренятся в употреблении зерновых и молочных продуктов, к которым наши гены еще не адаптировались.

Важно отметить, что ученые не предлагали кардинально менять режим питания и возвращаться к образу жизни охотников-собирателей, но тем не менее их гипотеза моментально распространилась по печатным и виртуальным каналам под модным названием «палеолитическая диета», став для многих заповедью здорового питания. Даже сегодня, спустя 30 лет, эта диета продолжает свое существование и имеет многочисленных сторонников, несмотря на продолжающиеся научные дебаты и отсутствие однозначных доказательств . Многие в России, Америке и других частях света продолжают активно популяризировать палеодиету и даже безуглеводное питание, призывая употреблять в пищу лишь мясо и овощи. Почему? С какой целью люди принимают на веру недоказанные теории, в корне меняя свое поведение? И почему мы зачастую питаемся тем и так, что с медицинской точки зрения кажется сугубо вредным?

Область знания под названием «антропология еды» предлагает несколько ответов на эти вопросы. Как уже упоминалось, еда для человека важна не просто как ресурс для механического насыщения организма, а как культурный символ и инструмент поддержания социальных отношений. Предпочтения в еде, способы принятия пищи и даже доступ к определенным продуктам напрямую отражает человека, национальную принадлежность , а также является атрибутом нашей социальной идентичности и индивидуальности.

Ешь современно

Кока-кола или чай, стейк или салат, картошка с мясом или бранзино со спаржей, дешевый рис или органический рис без ГМО - наш выбор продуктов и диеты свидетельствует о том, кем мы себя считаем: выходцами из народа или утонченными аристократами, сторонниками здорового образа жизни или принципа «живи здесь и сейчас», приверженцами традиционных ценностей или прогресса.

Например, антропологические исследования посетителей Макдоналдса в Пекине в конце 1980-х годов показало, что многие китайцы с энтузиазмом поедали гамбургеры и бикмаки, потому что хотели казаться продвинутыми и современными. Одна из опрошенных молодых мам даже заметила, что, хотя ей самой не нравится странный вкус еды в Макдональдсе, но она старается привыкнуть, чтобы можно было водить туда свою дочку, которую она хочет воспитать «западной» и «современной». Нечто аналогичное могут вспомнить и те москвичи, которые застали открытие первого ресторана «Макдоналдс» на Пушкинской площади в январе 1990 года.

Эти и другие идеи - о современности, капитализме, ответственности за окружающую среду, защите животных и так далее - часто становятся главными критериями людей при выборе еды и режима питания. Причем эти идеи очень эластичны, что позволяет разным людям выражать одни и те же идеи разными методами. Взять, например, идею современности: если одни демонстрируют свою современность через потребление западных продуктов, то другие с той же целью увлекаются палеодиетой или отдают предпочтение местным фермерским продуктам. Второе часто идет рука об руку с неприятием модернистских ценностей, критикой жизни на «всем готовом», отказом от полуфабрикатов и других «полу»-вещей. Но это не значит, что эти люди испытывают ностальгию по прошлому и противятся прогрессу. Просто они ищут альтернативные пути развития - они тоже современны, но на свой лад.

«Современность» и здоровье

В индийских Гималаях есть небольшой городок, куда индийские и иностранные туристы приезжают отдохнуть от жары и шума и полюбоваться захватывающими дух снежными вершинами. Благодаря притоку туристов в этом городке всегда есть рабочие места, и туда огромными потоками стекаются жители близлежащих деревень.

Сельские жители глубоко уважают западную медицину и при первых признаках болезни или недомогания обращаются к врачу и принимают прописанные таблетки. А деревенские девушки, которые хотят подчеркнуть свою «современность», приходят рожать в городскую больницу, так как считают, что рожать дома с повитухами - это постыдный традиционализм.

В том горном городке также живут очень обеспеченные и высокообразованные индийцы, которые часто бывают за границей и находятся в курсе модных веяний. Многие из них стараются не употреблять обезболивающие лекарства, антибиотики и другие «современные» препараты без крайней надобности, предпочитая им травяные настои и занятия йогой. А когда встает вопрос о том, где рожать, они предпочитают делать это дома, так как это более «прогрессивно».

Как отмечают антропологи, такие исторические эпохи, как Возрождение, Новое время или современность, о которых нам рассказывали в школе, являются условными теоретическими категориями и выходят за пределы объективности в том смысле, что, например, «современность» воспринимается всеми по-разному. Поэтому правильнее говорить о множественных или «альтернативных современностях» : для кого-то быть современным значит иметь новейшую модель смартфона и питаться бургерами, а для других это отказ от излишнего потребления, использование четырехлетнего, но все еще работающего телефона и выращивание помидоров на балконе. Это не значит, что кто-то более «современен», чем другие. Просто современность - она разная.

В конце 1980-х годов в Италии в ответ на распространение культуры фастфуда зародилось движение, получившее название «слоуфуд» («медленное питание») . Оно направлено на поддержку региональных кулинарных традиций и внедрение контроля за качеством продуктов. Однако самое важное с точки активистов слоуфуда - это сохранение культуры застолья. По их мнению , современные люди перестали вместе готовить и есть за общим столом, что разрушительно влияет на социальные отношения, на взаимопонимание между близкими - и даже на их здоровье.

Вместо долгих семейных ужинов, когда люди за общей трапезой не спеша делились новостями, наступило время полуфабрикатов, перекусов на бегу и кофе-с-собой. Таким образом, смысл движения слоуфуда - в возвращении не столько к здоровой еде, сколько к традиционному укладу жизни. Опять-таки, это не значит, что все последователи «медленного питания» являются луддитами и противятся глобализации, просто они считают, что необходимо искать альтернативу той версии прогресса, которая построена на отчуждении человека от общества и на все бóльшей зависимости его жизни от всевозможных технологий.

Питание и неравенство

Идеи слоуфуда и так называемого традиционного питания многим людям могут показаться разумными и важными, однако надо понимать, что в них заложены определенные социальные ценности и установки, которые не всем придутся по душе. Практически в любой стране приготовление еды ложится на плечи женщин, и надо признать, что полуфабрикаты, консервы, микроволновая печь и другие достижения пищевой индустрии сильно облегчили им жизнь. Сторонники возврата к традиционной кухне, выпечке домашнего хлеба, приготовлению солений и разнообразных «медленных» блюд невольно способствуют закреплению гендерных ролей. Впрочем, есть и такие сторонники слоуфуда, которые сознательно готовы поровну распределять «женскую» нагрузку между супругами или партнерами.

Женщины и «Ротиматик»

Роти - это пшеничная лепешка, которую в Индии и Юго-Восточной Азии подают свежеприготовленной практически к каждому приему пищи. До сих пор в большинстве азиатских семей женщины (даже те, у которых есть профессиональная работа с утра до вечера) вынуждены подниматься ни свет ни заря, чтобы приготовить свежие лепешки. Причем зачастую женщины готовят по 4–5 лепешек на каждого члена семьи на завтрак, а также с собой на обед. Естественно, на это все уходит много времени, и именно поэтому в Сингапуре был разработан кухонный комбайн под названием «Ротиматик» , который сам готовит свежие роти, освобождая женщин от тирании сковородки . Неудивительно, что именно женщины с энтузиазмом встретили новое изобретение.

Есть еще один немаловажный фактор, о котором постоянно умалчивают, когда речь заходит о здоровом питании. Этот фактор - экономическая иерархия и растущая пропасть между богатыми и бедными. Как показывают исследования по политэкономии, - науке о том, как распределяются в обществе материальные ресурсы и кто имеет к ним доступ, - не каждый человек, даже в богатых и развитых странах, может позволить себе органические и натуральные продукты. Когда человек едва сводит концы с концами, думать о здоровом питании ему не приходится. Поэтому призывы к употреблению свежего мяса и овощей, экзотических продуктов типа ямса или ягод годжи и так далее могут иметь смыслы, выходящие за рамки стремления к здоровью или критики современного мира. В каком-то смысле следование любой диете - это демонстрация своего социального статуса, а также «культурного капитала» , говоря словами знаменитого французского социолога Пьера Бурдье.

Рассуждая об общественном неравенстве, Бурдье пришел к выводу, что люди поддерживают свое положение в обществе, а иногда даже поднимаются по социальной лестнице не только благодаря использованию экономических механизмов, но и за счет культурного и символического «богатства», то есть умения поддерживать разговор о высоком искусстве, разбираться в изысканной еде или модной одежде. Так, в рамках теории Бурдье, если в современном обществе люди не очень обеспечены, но говорят о вреде лактозы и необходимости заменять коровье молоко миндальным, о пользе спирулины, нута и крупы киноа, об опасности глютена и углеводов, о замене сахара на стевию, то тем самым они подчеркивают свою принадлежность к образованным и «высоким» слоям общества.

Именно поэтому модные диеты часто приводят к появлению контрдвижений, критикующих пищевой элитаризм. Взять, например, кухню панков. Идеология панка как социального явления связана с критикой экономических привилегий и вызовом иерархическому укладу общества. Согласно американскому исследованию панк-культуры, проходившему в Сиэтле, многие местные панки считают, что индустриальная пища «загрязняет» тело нормами корпоративного капитализма. Поэтому в знак протеста против современного расточительства панки предпочитают питаться так называемыми испорченными продуктами, которые в конце дня выбрасывают крупные супермаркеты. Просроченные, отбракованные продукты для них являются вполне себе «здоровыми», как для тела, так и для морального состояния духа.

Отчасти схожий подход к еде демонстрируют фриганы (от английского слова free - бесплатный, свободный). Идея фриганизма основана на отказе от участия в глобальной пищевой индустрии и на возвращении к докапиталистическому укладу жизни, когда каждая семья сама обеспечивала себя продуктами. Результаты исследования , проводившегося в американском штате Орегон, свидетельствуют о том, что фриганы озабочены не только личным здоровьем, но и «здоровьем» всей планеты - именно поэтому они выступают категорически против современного производства и потребления продуктов, с огромными объемами ежедневных отходов. Они не предлагают полностью упразднить капитализм (они понимают, что это невозможно), но лишь стремятся к тому, чтобы их поведение наносило планете как можно меньше вреда.


Панк на охоте (надпись на контейнере: «Только для мусора»)

Wei Tchou / flickr

Не ешь холодное

Кроме немедицинского подхода к питанию на Западе, существует еще целая вселенная незападных медицинских систем, в которых представления о «здоровой» еде учитывают не калории, питательные вещества и витамины, а соответствие целому ряду правил питания. Эти правила могут зависеть от конституции тела человека, его пола, возраста, физического состояния, а также времени суток и даже времени года.

Так, согласно Аюрведе - собранию медицинских традиций Южной Азии, - все продукты питания делятся на две символические категории: «горячее» и «холодное». Однако тут имеется в виду не температура конкретных продуктов, а предполагаемый эффект, который они оказывают на тело человека. Например, молоко и кокос являются охлаждающими продуктами, поэтому от них стоит воздерживаться в холодное время года. А вот папайя является горячительным продуктом, поэтому ее не советуют есть беременным женщинам, так как беременность относится к «горячему» состоянию тела, и если женщина будет употреблять что-то из «горячей» еды, то у нее может случится выкидыш.

Во многих областях Индии рис является основополагающей частью рациона любой семьи, и тем не менее в некоторых ситуациях рис считается скорее вредным, чем полезным продуктом. В одной гималайской деревне, где автор этой статьи жила в ноябре 2015 года, местные жители ели только пшеничные лепешки на завтрак, обед и ужин, объясняя это тем, что уже наступил холодный сезон, а значит, надо воздерживаться от риса, так как он охлаждает тело.

Итак, мы видим, что на выбор режима питания, помимо медицинских факторов, влияют множество других: религиозные традиции, культурные ценности, стремление выглядеть современным, желание утвердить свой статус в обществе и многое другое. Все люди хотят питаться правильно, но, подчеркивают антропологи, представления о «здоровой» еде чрезвычайно разнообразны и зависят как от общества, к которому принадлежит человек, так и от исторического периода, который это общество переживает. Именно поэтому невозможно раз и навсегда указать, какая диета будет наилучшей для всех.



«Тайная вечеря». Доменико Гирландайо (1449-1494), Флоренция

Музей Сан-Марко

Венера Халикова


Всем давно и хорошо известно, что стандартный американский рацион питания оказывает ужасный эффект на здоровье человека. А вот что пока остается неизвестным: каким образом пищевая промышленность использует науку и психологию для создания суррогатных продуктов, в которых не содержится питательных веществ, зато есть избыток химических добавок и красителей, которые и вызывают сильнейшее привыкание.

На самом деле, знание о том, каким образом пищевые концерны «подсаживают» потребителей на крючок своих продуктов (физически, ментально и эмоционально) тянет на хорошую конспирологическую теорию. Крупнейшие производители продуктов питания прекрасно знают, что стимулировать клиента на повторные покупки можно, перехитрив тело и разум, перебивая естественную тягу человека к здоровой и питательной пище.

«Эти знания доступны обществу и пищевым компаниям вот уже несколько десятков лет – ну, или по крайней мере, все об этом узнают после сегодняшней встречи: сладкие, соленые и жирные продукты питания не полезны в таких количествах, в которых люди их сейчас потребляют. Итак, почему наблюдается стремительный (уже выходящий из-под контроля) рост таких заболеваний, как: диабет, ожирение, и повышенное кровяное давление? Дело не просто в слабой силе воли со стороны потребителей, и не в отношении со стороны производителей продуктов питания, которое выражается фразой: «Надо дать людям то, чего они хотят». За четыре года исследований и изысканий я обнаружил, что это – сознательный акт, который разворачивается в лабораториях, на заседаниях маркетологов, а также на прилавках продуктовых магазинов, акт, имя которому: подсадить людей на крючок таких продуктов, которые удобны и доступны». Майкл Мосс .

Всё замешано на физиологии, психологии и нейробиологии, а также на трёх ключевых ингредиентах: соли, сахаре и жире. А в корне науки, создающей привыкание к некоторым продуктам питания, лежит наше понимание физиологии и нейрохимических реакций человека на пищу. Учёным удалось ёмко выразить это в простейшем уравнении: «Пища = удовольствие».

«Уравнение: «Пища = удовольствие» постулирует, что мозг обладает способностью количественно измерять удовольствие, содержащееся в опыте поглощения пищи, за счёт работы определенных нейронов дофамина в мозгу и ощущения сытости в пищеварительном тракте. Когда человек стоит перед выбором, какую еду предпочесть, мозг в этот момент фактически подсчитывает, какое количество удовольствия можно получить во время поглощения и последующего переваривания той или иной пищи. Цель нашего мозга, ЖКТ и жировых клеток – максимизировать удовольствие, получаемое из внешней среды, как посредством вкусовых ощущений, так и через набор макроэлементов (макроэлементы – химические элементы, необходимые организму человека или животного для обеспечения нормальной жизнедеятельности). Если в пище по каким-то причинам содержится мало калорий (например, в целях оздоровления организма), пищеварительная система это чувствует, и пища со временем становится менее аппетитной и менее вкусной».

Задача учёного пищевой инженерии – выяснить, как можно обскакать данную функцию, обманув мозг и тело, заставив их поверить, что сильно калорийная и небогатая питательными веществами пища приведет организм к вожделенной награде в виде насыщения и удовольствия. Чтобы этого добиться они обращают основное внимание на краткий список ключевых факторов.

В недавно вышедшей статье про страстную тягу к еде и про то, как её преодолеть, Джеймс Клиар (James Clear), автор книги под названием: «Неприметные привычки: простой и проверенный способ приобрести хорошие привычки и избавиться от вредных привычек», рассуждает о шести ключевых движущих силах, задействованных в то, чтобы хитростью «подсадить» людей на вредные продукты.

Динамическая контрастность. Динамическая контрастность представляет собой комбинацию различных ощущений от одного продукта. По словам Уизерли (Witherly), пища обладающая динамической контрастностью, имеет «съедобную оболочку в виде хрустящей корочки, за которой скрывается что-то по консистенции кремо- или пюре-образное, а по вкусу – сливочное, и это активизирует разные вкусовые рецепторы человека. Это правило применимо к целому ряду наших любимых пищевых продуктов, вспомните: карамелизированная корочка десерта крем-брюле, кусочек пиццы, или печенье «Орео» (Oreo - печенье, состоящее из двух шоколадно-сахарных черных коржиков-дисков и сладкой кремовой начинки между ними). Мозг воспринимает сочетание хрустящей корочки и кремовой начинки как нечто оригинальное и захватывающее».

Слюноотделение

Выделение слюны – часть процесса переваривания пищи, и чем больше слюны вызывает у вас некий продукт, тем вероятнее, что он в итоге окажется у вас во рту, и вы будете дольше смаковать его с помощью вкусовых рецепторов на языке. Такие эмульгированные продукты как, например: масло, шоколад, заправка для салата, мороженое или майонез вызывают слюноотделение, которое смачивает вкусовые сосочки на языке и способствует получению удовольствия от еды. Вот почему многие так любят блюда с различными соусами и подливками. В итоге, еда, которая вызывает повышенное слюноотделение, как будто радостно отбивает чечетку в мозгу, и по вкусу часто кажется лучше той, которая не содержит подливки или соуса.

«Тающая на языке» пища и иллюзия малых калорий

Еда, которая быстро буквально «тает во рту» дает сигнал в мозг, что человек съел не так уж много, хотя на самом деле это не так. Другими словами, такая еда буквально сообщает мозгу, что человек ещё не наелся досыта, хотя в этот момент он поглощает массу калорий. Это приводит к перееданию.

Специфический отклик рецепторов

Мозгу нравится разнообразие. Если речь идёт о еде, когда Вы снова и снова ощущаете тот же вкус, Вы начинаете получать от этого блюда всё меньше удовольствия. Иначе говоря, чувствительность какого-то конкретного рецептора со временем снижается. Этот процесс может происходить в течение всего нескольких минут.

Высококалорийная суррогатная пища

(в английском языке её называют «едой для мусорного ведра» = junk foods) создаётся таким образом, чтобы избежать такого отклика пресыщения. Вредные продукты содержат достаточно вкуса, чтобы он оставался интересным (мозг не устаёт поглощать такие продукты), но вредные продукты не стимулируют сенсорную систему настолько, чтобы вызвать скуку пресыщения. Вот почему можно проглотить целый пакет чипсов и быть готовым съесть ещё один. Хруст и вкусовые ощущение от поедания сухих закусок каждый раз даёт мозгу новое и интересное впечатление!

Сытность

Высококалорийные суррогатные продукты создаются с той целью, чтобы убедить мозг, что он получает питание, а вовсе не для реального насыщения организма. Рецепторы во рту и желудке сообщают мозгу о поступившей в каждом продукте смеси белков, жиров и углеводов, и о том, насколько это хорошо и сытно. Вредные продукты содержат как раз столько калорий, чтобы мозг сказал: «Да, это даст мне немного энергии», но не столько калорий, чтобы человек подумал: «Этого достаточно – я сыт». В результате человек страстно жаждет такой пищи, но проходит достаточно много времени прежде, чем он почувствует насыщение.

Прошлые опыты

Вот где психология вредоносных суррогатных продуктов на самом деле работает против вас. Когда вы съедаете что-нибудь вкусное (например, пачку чипсов), мозг регистрирует это ощущение. В следующий раз, когда вы видите эту пищу, обоняете её запах или даже просто читаете о ней, ваш мозг начинает воспроизводить те ощущения, которые вы переживали, когда ели это в прошлый раз. Такие воспоминания могут вызывать непосредственный физический отклик в теле, например, слюноотделение или страстную тягу к этому продукту, когда «слюнки текут» – такие ощущения Вы обычно испытываете, когда думаете о любимых блюдах.

Заключение

Учёные перехитрили Ваши вкусовые сосочки и естественную способность тела определять, какая пища для организма полезна. Знания позволят Вам одержать в этой игре. Ведь от этого зависит Ваше здоровье.