Мотивация к чему или на что. Где найти мотивацию и как мотивировать себя: эффективные методы и подводные камни

Самомотивация. Как нам двигаться по жизни? Поступательно или рывками? Ставя цели, или как Бог даст? Эти и многие другие вопросы ставил себе каждый из вас, или поставит ещё, как только захочет успеха в своей жизни.

Что такое самомотивация? Это ваше умение контролировать процесс достижения результата, если вы хотите чего-то добиться в жизни. И еще одно: мотивировать себя нужно всегда, если успех или результат не хочет и не может приблизиться с той скоростью и в том количестве, как вы этого ожидаете.

Беда многих литературных источников в том, что создавая мотивацию для других людей, они не учитывают, что каждый из них индивидуальная личность. И к каждой личности нужен сугубо индивидуальный подход. Именно индивидуальный.

В этой статье мы постарались собрать для всех вас, уважаемые читатели, не только методы и способы самомотивации, но и учли ваш характер, даже, можно сказать, темперамент.

Все подсказки «как с собой справиться» и заставить что-то делать исходят из личных особенностей каждого человека. В прошлой статье « » мы больше рассказали о типах людей, в этой мы сделаем упор на самомотивацию.

Самомотивация: Как найти к себе индивидуальный подход

Для удобства мы условно разделили людей на 4 типа и, исходя из этого, подобрали способы «найти на себя управу», т.е. создать свой индивидуальный мотив.

Целеустремленный т ип личности

Это люди цели. Они не могут жить, если перед ними не стоит какой-либо рубеж, который нужно преодолеть, либо цель. Цель и мотивирует, и создает для них энергию.

Идея проста: есть цель – есть энергия двигаться, нет цели – наступает скука или хандра. Еще их индивидуальная особенность в том, что труднопреодолимые препятствия на пути к цели их еще больше мотивируют. А слишком легкая цель по типу «сходить за хлебушком» снижает уровень мотивации.

Мы постарались создать список из волшебных ТОП-5 пунктов для каждого типа личности. Понятно, что их может быть гораздо больше. И одни более важные для одних, могут быть менее важными для других и не войти в пятёрку.

Описаны они в порядке убывания их значимости. Принимайте.

Как могут создать себе мотивацию целеустремленные люди?

1. Личные цели

Для таких людей движение не имеет смысла, если нет цели. Чем больше и лучше прорисована цель или образ достижимого результата, тем больше у такого человека возникает внутренней мотивации.

Поэтому совет: «рисуйте» свою цель.

2. Амбиции

Амбиции – это всегда перспектива достижений. Если целеустремленному человеку представить и поверить, что через год он будет главой отдела, а через 5 соучредителем, то уровень мотивации для него резко возрастет.

Совет: включайте амбиции и стройте большие планы на 5-10-20 лет.

3. Азарт

Как говорится, начните делать. Для целеустремленных важно включиться в цель. А уж по мере ее достижения, как правило, открываются дополнительные интересы и бонусы. Именно поэтому такие люди часто решаются вступить в борьбу. После этого появляется чувство азарта и цели. В общем, главное «ввязаться в драку».

4. Личные бонусы

Под личными бонусами целеустремленной личности понимается получение промежуточных результатов. Эти бонусы можно организовать себе самому в виде подарков, вознаграждений, отдыха, путешествий и т.д.

5. Список достижений

Замотивировать себя можно и предыдущими достижениями по типу: «Если я мог сделать это раньше, то почему не могу сделать сейчас?». В таких случаях помогает просмотр фотографий, грамот, воспоминания о предыдущих победах. Часто они создают дополнительную мотивацию.

Что делать, если ничего не работает, при условии что вы – целеустремленный человек?

  • Возможно, вы устали и вам нужно переключиться на другой виде деятельности, другую цель или просто отдохнуть.
  • Пересмотрите свои цели. Может быть вы не смогли еще определить свои цели жизни, свое , поэтому вас «отводит» от, так называемой, «не вашей» деятельности.

Азартный тип личности

Под азартным типом понимается человек, тоже стремящийся к цели, но все время выверяющий наиболее вероятную возможность для ее реализации. К таким людям приходит желание что-либо делать, когда они видят приближение «добычи». Ясно, что трудности и препятствия мотивируют их куда меньше, чем целеустремленных. Их поговорка: «куй железо, не отходя от кассы».

Как могут создать себе мотивацию азартные люди?

1. Азарт

Для этих людей азарт – это кредо. Чем ближе цель или чем явственнее добыча, тем больше у них появляется энтузиазма для ее достижения. Часто эти люди мотивируются «на слабо», и цепляются за манящую или ускользающую цель. Их всегда подпитывает чувство азарта.

2. Личные бонусы и личные выгоды

Конечно же, азартных людей всегда мотивирует вознаграждение, некий бонус, награда, которые их ждут за их труд и старательность. Им приятно, что их способности подкрепляются вознаграждением.

Если вы относите себя к азартным, придумывайте себе награды за исполненные дела. И тогда любое дело, даже самое неприятное, получится качественным и скорым.

3. Соревнование, конкуренция

Конечно же, конкуренция и соревнование – это еще один из видов азарта. И если в дополнение ко всем остальным бонусам в дело добавить соревновательности, то конечно же можно получить от азартного человека большего прогресса и лучшего качества.

4. Мечты и планы

Азартные люди не любят планировать, но часто любят мечтать. Для них всегда интересно, когда мечта претворяется в действие.

В их случае полезно мечтать, воображать себе пути, по которым реализуется цель. Именно они рисуют карты желаний и для них они максимально продуктивны. В общем, «азартные», мечтайте и пробуйте разные подходы к цели, для вас это сработает.

5. Перечень возможностей

Для этих людей обладать возможностями, это все равно, что иметь крупные суммы денег в своем портмоне. Это очень греет душу и подпитывает энтузиазм. Поэтому чтобы увеличилась самомотивация, азартным людям полезно «инвентаризировать» свои возможности для реализации цели и хорошо их визуализировать. Это как рыбак пересматривает свои снасти и готовится к рыболовному сезону.

Что делать, если вы азартный тип личности и у вас не работает самомотивация?

  • Возможно, вы исчерпали былой азарт и реализовали все свои краткосрочные цели. Значит, вам пора перейти на более серьезные, далекие цели, и тогда азарт снова вернется.
  • Может быть, вы занимаетесь не своим делом, и пришло время измениться и изменить свою жизнь. Пересмотрите направление деятельности, проведите серьезную ревизию жизненных целей.

Трудолюбивый тип личности

Это такой тип личности, который ориентирован на рабочие задачи и на их выполнение. Их девиз: «Работа должна быть сделана качественно и в срок». Они не любят отлынивать от работы, не спешат просить прибавку к жалованью и вознаграждение за каждый сделанный шаг.

Они стремятся хорошо работать и получать за это по заслугам. В работе ответственны, серьезны, всегда видят планку, которую могут взять. Лишнего на себя не берут, но и от трудных задач не отказываются. Знают меру во всех рабочих процессах.

Какая самомотивация нужна трудолюбивым личностям:

1. Постановка задач

Им нужно формулировать задачи таким образом, чтобы они становились понятными и выполнимыми. Задачу следует разбить на ряд простых шагов, запустить процесс. Тогда таким людям будет легко приступить к любым процессам, легко трудиться.

2. Пробудить смысл в своей деятельности. Серьезность

Трудолюбивым важно знать, что то, что они делают, делается не просто так, а для пользы другим людям. Если подбирать деятельность, которая будет не только интересна, но и полезна, им самомотивация практически не понадобится.

Также полезно найти смысл в том деле, которое уже делается, создать себе важность и серьезность работы.

3. Книги и видеоролики

Найти книги, аудиоподкасты, фильмы, которые мотивируют. Действительно, можно найти очень много фильмов о людях, которые с помощью своего труда добились успеха. Можно получить невероятный мотивационный заряд от просмотра или прочтения замечательных и успешных жизненных историй.

4. Угроза недостижения

А что будет, если я не добьюсь, не сделаю, откажусь?… Такие вопросы часто задают себе трудолюбивые личности. Ответ на такой вопрос часто заставляет этих людей начать трудиться, ведь ясно, что «без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Негативная мотивация и угроза недостижения также являются дополнительной мотивацией для трудолюбивых.

5. Борьба с ленью. Закончите дела, которые начали, или избавьтесь от них

Когда вы в последний раз чего-то очень сильно хотели? Можете ли вы вспомнить, что побудило вас к действиям для достижения этого желания? И, если вы в конечном итоге достигли этого, каковы были ваши мотивы? Мы расскажем, как понять, что вас мотивирует, и как поддержать мотивацию.

● Что вас мотивирует?

Скорее всего, если бы вы оглянулись на свой путь к исполнению своего желания, вы бы поняли, что в основе вашей мотивации лежит конкретная цель. Это самый важный фактор, который подталкивает вас трудиться или найти способы достижения вашего желания. Итак, чтобы поддержать мотивацию, важно иметь цель. Именно она создает силу, которая толкает вас вперед. Этот толчок и является основной движущей силой каждого типа мотивации. Их два: внутренняя и внешняя.

● Что такое внешняя мотивация?

Это состояние, когда вы мотивированы на какие-то действия, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания. Примеры такого рода мотивации включают в себя обучение (чтобы одобрили родители) или уборку в своей комнате (чтобы родители не наказали). Внешняя мотивация – это также, скажем, участие в конкурсе, чтобы выиграть денежный приз или другую награду. В каждом из этих примеров поддержать мотивацию получается желанием получить вознаграждение или избежать неблагоприятного исхода. Чаще всего люди делают то, что им не нравится, но хотят получить что-то взамен или избежать чего-то неприятного. Этот тип мотивации обусловлен внешними факторами.

● Что такое внутренняя мотивация?

Она предполагает принятие поведенческих моделей с целью личного удовлетворения: то есть вы действуете ради себя, а не ради внешней награды. Это может быть желание играть на гитаре или смотреть комедию в кинотеатре. Такое поведение мотивировано внутренним . Другими словами, само по себе ваше поведение является вашим же вознаграждением, и на него не влияют внешние факторы.

● В чём разница?

Ключевое различие между внешней и внутренней мотивацией заключается в том, что внешняя зависит от награды или наказания, тогда как внутренняя служит самовознаграждением. Оглянитесь назад и подумайте о желаниях или достижениях, которые вы имели в прошлом. Были ли они чем-то мотивированы? Причина, по которой многие не могут обрести постоянный драйв, состоит в том, что они в основном полагаются на внешнюю мотивацию. Если вы хотите получить долгосрочное и устойчивое стремление, вам необходимо поддержать мотивацию внутреннего типа. Почему? Ответ прост. Внешняя мотивация основывается на наградах или штрафах. Когда внешние факторы исчезнут, исчезнет и источник мотивации. Кроме того, внешние награды или штрафы всегда временны, и вы их не контролируете. С другой стороны, для внутренней мотивации сама деятельность уже является наградой. Таким образом, поставка «мотивационного топлива» может быть практически неограниченной.

● Как максимизировать внутреннюю мотивацию?

Теперь, когда вы осознаёте важность внутренней мотивации, следующий шаг – это её максимизация. Это необходимо сделать, потому что внутренняя мотивация может иметь «уменьшающуюся отдачу». Например, вы чувствуете жажду, и вы хотите выпить холодного кваса. Итак, вы выпили стаканчик. Но, представьте, что вам дают второй стакан, а затем третий. А как насчет четвертого? Ваше удовлетворение в конечном итоге уменьшится, и вы можете даже устать от этого. Поэтому важно не только поддержать мотивацию, но и постоянно усиливать её.

● Что поддерживает внутреннюю мотивацию?

Прежде чем вы сможете начать развивать свою внутреннюю мотивацию, вам нужно знать факторы, которые её вызывают.

1. Вызов. Важно поставить задачи для своих целей. Тогда процесс каждой цели становится заманчивым. Таким образом, когда вы в конечном итоге преодолеваете все препятствия для её достижения, это напрямую увеличивает вашу самооценку.

2. Любознательность. Поддержать мотивацию внутреннего типа поможет ваша любознательность. Это когда что-то в физической среде привлекает ваше внимание (чувственное любопытство), или когда деятельность стимулирует вас хотеть учиться больше (когнитивное любопытство).

3. Контроль. Это способность контролировать себя или свою среду и окружение, чтобы вы могли определить, чего вы хотите на самом деле.

4. Сотрудничество и конкуренция. Это удовлетворение, которое вы получаете от помощи другим, или это также может быть ощущение от своего собственного прогресса.

● Взращивайте свою внутреннюю мотивацию

Если вы знаете основные факторы, вы можете сосредоточиться именно на них, чтобы поддержать мотивацию внутреннего типа. В дальнейшем вы начнете меньше полагаться на мотивацию внешнюю и обнаружите, что ваша настойчивость и стремление к цели значительно усиливаются. Вы также обретёте свободу и независимость, зная, что вам не нужно полагаться на внешние источники для одобрения, признания или вознаграждения.

Предлагаю поговорить о том, какие два основных вида мотивации бывают.

Это мотивация «От» и мотивация «К».

Главное отличие этих мотиваций в том, что применяя мотивацию «От», мы пытаемся уйти от того, что нас не устраивает. Например, от бедности, проблем в отношениях, избавиться от лишнего веса и так далее.

Главная мотивирующая сила в данном случае имеет негативный окрас – мы бежим от текущей ситуации, которая нас не устраивает.

Мотивация «К» наоборот – мы отталкиваемся не от того, что нас не устраивает, а от того, что мы хотим получать. Накачать мышцы, заработать денег, создать счастливую семью и так далее.

Главная сила в мотивации «К» – положительная, это ожидание удовольствия от достижения желанной цели.

Когда применять мотивацию «От», а когда «К»?

Возможно, вы знаете, но большинство людей лучше мотивируются мотивацией «От». Гораздо больше людей начинают действовать, когда проблема уже нависла над их голой и не действовать уже нет возможности.

Мало кого привлекает перспектива прилагать дополнительные усилия, чтобы получить что-то хорошее. Скорее люди готовы действовать, когда в противном случае их ждут серьезные проблемы.

Исходя из этого, если вы попытаетесь мотивировать неподготовленного человека мотивацией «К», то вы заметите, что работает это гораздо хуже, если бы вы использовали мотивацию «От».

Но такая тенденция сохраняется не всегда.

Люди, развившие в себе определенный уровень осознанности и достигшие хорошего уровня эффективности, часто предпочитают мотивацию «К». Они привыкли работать ради достижения результатов, и их уже больше мотивирует желание достичь новых целей, чем желание убеждать от проблем.

Если не вдаваться в долгие рассуждения, которые в этой статье будут не к месту, можно подвести простой итог – мотивация «От» лучше работает на менее осознанных людях. Более же реализовавшиеся в жизни люди предпочитают мотивацию «К».

Это правило не является универсальным, но на основании своих наблюдений за людьми я вывел такую закономерность, в какой-то момент она может оказаться вам полезной, если вы работаете с людьми, управляете отделом, проектной командой или компанией.

Если вы, к примеру, захотите мотивировать низкоквалифицированного рабочего, лучше «пригрозите» ему штрафами, чем обещаниями бонусов за хорошую работу. Бонусы его мало мотивируют, а вот нежелание получить штраф сработает хорошо. Скорее всего.

В отношении себе я советую комбинировать эти 2 метода мотивации. Они хорошо дополняют другу друга.

Если вы хотите повысить свою работоспособность и тем самым достигать больших результатов в жизни, вам может оказаться полезным мой курс по самомотивации.

Мотивация - популярнейший термин в психологии, менеджменте, маркетинге. Всем знакомо с детства: "без труда не вытянешь и рыбку из пруда". Но что заставляет вообще ее тянуть? Вариантов масса: голод, хобби, чья-то просьба и так далее. Называется это одним словом - мотивация.

Типы мотиваций

Совокупность явлений, событий, фактов, способных побудить человека к деятельности, применению усилий - это мотивация.

В этой статье рассмотрим два полярных типа мотивации:

  • внутреннюю;
  • внешнюю.

Внешнюю можно охарактеризовать легендарным: "Надо, Федя, надо!" То есть мотивом, побуждающим к действию, служат внешние факторы. "Уроки делать не хочу, но скоро придет мама... Надо". Или: "На фитнес идти лень, но деньги заплачены. Надо".

Внутренняя мотивация рождается сама и зависит от личности человека. Действия, которые она побуждает совершать, приносят человеку удовольствие, выгоду.

Оба типа мотивов постоянно пересекаются, все зависит от поведения человека.

Все зависит лишь от нас

Мотивировать себя или позволить внешним обстоятельствам это сделать? Выбора нет, так как все, что происходит с нами в земной жизни, творим мы сами.

Хотите анекдот? "Женщина едет в метро по дороге с работы домой. Руки заняты сумками. В голове мысли: "Как я от магазинов! А придешь домой, муж - козел, дети ужасные!" За спиной ангел-хранитель с записной книжкой: "Странные желания, но мне выбирать не приходится, нужно выполнять!"

Наши мысли и рождаемые ими эмоции представляют собой своеобразный сигнал, посылаемый во внешний мир. Мир отвечает тем же. Народная мудрость - "что посеешь, то и пожнешь".

А вот что по этому поводу говорил Зиг Зиглар:

Если ты можешь что-то представить — ты можешь этого достичь!

Значит, для начала нужно изменить привычные мысли о том, что не устраивает в жизни. "Как холодно, ужасно!" изменим на "Хорошо, не жарко!", а "Все одно и то же, надоело" на "Как хорошо, что в моей жизни все стабильно". Не устраивает начальник? "Зато за столько лет совместной работы он стал предсказуемым". И так далее. Мысли материальны. Все, что нас окружает, изначально было рождено в чьем-то мозгу.

Такой метод, как визуализация, поможет замотивировать себя. Этот инструмент работает тем лучше, чем подробнее и точнее представлен образ желаемого. У англичан есть пословица: "Бойтесь мечтать, мечты сбываются".

"Хронический неудачник"

"Уолт Дисней Кампани" зарабатывает сегодня миллиарды. А в начале своей карьеры Уолт Дисней был уволен из газеты за "отсутствие воображения". Те мультфильмы, которые сделали его легендой, не принимала ни одна студия. Он был банкротом. По слухам, в поисках инвесторов для своей легендарной компании он получил более 300 отказов... А если бы он сдался?

Как мотивировать себя?

У. Клемент Стоун гооврил:

Четкая цель — первый шаг к любому достижению.

Как правильно замотивировать себя на...? Если возникает подобный вопрос, значит, появилась потребность достичь цели. Цель должна быть максимально простой. Это как чистишь луковицу - снять всю шелуху и выбросить, оставить только суть. Например, "луковица" - изучение английского. "Суть" - за 30 дней выучить десять уроков и сдать тест не ниже 10 баллов. Вслед за целью составляем план действий. Первые пункты должны быть элементарными. Вплоть до "встать со стула", "взять в руки книгу". Приближаясь к достижению поставленной цели, изменяем ее, повышая планку.

Как ни странно звучит, но не последнее место в мотивации принадлежит зависти. Нужно лишь найти достойный объект. Бывшая сотрудница работала в отделе, где ее окружали молодые девчонки. Платьица, джинсики... Даже немного зависти хватило, чтобы она наконец-то села на диету, пошла на пилатес. На пенсию провожали молодую, интересную женщину. До сих пор зовут ее с собой и в боулинг, и в кино.

Знаменитые люди по большей части не задавали себе вопрос: "Как замотивировать себя?" Чаще всего они просто стремились к своей цели, занимаясь любимым или нужным кому-то делом. Узнавать историю каждого такого человека, читая биографии знаменитостей, случаи из их жизни, воспоминания о них других людей, помогает в поиске личного мотива.

Джо Диспенза:

Людей, которым удалось оставить свой след в истории, роднит и еще одна черта: все они предельно четко представляли, что именно должно произойти в их жизни.

Хочу похудеть, но...

Как замотивировать себя на похудение? В этом вопросе важно точно сформулировать цель. Например: если я похудею, то:

  • избавлюсь от болезни;
  • получу работу;
  • изменю личную жизнь и так далее.

Следующий этап - понять, что произойдет, если цель будет достигнута.

  • Если сердце (или печень) перестанет болеть, уйдут страдания, откроются новые возможности, не будут тратиться деньги на лекарства и больницы.
  • Мне не дают работу мечты, потому что мои параметры не соответствуют требованиям работодателя. Если я похудею, буду заниматься интересным и любимым делом, повысится моя самооценка, изменится в лучшую сторону карьерная и личная жизнь.
  • Если я похудею, я буду лучше выглядеть, повысится самооценка, появится уверенность в себе. И если внутреннее равно внешнему, то это станет заметно окружающим меня. Я смогу наладить общение с другими людьми. Это может помочь мне в работе, личной жизни.

Низкий рост

Легенда баскетбола - Майкл Джордан. "Его воздушество" с самого детства понял, что без баскетбола ему не жить. Но из-за низкого роста, его не брали даже в университетскую команду.

Джордан Майкл:

Чтобы быть успешным, вы должны быть эгоистичны. Иначе вы ничего не достигнете. Как только вы доберетесь до вершины своей цели, станьте бескорыстны. Пребывайте в контакте с окружающими, не ставьте себя выше других.

В итоге его имя - в истории спорта. Не перечесть всех титулов. А если бы он сдался?

Физическая активность

Как можно замотивировать человека заняться спортом? Лучше работают в этом направлении внешние мотиваторы.

Есть большое количество организаций и учебных заведений, которые мотивируют сотрудников заниматься спортом системой бонусов и премий. В качестве внешних мотиваторов занятий спортом часто выступают родители для своих детей.

Как замотивировать себя на спорт? Начинать нужно с малого. Цель ставим, но самую достижимую. Пусть это будет ходьба. Первый этап - выйти раньше на одну-две остановки (по обстоятельствам). И пройти это расстояние пешком. Через 21 день цель следует пересмотреть. Или увеличить расстояние, или добавить утреннюю зарядку... Вариантов куча. Единственное, чего стоит придерживаться: длительность каждого этапа - 1 день.

Процесс приобретения любого навыка состоит из четырех этапов: усвоение информации, практическая отработка, фокусировка внимания и повторение. Каждый этап сопровождается определенными изменениями в мозгу.

И еще. Во время занятий мысленно хвалите себя, одобряйте. Рисуйте в своем воображении себя будущего. Например, сегодня я хожу на работу пешком, а завтра поеду на велосипеде. Увеличивайте дистанцию, изменяя привычный маршрут. Будут добавляться новые положительные впечатления.

Через время этого станет недостаточно. Пойдите в тренажерный зал или бассейн. Хорошим стимулом в занятиях спортом является друг, или коллега, или член семьи. Как-то же вы замотивировали себя на спорт? Пригласите товарища с собой, поддерживайте друг друга!

Умственно отсталый и антиобщественный

Так считали родители и педагоги... Альберта Эйнштейна! Заговорил после четырех лет. Читать начал в семь. За неуспеваемость исключили из школы, не брали в университет. А гений этого человека своими открытиями изменил не только мир науки.

Альберт Эйнштейн:

Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам.

Мотивация к обучению

С учебой сложнее, чем со спортом и похудением. В этом случае самый сильный мотиватор - папин ремень. Конечно же, шутка.

Вот что думал по этому поводу П. Буаст:

Образование— клад, труд — ключ к нему.

Современные реалии таковы, что учиться приходится всем и всегда. Не учиться могут себе позволить лишь неработающие пенсионеры.

Многие люди испытывают страх перед учебой. Это нормальная реакция человеческой психики. Люди обязаны бояться неизвестного, это нам от пращуров в наследство.

Если вы сами выбираете сферу образования, выбирайте то, к чему у вас способности и желание.

Весьма интересным примером является мотивация студентов Гарварда:

1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.

2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле все еще рано.

3. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания - вечна.

4. Учеба - это не время. Учеба - это усилия.

5. Жизнь - это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты, вообще, способен?

7. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом.

8. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.

9. Время летит.

10. Сегодняшние слюни станут завтрашними слезами.

11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее - реалисты.

12. Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования.

13. Сегодня никогда не повторится.

14. Даже сейчас твои враги жадно листают книги.

15. Не попотеешь - не заработаешь.

Как правильно замотивировать себя на учебу? Первое, что стоит уяснить: все эти ученые-академики когда-то тоже начинали ЭТО учить. Сложно представить, что ваш преподаватель не знал и таблицы умножения... Сколько ему лет? Сколько из них он потратил на обучение? Сколько времени в день он тратил и тратит на учебу? Конечно, за это время ему удалось узнать много больше вашего. А вы только начали, и у вас все впереди.

Хороший стимул в учебе - соперничество. Среди одногруппников есть сильные и слабые ученики. Определите для себя таковых. Хорошим стимулом будет общение и с теми, и с другими.

Как правило, во время обучения есть легкие и сложные предметы. Сложным уделите внимание в первую очередь и большее время. Поищите в сети сайты, видеоуроки, вебинары, блоги этой тематики. Найдите репетитора. Иногда 2-3 занятий с толковым наставником достаточно, чтобы потом самостоятельно продолжать изучение сложного предмета.

В учебе есть один мотив - учиться! Не откладывать ничего! Все делать сразу и до конца, пусть соблазны и велики. Как говорится - делу время, потехе час.

Мотивация труда

Генри Форд говорил:

Лучшая работа - это высокооплачиваемое хобби.

Нужно заставить себя работать после праздников или отпуска. "Дома проблемы, и в голову не лезет ничего, кроме мыслей о семье", "Начальник любит всех, кроме меня, а пашу только я и руки опускаются..." - на работе случается всякое, но она дает нам средства к существованию, здесь проходит большая часть жизни. На работе мы находим друзей. Это вторая семья и дом.

Внешней мотивацией для работы пользуются менеджеры, руководители, кадровики. Система внешней мотивации предприятия разнообразна и может включать:

  • механизмы поощрения: повышение заработной платы, бонусы, премии, подарки, поощрения руководства и прочее;
  • механизмы наказания: устные взыскания, штрафы и прочее.

Как самому психологически замотивировать себя на работу? Способы есть, и их много. Придется подключать внутреннего мотиватора! Начнем с зависти. Задайте себе простой вопрос: "У всех такая работа, как у меня? Такие коллеги? Офис? Начальство?" Найдите хотя бы одно преимущество. Или много...

Придется поработать с мыслями. После пробуждения в голову начинают лезть мысли вроде: "Как все надоело. Одно и то же каждый день. Не хочу. Не могу. Зачем?" Ставим задачу, просыпаясь, мысленно проговаривать: "Сегодня самый лучший день в моей жизни!" Повторить столько раз, чтобы другим негативным мыслям не хватило места в вашей голове. Лучший! И все тут!

Робин Шарма:

Жертвы твердят о проблемах. Лидеры предлагают решения.

Идем или едем на работу - слушаем все, кроме новостей. Что больше нравится? Книга, музыка, анекдоты - выбор велик.

Засасывает рутина. Каждый день одно и то же. Сделайте для себя фото рабочего дня в течение трех - семи дней. Проанализируйте, что можно оптимизировать, упорядочить. На основании анализа фото составляйте планы на следующий день.

Как замотивировать себя работать лучше? Продолжать учиться, совершенствоваться, развиваться. Читайте, посещайте курсы, пользуйтесь интернет-ресурсами. Современные технологии предоставляют волшебные возможности для этого. Можно учиться в транспорте, на прогулке - где угодно.

Как известно, весь бизнес покоится на трех китах: экономике, юриспруденции и психологии. Влиять на ценообразование - пререготива экономистов. Психолог же может помочь простроить грамотные межличностные отношения как внутри организации, так и с клиентами. В настоящее время многие руководители стали понимать, что сотрудники должны уметь грамотно и эффективно общаться как с клиентами, так и между собой. Они приглашают психологов, работают с ними "в одной связке". Но при этом зачастую упускают из вида такую важную вещь, как желание или, напротив, нежелание учиться самих сотрудников. Только понять важность обучения персонала и пригласить специалиста мало. Нужно еще, чтобы люди ЗАХОТЕЛИ (!) учиться. Я недаром выделила слово "захотели", потому что оно отражает саму суть любого обучения. Давайте вспомним, как мы учились в школе, вузе. У каждого были свои любимые и нелюбимые предметы. А теперь вспомните, как вы занимались тем, что было интересно, и тем, что нужно было просто сдать. Что у вас осталось в памяти из того, что было не интересно? Я не ошибусь, если скажу, что почти ничего не осталось. То, что человек делает с душой, то, что ему интересно, активизирует его мыслительную деятельность, он старается выполнить работу хорошо.
Мотив напрямую связан с нашими эмоциями. Человек работает более эффективно, если у него есть мотивация к этому. Причем он чаще испытывает положительные эмоции, если его деятельность совпадает по направленности с внутренними желаниями и побуждениями. Такие эмоции, как раздражение, грусть, гнев, то есть все те, которые мы обычно называем негативными, явно говорят о том, что человек идет не туда, куда бы он хотел. Именно поэтому в организации, где все опирается только на контроль и принуждение, есть напряжение и раздражение. Там же, где человека мотивирует позитивный эмоциональный настрой, это становится частью корпоративной культуры. Почему подчас даже очень солидное денежное вознаграждение не решает задачи? Нужно что-то еще. Что? Важно учитывать три фактора:
- что хочет сам человек;
- какие действия от него требуются;
- как связать это воедино.

Проводя тренинги делового общения в различных организациях, я обратила внимание на то, как по-разному подходят руководители и менеджеры по кадрам к вопросу обучения персонала. В одних организациях люди приходят на обучение с удовольствием, в других с некоторой опаской, в третьих организациях это выливается в некий карикатурный образ обучения. Возникает закономерный вопрос: почему одни люди мотивированы на развитие, на обучение, другие - нет, в чем причина?
Одной из наиболее главных причин разного отношения сотрудников организации к различного рода тренингам можно назвать подход к обучению самих организаторов обучения. ЧТО говорится людям, когда руководители предлагают им посетить те или иные занятия? Или не говорится ничего? Или это очередная проформа, мероприятие, чтобы "поставить галочку"?
Давайте посмотрим, что движет поведением человека в организации. Для того чтобы понять это, необходимо рассмотреть его (по Ю.Д. Красовскому):

  • мотивы (или внутренние причины поступков);
  • стимулы (внешние причины поступков);
  • мотивация (преобразование стимулов в мотивы поведения);
  • мотиваторы (доминанты субъективного мира человека, регулирующие его поведение по внутренним интересам, например, карьера, к которой он стремится, творческая работа и т.д.);
  • стимуляторы (факторы объективного окружения, регулирующие его поведение извне, например, льготы, компенсации и т.п.);
  • мотивировка (обоснование тех или иных поступков и стратегий поведения);
  • потребность (переживание нужды в чем-то).

Анализируя поведение того или иного сотрудника, необходимо иметь в виду данные позиции. Для того чтобы понять, какое взаимодействие с подчиненными будет наиболее эффективно, давайте рассмотрим для начала некий карикатурный образ организационного общения. Хотя все эти события и происходили в реальной жизни. Однажды меня пригласили провести обучение сотрудников отделов реализации и отдела закупки в одной из организаций. Запрос на обучение был следующий: в нашей отрасли рынок сформирован, как нам удержать клиента, чтобы он не уходил к конкурентам? От нас уходят самые грамотные и хорошо оплачиваемые сотрудники, причем совершенно неожиданно для руководства. Как сдержать этот процесс? Если уйдет еще даже один человек, мы не выдержим, работать будет некому. Помогите!
Мы приступили к работе. И вот что я увидела. Диагностические процедуры показали, что люди не умеют элементарного - эффективно взаимодействовать друг с другом. Как у сотрудников, так и у руководителей отделов существуют так называемые коммуникативные барьеры: они совершенно не умеют слушать друг друга, т.е. слушают, но не слышат друг друга. Особенно ярко это было выражено у руководителей, которые имеют свой взгляд на вещи, и все, что от него отличается, воспринимают как крамолу. Естественно, что в подобной ситуации сотрудники боятся иметь свою точку зрения. Если она и существует, ее не высказывают, предпочитая отмалчиваться. Собственное мнение в этой фирме вообще не приветствуется. Есть только одно мнение - начальника. Так, например, на тренинге, проводимом в этой фирме, собственное мнение имел только один менеджер - новенький, который проработал в фирме всего неделю и еще не познакомился в полной мере с неписаными правилами корпоративного поведения на новом месте работы.
Что же получается в итоге? Каждый сотрудник отвечает только за свой участок работы, и все, что происходит за пределами, - не его забота. Если в организации есть потребность, чтобы люди заботились о процветании фирмы, в которой они работают, проявляли инициативу, надо давать им такую возможность. Если же на подчиненных постоянно давить, у них атрофируется желание работать и быть эффективными в этой работе. Безразличные сотрудники вряд ли будут способствовать процветанию компании в целом. Авторитарный стиль управления организацией хорош в чрезвычайных ситуациях: потоп, наводнение, кризис и т.п. Неудивительно, что люди из отделов уходят, причем достаточно неожиданно для руководства (поскольку оно центровано на себе, подчиненные для них вторичны, поэтому и сигналы недовольства, обязательно в том или ином виде предшествующие увольнению, ими не воспринимаются).
Меня удивило, что делались попытки давления даже на тренера: попытки регламентировать, какие упражнения давать, как быстро их проводить и пр. Это было в моей практике впервые и выглядело диковато. Некоторые заранее заказанные упражнения - была, например, просьба провести упражнение на сплочение команды - руководителем просто саботировались. Задание же было крайне простое: скажи, что вы цените в людях, которые сидят перед вами. Мало того что начальник одного из отделов отказался участвовать в этом упражнении, громко заявив об этом, он к тому же просто... сбежал. А теперь проанализируем, какой "посыл" был дан подчиненным: "Мне нечего сказать. В вас нет ничего хорошего. Я не ценю вас". Захотят после этого подчиненные работать лучше? Я думаю, что вряд ли. Явно, что такому руководителю, прежде чем работать с людьми, руководить подчиненными, необходимо пройти курс психологической коррекции у грамотного психоаналитика. Это как же нужно бояться окружающих людей! Человек постоянно живет в своей раковинке, и когда ему протягивается рука, он видит в ней только опасность. Естественно, что страх трансформировался в агрессию, которая и вылилась на тренера. Хотя по сути человек-то неплохой. Это был один из участников, наиболее активно нападающий на меня на тренинге, с которым тем не менее было очень интересно работать и который к концу дня в приватном разговоре спросил меня: "А может быть, я не прав?" Умный по сути человек. Явно не лидер, явно ведомый, но тем не менее начальник отдела. Человек не на своем месте? Возможно. Ясно, что сферой его деятельности должна быть далеко не работа с людьми, которых он в глубине души панически боится, - у него иная структура характера.
Методика проведения психологических тренингов (в отличие от финансовых, юридических и пр.) предполагает, что тренер помогает участникам, во-первых, актуализировать их собственные знания, навыки и умения, потому что человеку проще принять и использовать то, что у него есть, т.е. перевести определенный пласт их знаний из интуитивной области в осознаваемую. И, во-вторых, дополнить возникающие пробелы дополнительными знаниями. Это можно сделать несколькими способами: авторитарным, как на школьном уроке (однако люди уже взрослые, и поэтому этот прием малоэффективен: то, что не подтверждено собственным опытом, быстро забывается), консультирующим (когда при помощи вопросов, групповой дискуссии люди подводятся к нужным знаниям и нужным выводам. В этом случае это становятся уже не знания тренера, не знания, привнесенные извне, а их собственные. И ими с удовольствием пользуются в процессе работы).
Мнение менеджера по кадрам: "На корпоративных тренингах нужно уметь влить в людей больше, чем они способны взять по доброй воле". А где же личность тех людей, которые работают в фирме и присутствуют на тренинге? Мы опять сталкиваемся с отношением к сотрудникам как к винтикам в теле организации. Как мы видим, сотрудники, их интересы, нужды полностью игнорируются, ответственность перекладывается на кого-то другого. Хотя в любом обучении существует разделенная мера ответственности - каждый взрослый человек берет то, что ему нужно, и то, что он хочет взять. Нельзя в принципе дать человеку то, что он взять не хочет. Менеджер по кадрам, психолог по образованию, плохо училась в институте и прогуляла лекции, посвященные мотивации. А расплачиваются за это другие люди...

Управление персоналомN6 2005 год