Коррекционные занятия для детей с синдромом дефицита внимания. Как работать логопеду с гиперактивностью и дефицитом внимания у детей? Гиперактивные дети в логопедическом саду

Логопедическая помощь детям

с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ ).

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире, сотрудничать с ним, оказывать максимально эффективную логопедическую помощь вполне посильная задача. Часто ли нам встречаются дети, способные усидеть спокойно на месте, не задавая тысячи вопросов и, не откручивая параллельно очередную деталь от машинки. Непоседливость, любознательность, подвижность - нормальная черта поведения ребенка, особенно младшего возраста. Однако, любой непоседа способен сосредоточиться и, хотя бы на полчаса заняться кропотливой работой, требующей концентрации внимания и сосредоточенности, например конструктором или раскрашиванием по образцу.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность - признаками, по определению Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), характеризующими Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). По данным специалистов Центральной городской больницы (ЦГБ): на пятнадцать - двадцать малышей дошкольного возраста обязательно придется один ребенок с признаками СДВГ. Все основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объём - у таких детей развиты ниже условно возрастной нормы. Также у детей с синдромом гиперактивности, отмечают нарушения восприятия и памяти. Речевое развитие гиперактивных детей зачастую не соответствует возрасту. Могут быть различные нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, общее недоразвитие речи, тахилалия, заикание.

Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, обязательно учитывая также нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, чем у детей того же возраста с нарушениями в развитии речи без гипердинамичности. Речевые расстройства у детей с СДВГ требуют более тщательного подбора методов коррекционной работы. Логопедическая работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости. А гиперактивные дети неохотно выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

При работе с детьми с СДВГ, ничего, кроме вреда, не могут принести призывы к ребенку «сосредоточиться», «взять себя в руки», «не отвлекаться», бесполезной тратой времени будут и попытки уговорить или заставить такого ребенка «сидеть спокойно» и «не вертеться», когда ему что-то читают, рассказывают или иным образом занимаются с ним. Вся беда в том, что как раз сосредоточиться гипердинамический ребенок категорически не может. Усаженный на занятия, он уже через пять минут рисует в тетрадке, катает по столу машинку или просто смотрит в окно. Еще десять минут спустя ему очень захочется пить, есть и так далее. Он бесконечно вертится на месте, отвлекается и болтает.

Как же помочь такому ребенку и сделать логопедическую работу максимально эффективной? Логопед проводит как групповые, так и индивидуальные занятия с данной категорией детей, но все же предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий. Ребенку индивидуальные занятия помогают максимально раскрыться, а логопеду - подобрать наиболее эффективный способ индивидуальной коррекции.

Логопед должен почувствовать ребёнка, «поймать общение на одной волне », чтобы в дальнейшей работе исходить из его потребностей и возможностей. Педагогу важно и нужно выявить интересы ребёнка: например, одному ребёнку нравятся игры соревновательного характера, другому игры с таймером, третьему настольные игры и, исходя из выявленных интересов, планировать занятия, тем самым, вызывая у ребёнка позитивную мотивацию в занятиях. Это самый главный, основополагающий принцип, который должен использоваться при проведении логопедических занятий с дошкольниками с СДВГ. Положительная мотивация к занятиям достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к процессу деятельности, к педагогу, с которым ребенок имеет дело. Это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к их совместной деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.

Не менее важный аспект - сформировать ритуал занятия . Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания. Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Но для данных детей это недопустимо. Столкнувшись сразу в начале работы с трудностями, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Помните: гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать нужно с самого легкого задания, с того, которое у ребёнка обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким. А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом.

При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предлагать ребёнку больше игр на развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, давать ребёнку выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих пособий. Не «ломайте» ребенка, а исходите из его особенностей!

И еще несколько необходимых правил, которые могут использовать родители и педагоги для того, чтобы занятия с гиперактивными детьми были наиболее эффективными:

  • Не ожидайте всего и сразу. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время занятий.
  • Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий.
  • Контролируйте ребёнка с СДВГ , так как ему сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы педагог и родитель при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» был последователен. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя.
  • Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее , используя те способы, которые ему больше всего нравятся.
  • Не требуйте аккуратности в начале работы , для того, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Оценивайте работу ребёнка, используя различные оценки (солнышко, звёздочку и т. п.), так как, получив хорошую оценку, ребенок понимает: сегодня он молодец. Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся упражнение. А педагогам и родителям только этого и нужно, для закрепления результата.
  • Используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

При работе с гиперактивными детьми, нам нужен устойчивый положительный результат! Ведь его успех - это и наш успех тоже! Его работа - и наша работа, его чистая, правильная речь - и наша заслуга и огромное удовольствие от своей нелегкой, но такой нужной работы!

    Сообщения

    Здравствуйте, я воспитываю сына Илюшку 4-х лет. Со множественными проблемами. Основная из них конечно же гиперактивность и отсутствие речи, точнее речь есть., но это «как тут говорят» скорее абракадабра какая-то. Очень верю что есть какие-то рекомендации для работы с детьми, у которых «дефицит внимания» в избытке. Логопеда посещаем не первый месяц, но заниматься с ним крайне тяжело.
    Еще хотелось бы узнать по какой методике (или используя, какую литературу) можно наиболее эффективно заниматься с ребенком дома? Для ребенка диагноз которого — сенсорная алалия (на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, гидроцефального синдрома).
    Благодарю за понимание.

    Mary, у моего сына подобные проблема, правда мы младше нам 2,4. Литературу пока не подскажу, но могу рассказать о приеме развития концентрации внимания который у нас хорошо идет. Как ни странно это банальная игра в наперстки(перекатываете шарик из под одного под другой наперсток, а потом спрашиваете где). В маршрутке по пути из сада я перебрасываю из руки в руку каштан. 🙂

    Mary, мы с трех лет начали заниматься с логопедом, сменили двух. Причина, как мне казалось, в гиперактивности и неусидчивости сына. Результат от занятий был 0, а если точнее то за год(учебный) прибавили в словарь около 50 слов с косноязычным произношением. В этом году в сентябре мы попали к логопеду с огромным стажом работы с детьми с МА, СДВГ, и более тяжелыми формами отставания в развитие. И что же я услышала в конце первого занятия про своего ребенка? «Совершенно отсутствует воспитание!» Я была в шоке!!! Мой сын и не воспитан!!! Она объяснила «Даже самый больной ребенок должен четко знать что можно, а что нельзя. Если сегодня это можно, то можно и завтра, а если чего то сегодня нельзя, этого НЕЛЬЗЯ никогда. Ребенок должен понимать и знать что перед ним педагог которого нужно слушать и который работает ему на благо». Скажу честно, идти на второе занятие не хотелось, но настоял муж «Сыну не помешает строгости». Так вот уже с третьего занятия он её слушает и продуктивно занимается. Наше СДВГ никуда не делось, просто занятия строятся так что как только он устает от одного вида деятельности, сразу внимание переключается на другой. Так за 45мин они могут отрабатывать звуки, слоги, разложить пазлы, вырезать, клеить, поиграть в пальчиковые игры, сделать артикуляц.гимнастику, массаж лица, ушек, попеть песни, выучить стишки. Я убежденна, что каждому ребенку нужно своего логопеда. Ну если не получается у Илюшки с этим логопедом попробуйте другого.
    А про занятия дома-почитайте архивы форума. Очень много написано: и книги, и игры, и ссылок много.

    В этом году в сентябре мы попали к логопеду с огромным стажом работы с детьми с МА, СДВГ, и более тяжелыми формами отставания в развитие.

    Таня-Матвейка,я думаю в нашли хорошего специалиста,строгость действительно не помешает детишкам с СДВГ.Моему только такой педагог и нужен,что бы он побаивался.Если не секрет,с кем занимаетесь,координатики не подскажешь?

    Тань, это так пишут, когда хотят полностью согласится с написанным, тобишь плюс еще одно такое же мнение.

    У меня с педагогами та же история, как только вижу СЮ-СЮ-канье, знаю точно, дело не тронется с места.

    Бывают такие логопеды(причем знающие, что говорят сенсорному алалику с СДВГ):
    -Солнышко-лапочка-миленький-славненький-нука-пожалуйста-родненький-ды-ды-дыды….

    Пока она третье свое «КИТАЙСКОЕ» слово сказала он уже далеко ….висит на дверной ручке и рвет когти из кабинета….

    Вообще, диагноза СДВГ нет.
    Сюсюканьем точно не наработать. Должны дети в конце концов понять, что эта тетя не играет. Моему тоже психолог удивилась, что он совершенно ничего не понимая(как кажется) из-за стола не выходил на занятиях, а встал ровно через 45 минут. И так мы разобрались(почему сколько сидит и встает)на третий раз. У него уже это отработано на подсознании(мне кажется). Но на это нужно время. 1000 раз некоторым(как мой)

    Вооот, чем мне нравится логопед с которой мы этим летом занимались в Евпатории, дама старой закалки, усадила сына и все, никакой беготни, прижала его к стулу (приобняла) и работать! Результат за месяц был такой, какого мы год с нашим логопедом дома добиться не могли. Ротому что у нее выполнил задание — «молодец детка, побегай», потом усаживаем обратно 5 минут….
    Приехали домой, скатились снова на старое поведение (((
    Кстати, невролог мне сказала что с такими детьми хорошо работает техника «глаза в глаза» , это именно то что я описала выше, т.е. прижать и работать.

    «техника «глаза в глаза» , это именно то что я описала выше, т.е. прижать и работать.»

    Сижу и думаю, это ж как, это ж в какой позе?? Чтоб прижать и работать это только со спины в обнимку, чтоб не рыпался…
    А так чтоб в глаза, это только его спиной к стене припереть что-ли?

    МОи логопеды «учат сидеть» и слушать первое время(сложных детей) , у нас с этим проблем нет.. может и посидеть..Я сама работаю с СДВГ, обучаю их английскому языку, мне сложно потому как абсолютно не подготовлена к такой работе, все методом проб и ошибок, но могу сказать точно, что дети очень необычные, обычно я легко могу вступить в контакт, но вот конкретно процесс обучения строится сложно…зато их успехи для меня самые приятные.

На природу происхождения, способы диагностики и методы лечения СДВГ сегодня существует масса полярных точек зрения. Однако большинство специалистов соглашается друг с другом в том, что один из важнейших способов помощи гиперактивным детям — психолого-педагогическая коррекция. Именно поэтому мы попросили специалистов-психологов, работающих с такими детьми и их семьями, ответить на основные вопросы родителей.

На вопросы отвечают:

Ирина БАРАНОВА | детский патопсихолог-диагност
Оксана АЛИСОВА | специалист по работе с гиперактивными детьми, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель психологического центра «Свет маяка»

Что такое СДВГ?
Ирина Баранова:
С точки зрения патопсихологии, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это особое неоптимальное состояние ЦНС (центральной нервной системы. — Прим. ред.), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей: оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушается.

Чем отличается активный здоровый малыш от ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью?
И.Б.:
Отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда бывает легко. Иногда может помочь следующий эксперимент: если поместить ребенка в ограниченное пространство с определенным набором игрушек и предметов, обычный малыш через какое-то время найдет себе занятие и сосредоточится на нем. Гиперактивный, скорее всего, этого не сможет — его внимание постоянно будет ускользать, ему трудно будет сконцентрироваться на определенном виде деятельности.
Основной метод диагностики СДВГ — наблюдение, и приведенный выше пример это подтверждает. Если вы замечаете, что малыш быстро устает и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребенка специалисту. Возможно, это проявления СДВГ.

Можно ли заподозрить СДВГ в раннем возрасте? На что стоит обратить внимание родителям младенца и ребенка младшего возраста?
И.Б.:
Я считаю, что более-менее уверенно говорить о наличии у ребенка СДВГ можно только к семи годам. Ранее поведение ребенка и особенности его развития могут обуславливаться конституцией и индивидуальными темпами созревания — говоря простым языком, у ребенка еще просто незрелая психика. Применение серьезного медикаментозного лечения в этом случае может принести больше вреда, чем пользы. К тому же стоит помнить о том, что большинство детей дошкольного возраста активны и невнимательны — само по себе это не является патологией.
Однако вышесказанное совсем не значит, что расторможенного ребенка дошкольного возраста не надо показывать специалистам! Расторможенность (особенно в сочетании с другими нарушениями — моторными, речевыми) часто бывает следствием неврологической патологии, требующей коррекции, и совсем не обязательно это будет СДВГ. Поэтому задача специалиста — квалифицировать тип дефицита ЦНС дошкольника и найти способ помочь ребенку. Однако такой диагноз, как СДВГ, может появиться в карте не ранее, чем пациент достигнет семилетнего возраста. Это мое мнение как патопсихолога.

Каковы особенности развития эмоционально-волевой сферы при СДВГ?
И.Б.:
Эмоционально-волевая сфера этих деток характеризуется неустойчивостью эмоциональных состояний, эмоциональной лабильностью (быстрой сменой одних эмоций другими), высокой готовностью к любым вариантам вспышек, импульсивностью. При этом нередко можно наблюдать и высокую истощаемость аффекта, что уже близко к неврастении.

Каковы критерии диагностики СДВГ в России? Известно, что за рубежом этот диагноз ставит консилиум специалистов, а как дело обстоит в нашей стране? Требуется ли для подтверждения СДВГ проходить функциональную диагностику?
И.Б
.: В нашей стране официально опираются на критерии, описанные в рубрике F9* МКБ-10. Консилиум нужен и в России, как и при постановке любого другого спорного диагноза. Часто специалисты рекомендуют включать в комплекс обследования функциональные пробы (ЭЭГ, РЭГ, допплерометрию сосудов головного мозга, иногда МРТ в сосудистом режиме) и обследование глазного дна у окулиста.

Как дифференцировать СДВГ и другие состояния с похожими симптомами (ОВР, биполярное расстройство, тревожное расстройство и т.п.)?
И.Б.:
В двух словах не опишешь. Именно это и требуется от специалиста, и уровень его квалификации определяется в том числе и умением дифференцировать различные состояния со схожими симптомами.

Требуется ли при СДВГ медикаментозное лечение?
И.Б
.: Точнее будет говорить не о лечении, а о поддерживающей терапии. И только последствия этого синдрома или его осложнения требуют определенной медикаментозной коррекции — например, сосудистой или дегидратационной терапии. Как клинический психолог могу сказать, что при СДВГ, как правило, нужен комплексный подход — совокупность медикаментозного лечения и психологической коррекции.

Может ли диагноз СДВГ быть поставлен ребенку с умственностью отсталостью или ЗПР? Или этот диагноз предполагает сохранность интеллекта?
И.Б.:
Обычно этот диагноз ставят при сохранном интеллекте. В некоторых случаях у ребенка с СДВГ может наблюдаться задержка психического или психоречевого развития (ЗПР или ЗПРР), но не умственная отсталость.
Конечно, ребенок с умственной отсталостью может быть расторможен и невнимателен, также склонен к аффектам — подобные проявления нередки при различных нарушениях и отклонениях. Однако наличие отдельных симптомов не дает права говорить о СДВГ.

Есть точка зрения, что СДВГ-дети — это очередная ступень развития человечества (индиго-дети). Так все же чем считать СДВГ — заболеванием или индивидуальной особенностью личности?
И.Б.:
В этой ≪идеологии≫ я не сильна. Теоретически можно предположить, что СДВГ — это вариант мутации, формирующей ≪новый тип человека≫ с особым типом функционирования психики. Ведь таких детей немало — они, безусловно, влияют на общество и сами находятся в постоянном интенсивном развитии ≪в среде≫. Однако я информацией об особых достижениях таких людей не располагаю.

Какой режим дня рекомендуется для ребенка с СДВГ?
Оксана Алисова
: Родителям детей с СДВГ рекомендуют дома соблюдать четкий режим дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий, дневной и ночной сон — желательно зафиксировать в расписании основные, повторяющиеся изо дня в день события. Для дошкольников можно составить режим дня с помощью красочных привлекательных картинок и стараться ему следовать. Однако помните, что распорядок дня — это последовательное чередование различных видов деятельности, а не шантаж (≪если пообедаешь, будешь играть в компьютер≫). Если вы планируете куда-то выйти с ребенком, сообщайте ему заранее маршрут, а также заблаговременно обговаривайте все детали и правила поведения.

Если у ребенка с СДВГ есть способности в той или иной сфере (языки, математика и т.п.), каким образом их развивать? Ведь зачастую с нагрузками и требованиями спецшкол такой ребенок не справляется.
О.А.:
Если у малыша с СДВГ есть способности, их, конечно, стоит развивать так же, как и у любого другого ребенка. Важно помнить, что для гиперактивных ребят важна правильная организация занятий — то есть вредна не большая учебная нагрузка сама по себе, а некоторые способы обучения.
Ребенку с СДВГ сложно неподвижно сидеть целых 45 минут — соблюдение дисциплины для него является трудной задачей. Однако если не заострять внимание на ≪проблеме дисциплины≫, ребенок обычно работает довольно продуктивно и более спокойно себя ведет. Поэтому рекомендуется не обращать внимания на мелкие дисциплинарные нарушения — например, можно сидеть, поджав ноги, ≪мотать≫ ими под столом, вставать рядом с партой и т.п.

Полезны ли для ребенка с СДВГ занятия спортом? Если да, то какой вид спорта предпочесть? И что делать, если ребенок не способен соблюдать дисциплину во время тренировок?
О.А.:
Для ребенка с СДВГ занятия спортом, безусловно, полезны, однако не все виды спорта ему подойдут. Предпочтение стоит отдать плаванию, легкой атлетике, велоспорту, восточным единоборствам. Регулярные занятия спортом помогут ребенку в формировании навыков самодисциплины. Это является важнейшей задачей для детей с СДВГ, и речь здесь не столько о соблюдении ≪внешней дисциплины≫ на тренировках, сколько о развитии навыков самоконтроля (конечно, в данном случае многое зависит от тренера).
Что касается требований жесткой дисциплины на тренировках, то обычно они выдвигаются, когда ребенок профессионально занимается спортом и основной целью тренера становится достижение высоких результатов. У родителей детей с СДВГ должна быть другая задача — направить активность ребенка в управляемое конструктивное русло, поэтому небольшие отступления от дисциплинарных требований допустимы. Если у конкретного ребенка с СДВГ имеются серьезные проблемы с дисциплиной, тренер может воспользоваться системой правил и санкций, которая поможет регулировать отношения внутри группы.

Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей ребенка с СДВГ.
О.А
.: Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления — воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Я попробую кратко охарактеризовать эти направления.
Психологическая работа с ребенком с СДВГ включает несколько направлений: терапия аффективно-личностной сферы (игровая терапия, арт-терапия и т.д.); поведенческая терапия, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиоральные, а также формирование социальных навыков.
Оперантные методы — это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т.е. социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется ≪тайм-аут≫, отнятие фишек (жетонов).
Поведенческая терапия с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:
1) Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также по возможности наглядно продемонстрированы.
2) Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
3) Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
4) Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у детей быстро наступает эффект привыкания.
5) Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.

Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями — как инструкция по реагированию на определенные способы поведения.
Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся на внешнем контроле, направлены на развитие у гиперактивного ребенка навыков самоконтроля. Цель — научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод — самонаблюдение, самоинструктаж. Задача — изменить восприятие собственного поведения.
В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей по Мейхенбауму. Основа этого метода — самовербализация (проговаривание) и самоинструктаж. ≪То, что люди себе говорят, определяет все, что они делают≫, — считал Мейхенбаум.
Терапия с помощью этого метода имеет определенную последовательность:
1) Определение проблемы (≪стоп, сначала подумаем, о чем вообще идет речь).
2) Управление вниманием и планирование (≪что я могу сделать? как я должен поступить?≫).
3) Управление реакциями — формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию (≪я сделаю сначала так, а потом вот так).
4) Исправление ошибок (≪я ошибся, но можно попробовать сделать это по- другому≫).
5) Положительная самооценка (≪мне удалось сделать это хорошо≫).
Другим важным аспектом психокоррекционной работы с гиперактивным ребенком является формирование социальных навыков в группе. Необходимой и обязательной является работа с аффективно-личностной сферой (тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность и др.). Данные проблемы можно решить с помощью игровой терапии, арттерапии, песочной терапии. В процессе терапии становится возможным научить ребенка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).
Другие методы психолого-педагогической коррекции направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребенка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков.
Важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребенком — это работа с его окружением. Сюда входит:
— работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;
— информирование учителей и воспитателей гиперактивного ребенка о сути СДВГ;
— обучение родителей и учителей эффективным способам общения с ребенком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов; налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса.
Важно, чтобы родители допускали как можно меньше ошибок, воспитывая детей с СДВГ (подмена эмоционального внимания медицинским уходом, ≪крайности воспитания≫ — тотальный контроль или попустительство), обучили ребенка навыкам управления гневом. Поэтому помощь психолога важна и нужна семьям гиперактивных детей.
Формы работы могут быть разными в каждом конкретном случае: групповая или индивидуальная терапия, а также совместные занятия с ребенком. Наиболее эффективна семейная психотерапия, которая и должна быть основой психокоррекционной работы. И не только в случае СДВГ.

Как объяснить педагогам (воспитателям детского сада, школьным учителям, спортивным тренерам), что ребенок не избалован и невоспитан, а имеет объективные проблемы в эмоционально-волевой сфере?
О.А.
: С воспитателями, учителями, тренерами проводится психологическое просвещение о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Разъясняя особенности проявления синдрома во время пребывания ребенка в образовательном учреждении, одновременно проводят психологическую работу по изменению предвзятой позиции взрослого, считающего, что поведение ребенка носит осознанный характер, что он ≪делает все на зло≫. Педагогам стоит помнить, что те трудности, которые возникают при общении с гиперактивными детьми и их обучении, — проблемы не ребенка, а взрослого. И именно взрослые должны организовать среду так, чтобы ребенок мог благополучно адаптироваться и социализироваться.
И.Б .: В свою очередь могу сказать, что профессиональные психологи, которые сопровождают семью с таким ребенком, по личной инициативе встречаются с педагогами и объясняют им суть проблемы. Родители далеко не всегда могут это сделать уверенно и лаконично.

Какие проблемы возможны в младшем школьном и подростковом возрасте?
О.А.
: Что касается возможных проблем, то в младшем школьном возрасте основные трудности связаны с повышенной двигательной активностью — родителям и учителям бывает непросто ≪угомонить≫ таких деток. У гиперактивного ребенка нередко страдает успеваемость — проблема не в интеллекте, а в нарушении произвольного внимания. Маленькому школьнику бывает трудно сосредоточиться на определенном виде деятельности.
В подростковом возрасте на первый план выступают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми — у таких ребят высок риск формирования асоциального и антисоциального поведения.

Возможно ли компенсировать, преодолеть СДВГ? Какой прогноз будущего для таких детей?
О.А
.: Компенсация вполне возможна при правильно организованной окружающей среде и своевременной коррекции. Прогноз будущего вполне благоприятный.

Родители детей с СДВГ часто ощущают беспомощность, чувство вины и стыд, безысходность. Какой совет можно им дать?
И.Б
.: Будучи молодой матерью, я тоже испытывала все эти чувства. Однажды мне попалась книга Эды ле Шан ≪Когда ваш ребенок сводит вас с ума≫, которая очень помогла мне в тот момент. Главы из этой книги были перепечатаны в газетной статье под говорящим названием ≪Родительство не для трусливых≫. Мой совет —мужайтесь))))). И… просто любите своих детей несмотря ни на что. Наверное, иногда это самое сложное для большинства из нас.

* F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:
F90
Гиперкинетические расстройства
F90.0
Нарушение активности внимания
F90.1
Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное

Что важно знать о воспитании гиперактивного ребенка
1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.
2. Постоянно соблюдайте режим дня. Установите четкие границы дозволенного.
3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.
5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.
6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.
7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).
9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: ≪Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать≫. Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.
10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.
11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотябы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.
12. Если ребенок суетится, ≪разбрасывается≫, перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это. Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога! Как вы думаете, от чего зависит успеваемость ребенка в школе и успешность человека в жизни? Зависят ли эти два параметра друг от друга? Эти вопросы я затрону в своей статье, и вы найдете ответы на них, если внимательно прочитаете ее до конца. Но в основном я затрону одну актуальную проблему — расскажу, как работать с гиперактивными детьми (СДВГ) логопеду, как учитывать их особенности в коррекционной практике.

Существуют много точек зрения на этот счет, в основном они сводятся к двум тезисам:

  • эти миф выдуманный врачами, чтоб облегчать кошельки родителей
  • просто ребенок (особенно мальчик) очень быстрый, шустрый активный, дети все такие

И в них есть зерно истины, потому что часто этот диагноз ставят любому чересчур подвижному ребенку, который не подчиняется взрослым, дерзит, спорит, хулиганит, балуется во время занятий в школе или детском саду. И часто путают понятия “активный” и “гиперактивный. Мол, это даже хорошо, он успевает переделать массу дел, еще и делает многое одновременно.

Признаки гиперактивности

Спешу разочаровать последних — ребенок-СДВГ мало того, что не умеет делать много всего, быстро и сразу, он и одно-то дело не умеет довести до конца. Часто бросает его, потому что теряет интерес или не хочет напрягаться, преодолевать трудности. Он может бросить одно, начать другое, потом третье, четвертое, пятое — десятое — и все будет не доведено до конца.

Иногда бывает светлый луч в этом царстве хаоса — малыш может заинтересоваться чем-нибудь, но не спешите радоваться, это станет его навязчивой идеей, манией. В такой момент дети не могут ни о чем другом ни думать ни говорить. Только о своем любимом увлечении, не замечая никого и ничего вокруг. Это называется гиперфокус. Хорошо еще, если ребенок увлечется чем-нибудь полезным, например жизнью динозавров или строительством поделок из лего.

Все остальное детям неинтересно, жизнь им кажется нестерпимо скучна и однообразна, нужные постоянно новые возбудители для мозга. Поэтому постоянные истерики и хаотичное поведение, ребенок уходит в разнос. Его несет и сложно его остановить в этот момент. В более старшем возрасте такие дети начинают возбуждать себя всеми подходящими средствами.

Известные и знаменитые

Есть еще мнение, что люди с СДВГ(ADHD) особо уникальны и одарены. Периодически проходит информация, что тот или иной известный человек имел подобное нарушение. Или у какого-нибудь литературного героя или персонажа мультфильма находят черты СДВГ. С одной стороны это дает надежду, что имея дефицит внимания и будучи гиперактивным можно не пропасть в этой жизни и найти свою нишу.

Но с другой не надо забывать, что не диагноз сделал их известными и знаменитыми. Они прославились “не смотря на” и “вопреки”. А ведь это было непросто, потому что у людей с СДВГ, как правило, недоразвиты те участки мозга, которые отвечают за эмоционально-волевую сферу. То есть они страдают отсутствием воли и плохо считывают эмоции окружающих людей. Из-за этого они плохо социализируются.

Особенности детей

Требуя от ребенка — СДВГ выполнения каких-либо поставленных задач всегда надо помнить, что по развитию ЭВС он отстает в среднем на 30%, наблюдается некоторая инфантильность. Несомненно умственно и физически он вполне развит по своему возрасту. Конечно, с возрастом гиперактивность, как правило уходит или уменьшается в разы, но дефицит внимания (ДВ) остается.

Надо сразу уточнить, что мы подразумеваем под ДВ. Некоторые люди думают, что ребенку оказывается мало внимания со стороны взрослых, он как бы оказывается заброшенным. На самом деле дефицит внимания как психической функции. Дети — СДВГ не могут долго удерживать внимание, мозг отключается помимо их желания. Поэтому “развивать внимание” и требовать от ребенка: “Будь внимательнее!” и ругать его за то, что он невнимательный бесполезно.

Отношение педагогов

Но что делать в этой ситуации логопедам? Ведь многие дети с недостатками речи гиперактивны и невнимательны. Наверно, логопедам проще, потому что они, как правило, уже привыкли к тому, что их маленькие клиенты редко бывают спокойными и усидчивыми. А вот педагогам массовых школ и воспитателям детсадов приходится сложнее. Один такой ребенок может дезорганизовать весь учебно-воспитательный процесс, а если он не один?

Проявления СДВГ можно условно разделить на 3 степени: сильную, среднюю и слабую. Детям с сильно выраженными проявлениями гиперактивности и дефицита внимания вряд ли стоит посещать д/с. Они очень легко возбудимы и требуют к себе постоянного внимания, не могут сконцентрироваться ни на одном предмете, их все время куда-то несет, они вечно в хаотичном движении. Воспитатель не может бросить всех деток и заниматься только одним таким ребенком.

Дети со средней степенью и слабо выраженной уже вполне могут находиться в группе детей. Они более самостоятельны, но опять же, в коллектив надо вводить постепенно. Иначе их нервная система не выдержит. Ребенок может заболеть и превратится в часто болеющего на фоне психосоматики. Тем более дети с неявно выраженной формой СДВГ могут быть и не гиперактивными, у них в основном проблемы с дефицитом внимания.

Особый подход в работе логопеда

В работе с ними надо дробить учебный материал и многие навыки отрабатывать долго и тщательно. Они не могут выполнить долгую многоступенчатую инструкцию. У них часто бывает эффект “тут помню, тут не помню”, мозаичное восприятие. Логопедам надо постоянно придумывать новые формы и приемы, заготавливать кучу наглядных пособий, чтобы была постоянная смена вида деятельности. Заинтересовать таких детей можно, но чтоб удержать интерес и добиться результата надо сильно постараться.

На этом я прощаюсь с вами, дорогие читатели. Надеюсь я ответила на все вопросы и всем стало понятно, что успех в жизни не всегда коррелирует с учебой в школе. Потому что надо учитывать еще и показания социального интеллекта. Делитесь своими наблюдениями в комментариях к статье. Обсуждайте с друзьями и знакомыми в соцсетях и подписывайтесь на новые статьи блога.